История школы энтузиастов

30 лет исполнилось в этом году школе №7 в поселке Восточный. С самого начала своего существования это была передовая в столице Бурятии школа с самыми оборудованными классами, лабораториями и даже цехами.
Общество |

30 лет исполнилось в этом году школе №7 в поселке Восточный. С самого начала своего существования это была передовая в столице Бурятии школа с самыми оборудованными классами, лабораториями и даже цехами.

Дети авиазавода в начале учебного года еще в 1980 году учились в приспособленной для этого клубной библиотеке. Ближайшая школа №46 находилась в нескольких километрах. Детям, которые учились в ней, приходилось преодолевать 2,5 км туда и обратно. А в это время строилось новое помещение школы. К моменту открытия новой школы в приспособленных помещениях училось более 2 тыс. детей. Открытие прошло 12 января 1981 года, которое приурочили к празднованию Нового года. Для жителей авиазавода это было настоящим подарком.

Такой, по тем временам, высокоуровневой и оснащенной школы в Улан-Удэ больше не было. Поскольку школа строилась в кратчайшие строки, она была сдана со значительными недоделками. Из-за этого учителям и школьникам приходилось в первую половину дня исправлять недоделки строителей, а вторую половину уделять занятиям.

Проект школы был передовым. В ней было несколько цехов: швейный, токарный, слесарный. Часто в цехах проводили открытые уроки для учеников из других школ. В проект школы были включены медицинский, стоматологический кабинеты, спортивный зал, библиотека. Позже были построены стрелковый тир, бассейн. В школе было два лингафонных кабинета, девять киноаппаратов, два автомодульных класса.

Согласно плану, школа была рассчитана на 1176 мест, однако после ее открытия было принято детей почти в два раза больше. Предпочтение отдавалось ученикам младших и старших классов. Естественно, что с самого начала своего существования школа была переполнена.

Первым директором в школе был Станислав Медведев, учитель немецкого языка.

– Директор вспоминал, что в первые годы было множество проблем, – рассказывает учитель истории и обществознания Нина Муравьева. – Не работала столовая, поэтому ученики и учителя приносили завтраки с собой. Не было раздевалки, поэтому приходилось раздеваться в классах.

Однако с самого начала в школе сложился молодой прекрасный коллектив учителей, которые были настоящими энтузиастами своего дела. Они сами вешали шторы, ставили мебель, занимались ремонтом. Этот коллектив стал визитной карточкой школы. С самого первого года работы в школе были созданы детский и взрослый хор, открыты кружки по интересам. Тогда же были заложены основы традиций проведения спортивных и культурных мероприятий.

В 80-е годы поселок Восточный быстро рос и представлял собой строительную площадку. Везде стояли башенные краны. Школа работала с перегрузками.

Вторым директором школы стал Олег Харитонов. Он проработал в школе более 20-ти лет. Это был настоящий энтузиаст своего дела. А каждые выходные учителя почти всем коллективом совершали лыжные прогулки, неизменным организатором которых был Олег Алексеевич. «Он поставил на лыжи весь коллектив учителей, – смеется Нина Муравьева. – Школа была великолепно оснащена лыжным оборудованием».

Настоящим испытанием для школы стали 90-е годы. Прекратилась поддержка от шефской организации – авиазавода, который переживал кризис, начались перебои с выдачей зарплаты учителям.

– Помню, нам не выдавали зарплату по полгода, – говорит Нина Муравьева. – Тогда директор говорил, что уже не помнит, как заполняется бланк по выдаче зарплаты. На моей памяти за это время из школы ушло около восемнадцати учителей.

Сама Нина Муравьева работает в школе №7 уже более 17 лет. За это время она, как и ставшая родной школа, пережила перестройку и экономический кризис.

Учителям приходилось подрабатывать, давая частные уроки. Многие учителя надломились психологически.

– В учительской среде началось разочарование в профессии, некоторые пали духом, – рассказывает Нина Аркадьевна. – Когда человек всю жизнь живет школой, а потом выясняется, что его труд не нужен никому, происходит моральный надлом. Как сказал Олег Харитонов, были физические силы, но не осталось никаких моральных сил.

Что помогло Нине Аркадьевне остаться в школе и дальше работать? По ее словам, возможно, то, что в то время она была молодой. К тому времени ей было чуть больше 30-ти.

– Я видела детей, которым нужен мой труд. Я знала, что если я уйду, то некому будет их учить. Тогда учителей не хватало, было много открытых вакансий, и я каждый день шла в школу, к своим детям, – говорит Нина Муравьева.

В конце 90-х директором стал Евгений Кучер, которому тогда было всего 28 лет. К этому времени экономическая ситуация в стране уже стабилизировалась. Сейчас директором школы работает Светлана Хандуевна Очирова.

– Именно на такого человека сейчас можно положиться, – говорит Нина Аркадьевна. – Она – настоящий менеджер, хозяйственник.

Сейчас Нина Аркадьевна вместе с учениками создает музей школы, где собраны кадры строительства здания школы, первых уроков физкультуры. В музей родной школы Станислав Петрович, первый директор, подарил пособие по изучению немецкого языка. Рисунки, картинки были им нарисованы. Он разработал методику преподавания. Пособие стало одним из главных экспонатов музея школы.

Школа активно участвует в городских и республиканских смотрах и конкурсах. Так, в 2005 году она приобрела статус Общественно активной школы. Не так давно музей школы принял участие в смотре музеев. По его итогам Иван Ананьев стал лучшим экскурсоводом города.

Но одной из главных проблем школы, как и у всех остальных, остается недостаток финансирования. В этом им помогает Попечительский совет родителей, созданный при школе.

Кол-во просмотров: 1145

Поделиться новостью:


Поделиться: