Новое кино Бурятии

Заканчиваются съемки нового авторского кинопроекта Баира Дышенова. На кинохлопушке написано «Эхын гурбан нулимса» – «Три слезы матери». Взяв за основу известную буддийскую притчу «Наказ матери» и адаптировав ее к съемкам, режиссер стал и автором сценария нового короткометражного фильма.
Общество |

Заканчиваются съемки нового авторского кинопроекта Баира Дышенова. На кинохлопушке написано «Эхын гурбан нулимса» – «Три слезы матери». Взяв за основу известную буддийскую притчу «Наказ матери» и адаптировав ее к съемкам, режиссер стал и автором сценария нового короткометражного фильма. Работа над ним началась еще в сентябре прошлого года.

Прочувствовать, пропустить через себя сначала сценарий, каждую сцену до мелочей представив у себя в голове, а затем руководить всем процессом на съемочной площадке – такие непростые задачи поставил перед собой режиссер.

Вместе с директором фильма Александром Соколовым Баир Дышенов начал подбор съемочной команды. Это и стало первым этапом рождения кино, закладывающим фундамент фильма. Сами съемки, проходящие в поселке Эрхирик, стали его вторым этапом. Уже отсняты ключевые сцены, остались лишь так называемые съемки «натуры», которые являются связующими. Финальным этапом кино станет монтаж, обработка видео, запись звука и музыки.

– Я работаю над кино постоянно, даже когда ничего не снимаю, – говорит режиссер-постановщик Баир Дышенов. – Постоянный поиск чего-то хотя бы приближенного к совершенству – пожалуй, вот что такое кино. Съемки нового фильма в очередной раз это доказывают: вот уже более месяца, с раннего утра до ночи вся съемочная группа работает без устали, сплоченно и слаженно, добиваясь одной цели и от того, похоже, даже мысля одинаково.

В съемочную группу входят профессионалы из разных частей света. Художник-постановщик Шарипбек Жайлабаев из Киргизии, который, как и Баир Дышенов, является выпускником Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Иркутский оператор-постановщик Глеб Степанов ранее работал на съемках фильма «Сатисфакция» Евгения Гришковца. Художник по свету Стефан Дюшато – настоящий француз – перед каждой сценой тратит около часа для правильной постановки света в кадре. Они спорят, пробуют разные варианты для съемок – создают освещение, подбирают точку съемки, которые передают атмосферу, настроение и в конечном итоге авторский замысел. Музыку к фильму напишет композитор Баир Дондоков.

И сколько бы дублей каждой сцены не снимали, а бывает их обычно около десяти, режиссер перед каждым проводит с актерами небольшую репетицию, обращая внимание на каждую деталь, поворот головы, взгляд, игру света и, главное, точность передачи смысла. «Тут нужно подняться со стула медленнее» или «В эту секунду подумай о матери», – говорил Баир Николаевич во время сложной кульминационной сцены исполнителю главной роли сына артисту театра бурятской драмы Басте Цыденову.

Баста Гуруевич понимает режиссера с полуслова. Несмотря на богатый опыт, он оттачивает каждую сцену дубль за дублем. Мать – героиню фильма – играет старейшая артистка театра бурятской драмы Намсалма Шагдарова. В своем почтенном возрасте она стойко выдерживает непростой процесс съемок, блистательно воплощая свою роль.

Процесс съемок контролируют и помощник художника-постановщика Дарима Шулунова, помощник оператора Дмитрий Сандаков и ассистент звукорежиссера Булат Юмов. В завершение съемочного дня – ближе к ночи – все просматривают отснятый материал под руководством режиссера монтажа Юрия Горюнова, много работающего в Москве. Среди его работ, в частности, фильм «Мы из будущего-2».

В фильме «Три слезы матери» затрагиваются не только вопросы веры, но и вопросы уважения родителей, умения жить «по совести». Выделены три логические линии, через которые проходит развитие сюжета: отношение сына к матери, матери – к богу и сына – к богу.

– Для этой роли требуется большая внутренняя работа, – поделился Баста Гуруевич. – Но все это помогает в постижении вечных вопросов, ведь на самом деле все мы всю жизнь стараемся понять, для чего мы рождены. Для этого нам зачастую не хватает осознания истинных ценностей бытия, нам мешает эгоизм. Но во время работы над фильмом я открыл для себя многие удивительные вещи и, пожалуй, буду теперь заново вглядываться в лицо своей 85-летней мамы.

В кульминационный момент фильма к главному герою приходит осознание его ошибки, настоящих ценностей, на его глазах происходит чудо, но самое главное чудо происходит у него в душе. Без сомнения, такой сюжет не оставит равнодушным ни одного человека, пытающегося найти свой путь и прийти к гармонии, ведь именно к этой главной цели жизни ведет нас буддизм. Специально для этого фильма консультации, а также необходимые атрибуты и реквизит предоставил Иволгинский дацан. Большую поддержку оказал ширетуй Дугана Зеленой Тары Намжил-лама, и, наверное, благодаря всему этому вся работа над фильмом давалась легко.

Съемки завершаются, но впереди еще много работы, потому готовый вариант фильма «Три слезы матери» обещает появиться весной. В планах режиссера участие в международных кинофестивалях. Возможно, фильм удастся посмотреть и в местном прокате вместе с «Улыбкой Будды», принесший успех своему режиссеру.

Короткометражный фильм «Улыбка Будды», снятый режиссером Баиром Дышеновым в 2008 году, в феврале 2009 года получил «Хрустального медведя» – главный приз в секции «Поколение» на Берлинском кинофестивале среди короткометражных фильмов, занял первое место на французском фестивале короткометражек в Леможе.

– Я не стремлюсь снимать случайные вещи: без большой, достойной задачи делать что-то просто неинтересно, – рассказал Баир Николаевич. – Бурятская культура сейчас в упадке, а института кино нет вообще, поэтому если его и создавать, то, показывая в фильмах то, чем мы живем. А вся наша жизнь пропитана буддийскими традициями. Пример «Улыбки Будды» доказывает, что смысл фильма, несмотря на удаленность Бурятии от остального мира, был понят совершенно разными людьми. Сейчас мы двигаемся в том же ключе, а в планах предстоящим летом снимать уже полнометражное бурятское кино.

Кол-во просмотров: 2312

Поделиться новостью:


Поделиться: