Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

11 ноября Всемирный день качества Бурятия отметила, как и все прогрессивное человечество. Инициатором введения этого «красного дня календаря» стала Европейская организация качества (ЕОК) при поддержке ООН в 1990 году.

Для Бурятии, находящейся на переднем крае борьбы (большей частью безуспешной) с валом некачественного китайского ширпотреба (не считая собственных «предприимчивых» махинаторов), этот день имеет чрезвычайное значение.

День есть, а качества – нет

Всемирный день качества призван повысить значение высококачественных товаров и услуг, а также активизировать деятельность, направленную на привлечение внимания к проблемам качества. Однако в последние годы о предоставлении качественных товаров и услуг нам приходится только мечтать. В советские времена такого дня не было, а о качестве товаров и услуг можно было не беспокоиться.

Каким образом контролируется качество товаров и услуг сегодня, «Новая Бурятия» выяснила у президента Бурятской ассоциации защиты прав потребителей Анны Зурбановой.

- К сожалению, система госконтроля и надзора в последние годы значительно снизила свою эффективность. Если до 2000 года некачественные товары и услуги составляли около 40% нашего товаропотребления, то сейчас, по приблизительным подсчетам, более 60%. Практически потребитель остался один на один с недобросовестными предпринимателями. Ему остается защищать свои интересы только в судебных инстанциях. Наказать предпринимателей теперь можно только рублем, – говорит г-жа Зурбанова.

Лет двадцать назад мы и не подозревали, что будем страдать от продуктового изобилия! Но огромный и красивый ассортимент еды все больше утрачивает вкус. В продуктах все меньше натуральных компонентов и все больше заменителей, которые призваны скрыть всевозможные ароматизаторы, красители, усилители вкуса и т.п. Мы потеряли ряд продуктов, от которых остались лишь воспоминания и товарные наименования.

Хлеб крошится под ножом, шоколад напоминает пластилин, 90% мороженого сильно отличается от того пломбира из детства. Оно тогда вполне отвечало описаниям из толковых словарей: «замороженный сладкий продукт из молока, сливок, масла, сахара, соков, ягод с добавлением вкусовых и ароматических веществ». А теперь посмотрите на упаковку того, что продают сегодня: «молочный жир, пальмовый жир, альгинат натрия, камедь гуаровая, ароматизатор, идентичный натуральному…».

И поделать с этим ничего нельзя, поскольку контроль за качеством продукции со стороны госструктур фактически ликвидирован. Сейчас проверяется исключительно санитарно-гигиеническое состояние товаров. Люди не отравились и ладно. А каково на вкус то, что они съели, дело десятое.

То же можно сказать и о промышленной группе товаров и качестве оказываемых услуг.

- Вы знаете, что в соответствии с федеральным законом теперь коммерческие структуры Роспотребнадзор может проверять только раз в три года. Внеплановые проверки допустимы только по жалобам населения. Предполагается, что этот закон будет способствовать развитию малого бизнеса, но проблема в том, что у нас очень много недобросовестных предпринимателей, которых стало трудно поймать за руку, – говорит Анна Зурбанова.

А ассоциация против…

В помощь потребителям в борьбе за свои права в 2002 году была создана Бурятская ассоциация защиты прав потребителей. Анна Зурбанова стояла у истоков ее создания и руководит ею с 2005 года. До этого она руководила Управлением госторгинспекции вплоть до ее слияния с санэпиднадзором, в результате чего образовался Роспотребнадзор.

- В процессе контрольной деятельности мы сталкивались с проблемой, как доказать вину того или иного продавца и защитить потребителей. Когда дело доходило до суда, обязательно требовалось заключение независимой экспертизы. Но до 2002 года никто не занимался независимой экспертизой. Мы стали пионерами в этом деле. И сейчас мы единственная организация в республике, которая проводит независимую экспертизу, – рассказала г-жа Зурбанова.

В защите прав потребителей, проведении консультаций и представлении их интересов перед органами исполнительной власти участвуют и другие организации, в первую очередь Роспотребнадзор. Но прерогатива независимой экспертизы принадлежит только общественным организациям. Роспотребнадзор не наделен полномочиями ее проведения, а ведь в глазах судей независимая экспертиза обладает большим весом.

К сожалению, ассоциация не может проводить экспертизу продуктов. Для этого требуется специальная лаборатория, однако провести исследование качества одежды, обуви, галантерейных товаров, бытовой техники, мебели, компьютеров и т.д. ее специалисты могут на весьма высоком уровне. Как правило, экспертиза товаров и оказанных услуг платная. Но сотрудники ассоциации безвозмездно консультируют и помогают советами всем, кто обращается по вопросам качества.

Анна Зурбанова рассказала, что в год к ним обращаются до 2 тыс. человек по самым разнообразным поводам. И в 90% случаев потребители выигрывают судебные разбирательства.

- Недавно к нам пришла женщина, которая купила бобровую шубу. Обычно их носят годами, а у нее уже через месяц рукава обтрепались, низ побился. Продавец согласился с претензией, забрал шубу и пообещал поменять на норковую, но в течение года ни деньги, ни шубу не вернул. Я считаю, нужно наказывать нерадивых предпринимателей, – отметила Анна Григорьевна.

Согласно закону, в течение 7 суток продавец должен был заменить бракованный товар на такой же. На другой товар – в течение 30 суток. Теперь потребитель подает иск не на 35 тыс. рублей, сколько стоила шуба, а на все 108 тыс. рублей. За каждый просроченный день начисляется 1% в день от стоимости товара. Плюс моральный ущерб за нервотрепку.

Больные места

С наступлением зимы участились обращения граждан по поводу качества установки евроокон, остекления балконов и прочих строительно-отделочных работ. На рынке появилось очень много фирм-однодневок. Все газеты пестрят объявлениями об их услугах. Такие предприниматели часто работают на дому, не имея ни офисов, ни стационарных телефонов, если звонит клиент, они выезжают на дом.

Но часто в своих бедах виноваты сами потребители. «Наш бедный, безграмотный потребитель платит деньги без всяких документальных подтверждений, – сообщила Анна Григорьевна. – В результате предприниматель выполняет свою работу и умывает руки. Ни договоров, ни квитанций. А нет документов – нет обязательств. Одна из наших клиенток меняла трубы и оплатила 27 тыс. рублей без договора, без расписки. Но даже здесь мы стараемся помочь. Людей жалко».

Вопиющий случай с установкой электросчетчиков. Потребитель заплатил 7 тыс. рублей, но на регистрацию счетчик так и не поставили. Договор он заключил, но подписал, не глядя. Впоследствии оказалось, что договор был на ремонт квартиры.

С началом этого отопительного сезона участились и случаи предъявления претензий к работе ЖКХ. Две крупные жалобы поступили по поводу обрушения потолков. В результате попадания осадков на кровлю побитый шифер намокает, шлак и балки гниют. Из-за этого в одной из квартир обвалилась штукатурка, да так, что разбила стиральную машину. Этот дефект относится к критическим, так как опасен для жизни и здоровья. Его надо устранять незамедлительно. И Ассоциация защиты прав потребителей сейчас работает над этими случаями.

- Много обращений по поводу некачественно оказанных медицинских услуг, по неправильно поставленным диагнозам. Например, к нам обратилась женщина, ребенку которой физиотерапию делали вместо положенных 5 минут целых 15. В этом случае нашим специалистам провести экспертизу затруднительно. Однако и здесь мы стараемся помочь. Подсказать, что делать и куда обращаться, – говорит Анна Зурбанова.

Сейчас Бурятская ассоциация потребителей работает на общественных началах и энтузиазме сотрудников. Хотя их деятельность требует финансовых затрат. Согласно последним изменениям в законодательстве, власти теперь имеют право оказывать финансовую поддержку социально значимым общественным организациям. А это как раз тот самый случай, когда социальная значимость общественной организации налицо.