Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

23 февраля исполнилось 80 лет со дня рождения выдающегося российского филолога Александра Бадмаевича Соктоева. Масштаб его личности сказывался не только в его научной значимости, но и в человеческих, личностных качествах – в исключительном обаянии, доброжелательности и открытости. Доктор филологических наук, член-корреспондент Академии наук РФ, лауреат Государственной премии РФ, он был руководителем крупного проекта по изучению филологии народов Сибири и Дальнего Востока. Под его руководством вышло 30 томов серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока».

Этот труд состоялся благодаря Александру Соктоеву и команде, великому подвижническому труду безмерно дорогих нам Виктора Михайловича Гацака, заместителя главного редактора, Бориса Николаевича Путилова, Юрия Ивановича Смирнова – членов редколлегии серии, благодаря дорогой Елене Ивановне Шастиной, ответственному редактору томов русских сказок, к одному из которых я приложила много усилий.

Александр Соктоев спешил запечатлеть фольклорные памятники коренного населения после многочисленных экспедиций по северу Якутии, Дальнему Востоку, Туве, Алтаю и многим другим местам Сибири. «Еще продолжающие свою исполнительскую деятельность отдельные выдающиеся мастера устного художественного слова, в большинстве своём люди преклонного возраста, немощные, одинокие, живут, как правило, в ветхих строениях, без элементарных удобств, в атмосфере безразличия и бездушия, обойдённые вниманием со стороны государства и местных чиновников, – писал он в одной из своих работ. – В результате мы становимся очевидцами тяжёлой картины: уходят один за другим из жизни крупные сказители, певцы, сказочники – гордость и величие национальной культуры каждого народа, которую они так ярко олицетворяли. Любимые, почитаемые местными сородичами, сибирские Гомеры уходят из жизни, так и оставшись безвестными для всего «цивилизованного» мира».

Александр Соктоев делал всё возможное и невозможное, чтобы эти простые, но талантливые люди «попали в историю» и встали в один ряд с известными фольклорными мастерами. И сам Александр Бадмаевич также стал объектом фольклорного воспевания. В старину, да и в наши дни именно такие люди становились и становятся героями народных преданий, легенд, песен. Вот строки народной удэгейской поэтессы Валентины Кялундзюги в переводе знатока удэгейского языка Михаила Симонова, которые раскрывают непосредственность искренней радости народа удэге:

В тайге, на реке Хор,
Вода такая прозрачная,
Там камни несёт течением
по перекатам,
Там высокие горы – синие-синие…
В это время
Приехал на эту землю
Александр Бадмаевич,
Старший брат удэгейцев…
Это великий и умный человек,
Большой начальник.
У Александра Бадмаевича
Волосы седые
И кучерявые-кучерявые…
Он со своими товарищами
О том, как разные люди
И разные народы
Раньше жили,
И сказки рассказывали,
И в прозе, и в песнях
Всё записывает,
Чтобы подрастающие дети знали,
Как раньше жили.

Бурятия имеет много достойных и великих сыновей, среди филологов можно назвать Ц.Ж. Жамцарано, Ц.Б. Цыдендамбаева, В.Ц. Найдакова и других, но Александр Бадмаевич замечателен тем, что достойно представил свой народ на российском и мировом уровне. При этом он оставался очень скромным человеком.

Трудовая деятельность А.Б. Соктоева после окончания Ленинградского госуниверситета в 1953 году и защиты кандидатской диссертации в 1956-м делится на два периода – улан-удэнский (1956–1983 гг.) и новосибирский (1983–1998 гг.).

Сначала Александр Бадмаевич работал в БГПИ им. Доржи Банзарова, сначала ассистентом, старшим преподавателем, завкафедрой русской и зарубежной литературы историко-филологического факультета. В 1966 году он перешел в Бурятский филиал СО АН СССР – учёным секретарем президиума, замдиректора Института общественных наук, завотделом литературоведения, фольклористики и искусствоведения.

