Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Госдума предлагает еще больше ужесточить наказание за нарушение правил парковки и дорожного движения, а также обязать водителей платить за эвакуацию машины на штраф-стоянку. Соответствующий законопроект нижняя палата парламента утвердила в первом чтении на минувшей неделе.

Основу законопроекта, подготовленного группой депутатов – «единороссов» во главе с руководителем думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимиром Плигиным, составляет целый пакет поправок в КоАП, которые многократно повышают штрафы за нарушение ПДД. К примеру, за проезд на красный свет или запрещающий жест регулировщика нарушителю придется выложить 1 тыс. рублей. А за пересечение стоп-линии предлагается наказывать штрафом в 800 рублей. Парламентарии надеются, что с помощью очередного «кнута» порядок на отечественных дорогах все-таки удастся навести. Некоторые эксперты согласны, что резон в этом есть.

– Существующие штрафы абсолютно не дисциплинируют наших автомобилистов, – заявил «Известиям» глава движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. – К примеру, правилами запрещено выезжать на перекресток, если он занят, но это происходит постоянно, особенно в Москве. На штраф в 100 рублей никто не обращает внимания.

Впрочем, наказание, по словам Лысакова, должно быть не только жестким, но и неотвратимым. Причем для всех.

– Если бы камеры, которые сейчас фиксируют превышение скоростного режима, регистрировали и другие нарушения, большинство водителей это привело бы в чувство, – считает он. – Но пока у нас нет для этого нормативной базы. Да и регионы не спешат вкладывать деньги в оборудование для фото- и видеоконтроля.

Член координационного совета Федерации автовладельцев России Андрей Орел заявил, что именно по причине избирательности наказания увеличение штрафов не даст никакого результата.

– Если бы у нас штрафовали всех, невзирая на «корочки», я бы первый голосовал за поправки в КоАП, – говорит он. – Но в России пока продолжает действовать практика, когда для одних закон писан, а для других – нет. Так что ужесточать наказание не имеет смысла.

Авторы законопроекта надеются не только навести порядок в дорожном движении, но и законодательным способом ликвидировать дорожные заторы. Поэтому особое внимание они уделили нарушениям, связанным с парковками в неположенных местах.

– Крупные и средние города России охватил транспортный коллапс, – озвучил известный факт первый зампред Госдумы Олег Морозов. – Пробки на дорогах, в которых люди простаивают часами, нивелируют все преимущества легкового транспорта. Через них с трудом пробивается даже «скорая помощь». Одна из причин – нарушение правил парковки. Наведение порядка в этой сфере, конечно, не панацея, но, пожалуй, то звено, с которого можно и нужно начать.

Начав, депутаты подошли к решению вопроса с большим энтузиазмом, предложив не только в разы увеличить штрафы, но и обязать водителей самостоятельно оплачивать эвакуацию машины на штраф-стоянку. Эксперты эту инициативу не одобряют.

– Сначала нужно построить парковки, а потом принимать такие поправки в закон, – считает Андрей Орел.

По мнению Вячеслава Лысакова, если депутаты одобрят эту инициативу, получится, что автолюбителям придется нести наказание в двойном размере: сначала платить штраф за неправильную парковку, а потом тратить массу усилий и времени на то, чтобы забрать машину со штраф-стоянки.

– В парковочном бизнесе крутится много коммерческих фирм, которые правдами и неправдами затягивают возврат автомобилей владельцам, – говорит он. – То наличные не принимают, то раньше закрываются. А счетчик-то работает.

Впрочем, законопроект прошел в Госдуме только первое чтение. Специалисты надеются, что на следующем этапе в него все-таки будут внесены корректировки, которые учтут мнение автолюбителей.

PRO Владимира Демченко

Как показывают последние три года, только существенное ужесточение наказания может заставить нас ездить по правилам. Призывы повышать культуру вождения, демонстрация разбитых авто на обочинах – мертвому припарка. Но стоило всего на 400 рублей повысить штраф за непристегнутый ремень – и щелчок перед поездкой вошел в привычку у большинства. Отбор прав за промилле многих заставил ездить на метро, а на встречной полосе, кроме машин с ведерками мигалок, редко кого увидишь. Перемены особенно заметны на узких междугородных трассах. Любителей змейкой рассечь поток осталось единицы. Знак «40» – джип впереди бьет по тормозам и покорно плетется за «фурой».

Так что идея наказывать рублем тех, кто создает пробки, представляется вполне здравой. Другое дело, что ужесточение наказания за все на свете – порочный путь. ГИБДД стоило бы научиться обеспечивать выполнение уже имеющихся запретов. Например, штраф в 800 рублей за пересечение стоп-линии у светофора – явный перебор. Есть же запрет выезжать на забитый перекресток, но я еще не видел ни одного инспектора, пытающегося наказать кого-то за это нарушение.

CONTRA Екатерины Григорьевой

Рубль, конечно, инструмент доходчивый. Но только им порядок на дороге не создашь. Простейший пример: трамвайные пути на перекрестке с разбитыми до невозможности бетонными плитами на них. Водитель, вспомнив про сумму, в которую ему обошелся предыдущий ремонт подвески, резко сбавляет скорость. И, собственно, так же поступает весь поток. И вроде выезжаешь на уверенно зеленый, но, пока карабкаешься по этим ямам, выясняется, что впереди уже загорелся разрешающий сигнал для пешеходов. Что делать? Только остановиться. И тем самым перекрыть путь перпендикулярному потоку. Можно, конечно, штрафовать каждого водителя, попавшего в такую ситуацию, но что это даст?

Отдельная песня – парковка. Хамы, по сути своей бросающие машины во втором ряду, есть, и их угрозой отдать лишние несколько сотен рублей не остановишь. При этом большинство водителей готово ничего не нарушать. Только очень часто это невозможно.

Повышать штрафы – да, это метод. Но если цель – не просто пополнить бюджетные строки, а создать более безопасную среду, то надо повышать и «умность» наших дорог.