Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

В преддверии Нового 2011 года о наиболее значимых событиях в деятельности Народного Хурала РБ «Новой Бурятии» рассказал председатель республиканского парламента Матвей Гершевич.

– Матвей Матвеевич, расскажите, пожалуйста, об итогах деятельности Народного Хурала в 2010 году. Чем запомнился вам этот год?

– За истекший 2010 год Народный Хурал Республики Бурятия рассмотрел 281 вопрос, принял 163 закона и 117 постановлений. Этот год был сложным, мы ощутили на себе последствия мирового финансового кризиса, тем не менее, все преодолели. В сфере деятельности Хурала можно выделить три основных функции: собственно законодательную (мы принимаем законы), представительскую (проводим выездные заседания, в этом году их было около 30) и функцию контроля. Наиболее значимые законы – это законы о республиканском бюджете.

В основном сложности в вопросах республиканского бюджета были связаны с сокращением федерального финансирования. Однако мы сохранили социальную направленность бюджета. В целом бюджет выполнен. Хотя к концу года осталось немного «недоосвоенных» средств, и депутаты этим обеспокоены. К примеру, строительство дороги Улан-Удэ – Курумкан. Здесь сработали причины как объективного, так и субъективного характера. И деньги поздно пришли, и климатические условия не благоприятствовали, и до конца не выполнили свои обязательства некоторые фирмы-подрядчики. С некоторыми из них уже расторгнуты договоры. По-хорошему все деньги должны быть освоены, иначе их могут отозвать. Но в данном случае эти средства останутся в республике. Как только установится плюсовая температура, строительство дороги продолжится.

Большую работу проделала комиссия Народного Хурала по противодействию коррупции. Когда она создавалась в начале деятельности нашего созыва, существовали разные мнения о том, чем она должна заниматься. Конкретными фактами коррупции или проверкой законов на коррупционную составляющую. Мы выбрали второе и оказались правы. Если в законе допускается двоякое толкование, это дает чиновнику возможность принимать решение на свое усмотрение и обращать его в свою пользу. Комиссия выполняет значительный объем работы. Все принятые в этом году 160 законов прошли антикоррупционную экспертизу. А мы работаем по всем законам, которые действуют на территории республики. Могу сказать, что сейчас недобросовестным должностным лицам работать очень сложно. Это уже эффект.

– Какие из принятых в уходящем году законов вы считаете наиболее важными?

– Я считаю наиболее важными те законопроекты, которые действительно помогают людям, облегчают их жизнь. Я бы хотел обратить особое внимание на республиканский закон о бесплатном предоставлении земельных участков и 300 кубометров леса. Фактически мы стали инициаторами этого закона и активно его продвигаем. Ведь самая главная проблема для человека – это жилье. Без помощи властей решить эту проблему практически нереально. Поэтому мы постарались создать такие условия, чтобы человек мог сам построить себе жилье. Сейчас уже более 2,5 тыс. человек подали заявления на получение участков. Есть примеры, когда уже построили дома.

Мы постоянно отслеживаем применение закона. Сейчас выявлены некоторые трудности. Например, молодая семья, даже получив документ на 300 кубометров леса, не может его реализовать. Ведь это надо поехать в лес, срубить деревья, привезти, распилить. Но сейчас мы заключаем договоры, согласно которым люди, получив бумагу, могут обменять ее на готовые стройматериалы. Чтобы построить хороший дом, нужно примерно 150 кубометров леса. Все остальные кубометры идут в оплату за выполненные услуги.

Также на практике мы выяснили, что часто не хватает денег на покупку самого необходимого – шифера, гвоздей. И мы приняли решение о дополнительном выделении 200 тыс. рублей под 5% годовых. Это очень хорошие условия, на такие деньги можно купить очень многое и благоустроить дом. Мы полны решимости полностью доработать этот закон, чтобы у нас в республике вопрос жилья сдвинулся, наконец, с «мертвой точки».

На мой взгляд, хороший закон мы приняли, когда решили выплачивать гражданам, усыновившим детей, единовременные пособия в размере 250 тыс. рублей. В нашей юридической практике возник такой казус, что при назначении опекунства или приеме ребенка в семью без усыновления этим семьям производится выплата. А если ребенка усыновляют, то никаких пособий не предусматривается. Чтобы это как-то компенсировать, мы и приняли такое решение.

Для решения демографической проблемы мы проводим активную работу в течение двух лет, уже видны результаты. Сейчас у нас усыновленных и переданных в приемные семьи детей больше, чем детей, которые содержатся в детских домах. Это уже переломный момент. И мы полны решимости продолжать эту работу. Как показывает практика, дети, которые воспитываются в детском доме, оказываются не приспособленными к самостоятельной жизни. Там они живут на всем готовом, адаптироваться позже в обществе им очень тяжело. Если же ребенок воспитывается пусть даже в приемной семье, не говоря уже об усыновлении, то таких проблем не возникает.

Также мы приняли закон о порядке обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей и детей до трех лет по заключению врачей. Это тоже очень важно. Люди живут по-разному. Мы надеемся, что эти меры дадут им возможность родить и воспитать здоровых детей.

Не менее важен закон о социальной поддержке инвалидов Бурятии, принятый на последней сессии Хурала. Он гласит, что инвалидам должен быть вне очереди предоставлен гараж. А также на каждой автомобильной стоянке теперь не менее 10% мест должно быть зарезервировано для парковки автотранспортных средств инвалидов.

– Как строится работа Хурала с властными структурами муниципалитетов?

– Для нас это один из важнейших вопросов. 20 августа мы провели межрегиональную научно-практическую конференцию, посвященную проблеме реализации ФЗ-№131 «Об общих принципах организации местного самоуправления». Кроме того, мы провели два заседания совета представительных органов местного самоуправления при Народном Хурале. Фактически мы взяли на себя функцию оперативной помощи не только райсоветам, но и поселениям. На мой взгляд, это очень хорошая форма взаимодействия для представителей муниципалитетов. Это и передача накопленного положительного опыта, и обсуждение наболевших вопросов, и возможность получить квалифицированную консультацию у специалистов. Это нужно для того, чтобы на местах принимались те решения, которые соответствуют республиканскому и федеральному законодательству. Не секрет, что в районах с этим часто возникают сложности. Советы муниципальных образований очень нуждаются в нашем участии в их работе.

Более того, в бюджете 2011 года депутаты сумели поддержать муниципальные образования, выделив им 393 млн рублей, хотя для этого пришлось урезать финансирование некоторых других проектов. Такое решение было необходимо. Ведь сейчас ожидается увеличение заработной платы бюджетников на 6%, возрастут и страховые взносы. Чтобы выполнить эти решения, в районах просто не хватило бы средств. Если бы мы их не выделили, муниципалитеты просто не смогли бы выполнить федеральный закон.

– Народный Хурал Республики Бурятия принял решение о продлении срока полномочий до 10 марта 2013 года, хотя срок его полномочий должен был истечь в декабре 2012 года. Как вы относитесь к этому решению?

– Такое решение было принято под влиянием обстоятельств. Но это правильное решение. Мы же должны сделать задел и подготовить бюджет. Федеральное законодательство устанавливает два единых дня голосования – в последнее воскресенье марта и октября. Если мы в октябре проведем выборы, то просто не успеем принять бюджет. А это важнейший документ, без которого остановится вся работа. Согласно графику, Хурал должен принять бюджет в первом чтении до 2 ноября, а до 2 декабря – уже во втором. Это сложно, ведь бюджет – очень скрупулезная работа. С учетом этого мы решили спокойно завершить год, а в марте провести выборы.

– Как вы оцениваете проделанную Народным Хуралом работу?

– Главным критерием для меня является то, что за три года работы Хурала ни разу не было возбуждено судебное разбирательство или подан прокурорский протест по поводу несоответствия нашего законодательства федеральному. Это, на мой взгляд, лучший показатель. И главная заповедь федеративного государства.

Неофициально о спикере

Мало кто знает, что Матвей Гершевич является прекрасным отцом и любящим дедом четырех внуков (старшему из которых 11 лет). По его словам, несмотря на плотный график и большую загруженность, он всегда старается оставить время для своей семьи. «Я вообще предпочитаю отдыхать активно. Не зря ведь говорят, что лучший отдых – это смена деятельности. Я очень люблю охоту, рыбалку и стараюсь вовлечь внуков. Если же у меня нет времени, я совершаю пешие прогулки, у меня есть свой излюбленный маршрут. Часто бываю в родном селе Улюн», – говорит Матвей Гершевич.

Председатель Народного Хурала является большим патриотом своей малой родины – Баргузинского района, интересы которого он представляет в Хурале. Сейчас Матвей Гершевич является председателем сразу двух попечительских советов по восстановлению Спасо-Преображенского собора в Баргузине и строительству дацана «Дворец Янжимы» рядом с буддийской святыней Бурятии – местом проявления лика «танцующей богини Янжимы». По его словам, через два года этот дацан обещает стать одним из самых красивых в Бурятии.

Спикер Хурала очень любит читать книги и смотреть фильмы об истории и природе.