В эти годы он создал четыре значительных научных труда: заключительную теоретическую главу «Особенности развития бурятской советской литературы» в книге «История бурятской советской литературы» (Улан-Удэ, 1967), монографию «Хоца Намсараев. Путь к эпосу социалистического реализма» (Улан-Удэ, 1971), монографию и докторскую диссертацию «Становление художественной литературы Бурятии дооктябрьского периода» (Улан-Удэ, 1976). И, наконец, «Абай Гэсэр Могучий», изданный в 1995 году в серии «Эпос народов Евразии».

При активном участии Александра Соктоева, неоднократном обсуждении самой идеи с друзьями – литературоведами Алексеем Ильичом Улановым, Василием Цыреновичем Найдаковым, Гунгой Очировичем Туденовым и другими авторами – был создан авторский коллектив для написания «Истории бурятской советской литературы». Позже Александр Бадмаевич писал: «История бурятской советской литературы» сыграла большую роль не только в республике (она стала учебным пособием, по которому в школах и вузах стали изучать бурятскую литературу, и настольной книгой писателей Бурятии), но и за ее пределами. Она стимулировала появление подобных работ – «историй» казахской, якутской, калмыцкой и других национальных литератур… Опыт создания этого труда позволил литературоведам Бурятии принять активное участие в подготовке ряда других ответственных коллективных монографий – «Очерков истории культуры Бурятии», «Очерков истории культуры МНР», а также в предпринятом и успешно осуществленном Институтом мировой литературы им. А.М. Горького АН СССР фундаментальном шеститомном труде «История советской многонациональной литературы».

Создание Александром Соктоевым монографии «Становление художественной литературы Бурятии дооктябрьского периода» необыкновенно обогатило представление о генетических истоках бурятской словесной художественной культуры и изучение жизни и человека через художественное познание в Бурятии и странах Востока. Всех трудов улан-удэнского периода деятельности Александра Соктоева более чем достаточно, чтобы назвать его истинно достойным представителем гуманитарной интеллигенции России.

Новосибирский период жизни Александра Бадмаевича – 15 лет – был сопряжен с подготовкой и запуском в производство серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока».

Мысль о создании фольклорной серии не одного, а большинства народов региона была продумана совместно с Василием Найдаковым и озвучена ими в 1977 году на фольклористической конференции в Якутске. А в 1979 году они вместе изложили проект в издательстве «Наука» в Новосибирске. Директор издательства тех дней Р.С. Русаков писал: «После встречи в издательстве А.Б. Соктоев подготовил обстоятельный доклад и выступил с ним на заседании президиума Сибирского отделения АН СССР… Присутствующих на обсуждении подкупила новизна замысла, серьезность подхода, ясность изложения, убедительная аргументация и продуманность в мелочах… Немалую роль в этом, наряду с убедительностью доводов, сыграло личное обаяние А.Б. Соктоева, его блестящая речь, оправданный пафос патриота, отстаивавшего необходимость сохранения богатого духовного наследия коренных народов Сибири и Дальнего Востока».

Задумываясь о роли Александра Соктоева в издании серии, в открытии отдела фольклора, задаваясь вопросом о его личном вкладе, его личных неимоверных усилиях, ответ можно получить в послесловии к книге «Памяти Александра Бадмаевича Соктоева»: «На титуле 19-го тома «Фольклор долган», вышедшего уже после смерти А.Б. Соктоева, значится: «Серия основана членом-корреспондентом РАН А.Б. Соктоевым». Такое решение руководителей серии и Сибирского отделения о многом говорит – без А.Б. Соктоева проект мог бы не состояться, его личность в реализации проектов велика.

«Главную скрипку» в редколлегии серии наряду с главным редактором – академиком А.П. Деревянко и А.Б. Соктоевым – практическим создателем серии, заместителем главного редактора, играл также Виктор Гацак – именно он вывел серию на нужный научный уровень и вместе с Александром Бадмаевичем и другими учеными привёл к крупному успеху.

Когда ООН объявил 1993 год Годом коренных народов мира, Александр Соктоев писал: «Надо полагать, что эта акция не для сиюминутного успокоения совести ООН и правительств. Надеемся, что она станет началом конкретной большой работы, результатом которой должны быть решения главных проблем коренных народов мира».

Александр Соктоев скончался 3 июля 1998 года в Новосибирске, оставив после себя значительное литературное наследие – послание в будущее на благо всего человеческого содружества.