Особенности национального юмора

Наверное, уже все много раз посмотрели фильмы об особенностях национальной охоты и рыбалки, по достоинству оценив яркую самоиронию по поводу наших вредных привычек, загадочной русской души и стилю жизни.
Общество |

Наверное, уже все много раз посмотрели фильмы об особенностях национальной охоты и рыбалки, по достоинству оценив яркую самоиронию по поводу наших вредных привычек, загадочной русской души и стилю жизни. Только каждый, должно быть, согласится, что смотреть эти фильмы и оценивать национальные шутки в сотый раз уже не хочется. Традиционный юмор Республики Бурятия повсеместен: без него, притом в огромных количествах, не обходятся ни один местный КВН, юмористическая передача и даже первая бурятская комедия «Чайник». Все буквально пропитано неким «головарским» духом.

«Мы начинаем КВН. Для кого, для чего?..»

У данного юмористического подхода, как и полагается, есть свои противники и сторонники. На фронте юмора развернулась нешуточная борьба: молодежь во главе с самими кавээнщиками и их менеджерами считают, что без национально-ориентированного юмора у нас никуда – все рассчитано на местного зрителя. Тем временем находится много и таких зрителей, которые устали от шуток про маршрутки и кассы «Абсолюта» не меньше, чем от высмеивания российского пьянства и сравнивания России с медведем.

Так, прошедший в филармонии 8 декабря межвузовский финал КВН в очередной раз показал нам все те же шутки. И я имею в виду не просто «шутки на ту же тему», но и шутки старые, уже использованные в предыдущих играх. Но, если на старые номера еще можно закрыть глаза, списав все на уровень межвузовского КВНа, несмешной юмор не стоит списывать на сессию, как это сделали члены жюри. В конце концов и в Высшей лиге КВН играют сборные университетов, студенты, люди работающие и вряд ли менее занятые, чем студенты вузов Улан-Удэ.

«Мы ожидали более сильного финала сегодня. Юмор должен быть актуален, бодр и свеж», – сказал один из членов жюри, шоумен Сергей Брыков. И добавил: «Хорошо, что межвузовский КВН вообще проводится». Да, игры проводятся, в залах не хватает мест, билеты всегда остаются на доступном уровне (100-150 рублей). Но ведь не просто в проведении мероприятия цель огромного движения КВН. Стоит ли теперь радоваться этому, если юмор «вял и несвеж».

Конечно, были довольно яркие моменты у всех команд: шутка команды ВСГТУ «про жирафа», двойная шутка команды БГСХА про конкурс «Краса Бурятии», песня про «дежурного по городу» Александра Малханова, оригинальные ответы про аварию на ТЭЦ и птичий грипп в «Фоторазминке». В общем-то это все юмористические ходы, в которых команды проявили настоящую веселость и находчивость.

Дальше следовали вариации на тему «Программа «Такси» в Улан-Удэ», «Как бурятский парень пришел устраиваться на работу в охранное агентство» и даже «Война между США и Китаем». Многие заготовки (а ведь это были именно домашние заготовки), как уже было сказано, были не новы. Идеи во всех темах не получили достойного развития. Многие из номеров были затянуты, во многих вообще не прослеживалась логика. И если было смешно, то смех это был какой-то «уставший», подобно устаревшим шуткам выступающих. Хотя на предыдущих выступлениях те же самые команды выглядели намного интереснее.

Победитель – БГУ

Победителем была названа сборная БГУ, которая в сравнении с другими шутила разнообразнее и даже (!) показала «реально музыкальный конкурс». Вырученный приз – 30 тыс. рублей от компании «БВК», молодые кавээнщики намерены теперь потратить на проведение внутреннего кубка КВН в БГУ. Замечу, что сам директор филиала ЗАО «БВК» в Улан-Удэ Андрей Попов, по его признанию, «ожидал большего», но приз вручил, видимо, в надежде на лучшее. Ведь у студенческих команд нет спонсоров, они работают без декораций и костюмов, естественно, похожи как близнецы-братья.

Кстати, календаря как такового у нашего КВН тоже нет, он всегда «примерный». А залы меняются из-за того, что организаторы Чингис Болотов и Евгений Замалиев представляют «две организации». По словам Чингиса, «сотрудничают и договариваются с разными залами в зависимости от уровня команд». Бывает, что и в залах кавээнщикам отказывают. Аренда стоит примерно 30 тыс. рублей.

В общем проблем у бурятских юмористов хватает. При этом странно, что кавээнщики, похоже, абсолютно несамокритичны. Они искренне считают прошедшую игру «вполне удачной». Очень жаль, что ни организаторы, ни команды сами как будто вовсе и не стремятся к оригинальности, к новым идеям и не хотят смотреть шире. И в этом плане я была неприятно удивлена, услышав в выступлении команды КВН «Евровидение» давнюю шутку прославленной команды «Астана KZ», уже занявшей почетное место в Высшей лиге. Эта шутка про «женскую баню», возможно, не является наилучшим образцом юмора, но шутки, само собой, должны идти в народ. Когда же они идут от одной команды к другой – это уже больше похоже на нарушение авторского права, что, согласитесь, как-то совсем не по кавээновски.

Просто «Чайник»

Несмотря на разные проблемы КВН-движения, юмористы со стажем не боятся нехватки средств и багажа юмора и снимают первую бурятскую комедию. Трудно забыть тот момент, когда сборная Улан-Удэ объединилась с иркутской и результаты не заставили себя ждать: даже «матерые» кавээнщики из сборной РУДН, помнится, говорили, что «ребята несколько отошли от национальной направленности, и все пошло как надо». Почему оно не пошло еще дальше – другой вопрос, но объединение как нельзя лучше показало нам, что горизонты юмора расширять можно и нужно.

Создатели фильма, впрочем, сами признают, что фильм – о городе Улан-Удэ и для него. Жители других городов многие шутки вовсе не поймут. Да и многие недовольны, что город предстал в фильме именно в таком свете. Поэтому вопрос все тот же: почему нужно так сильно сосредотачиваться на «местном» юморе? Умение посмеяться над собой, иронично подчеркнув наши недостатки, – прекрасно, но ведь и самоиронии должно быть в меру.

«Чайник» уже показывают в других городах, и на его просмотр могли бы прийти не только выходцы из Бурятии. Почему бы, используя такую возможность, не показать жителям других городов, да и нам самим, как много у нас красивого, хотя бы природа Бурятии? Даши Намдаков и Зоригто Доржиев сохраняют местный колорит в своем творчестве, но делают это на таком высоком уровне, который становится интересен людям в других городах и странах. Фильм пытается показать красоту бурятского языка, и это похвально. Но в целом сюжет фильма никак к Улан-Удэ не относится, он не нов, а скорее наивен: такие парни живут, наверное, по всей стране, мечтают о хорошей машине и так же на нее зарабатывают.

«Чайник» интересен для молодого поколения, в кинотеатрах толпы из очередей за билетами, несмотря на их довольно высокую стоимость. Но, чтобы двигаться вперед, надо мыслить и действовать шире. Иначе мы все так и останемся провинциальными «чайниками»: с малыми целями и местечковой ограниченностью.

Кол-во просмотров: 1260

Поделиться новостью:


Поделиться: