Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Великий испанский философ Ортега-и-Гассет ошибался, утверждая, что XX век – последний век национализма. В XXI веке во всем мире и в России усиливаются межнациональные противоречия, происходят столкновения на национальной почве. В этих условиях сохранение межнационального мира в Бурятии является особенно важным. Ведь в нашем регионе проживают представители более 100 национальностей. По данным Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия в Бурятии официально зарегистрировано 30 национальных культурных общественных объединения.

Республика Бурятия является зоной межнационального спокойствия и согласия. Территория Байкальского региона с древнейших времен была перекрестком разных культур. И, несмотря на полиэтничность и достаточно большие различия в культурах народов республики, жители Бурятии сумели накопить положительный опыт взаимодействия. Однако в целях профилактики межнациональных конфликтов формирование межэтнической толерантности является необходимым.

Для установления, расширения и углубления культурных связей между народами Бурятии, укрепления дружбы и взаимопонимания, сохранения единого культурного пространства в 2010-2011 годах отдел краеведения разработал долгосрочную краеведческую программу «Хрустальный мир».

Первым этапом в реализации долгосрочной программы станет республиканский детский фестиваль народов Бурятии «Хрустальный мир», посвященный 350-летию вхождения Бурятии в состав Российского государства. Фестиваль пройдет 15-18 ноября 2011 года в Улан-Удэ. Сроки проведения фестиваля приурочены к 16 ноября, официально признанному ЮНЕСКО Международным днем, посвященным терпимости.

Программа Фестиваля будет включать научно-практическую конференцию «Мой народ и время», конкурсную программу («Арт-шатры, фантазии на тему «Этномода»), мастер-классы и праздничный концерт представителей национально-культурных центров «Вместе сквозь время»

Фестиваль позволит мотивировать национальные Центры на проведение системной работы с детьми, на изучение культур других народов, проживающих в нашей республике, на позиционирование культуры своего народа на республиканском уровне. Деятельность национально-культурных центров именно в этом направлении позволит разрешить многие задачи воспитания толерантности, поскольку этот процесс весьма сложен и динамичен.

Немаловажную роль в формировании толерантности подрастающего поколения выполняет краеведческая работа. Школьное краеведение – это всестороннее изучение своего края, истории, биографий знаменитых земляков и накопление краеведческого материала учащимися. Специфика школьного краеведения предоставляет широкие возможности для изучения вопросов межкультурного взаимодействия в пространстве микросреды: класса, школы, села, района, республики.

Краеведение предоставляет широкие возможности для развития интереса, понимания и принятия, уважения другой культуры, для межкультурного взаимодействия детей, развития терпимости и понимания.

В развитии гармоничных межнациональных отношений краеведческая деятельность являться основой воспитания толерантности у детей. Содействие становлению толерантного мировоззрения подростков, осознание ими себя как части многонационального сообщества Республики Бурятия является одним из главных направлений Программы развития Республиканского детско-юношеского центра туризма и краеведения.

Получение юным краеведом по-настоящему уникальной информации возможно уже благодаря тому, что каждый ребенок живет в плотном окружении своих земляков. Юный краевед выступает при этом одновременно и в качестве члена местного сообщества, и в роли исследователя. Поэтому он владеет информацией, недоступной никакому историку, и многие явления местной жизни, даже те, что способны вызвать удивление или непонимание у стороннего наблюдателя, юному краеведу представляются совершенно естественными и вполне объяснимыми.

Отдел краеведения Республиканского детско-юношеского центра туризма и краеведения с 1993 года работает по Всероссийской туристско-краеведческой программе «Отечество». На основе этой программы в 1994 году разработана республиканская программа «Тоонто нютаг» («Малая родина»). Целью данной программы является целенаправленная работа по возрождению и развитию истории, культуры, традиций различных этносов, проживающих в республике.

Прекрасно зарекомендовали долгосрочные краеведческие программы «На земле Гэсэра», «Храни свои корни», «Этноэкологические традиции народов Прибайкалья», «Семейские в панораме веков», «Путешествие в страну народных праздников» и многие другие. Их задачами являются сохранение и трансляция национальных культурных ценностей, межкультурное взаимодействие. По итогам реализации программ в 2006 году для воспитанников Центра была разработана долгосрочная краеведческая программа «Путешествие в страну народных праздников» (автор программы начальник отдела краеведения Молонова Т.Б.). Народные праздники были выбраны неслучайно, поскольку праздники есть у каждого народа, это неотъемлемая часть культуры. Проведение таких праздников позволяет в непосредственной, ненавязчивой форме познакомить детей с элементами культуры, с традициями и обычаями народов.

В рамках этой программы для воспитанников Центра прошли детские национальные праздники: бурятские «Сагаалган» и «Сурхарбан», русские народные праздники «Рождество», «Масленица» и «Святая Пасха», еврейский праздник «Ханука». Праздники знакомили детей с традиционными культурами народов, проживающих в нашей республике, организовывали межкультурное взаимодействие воспитанников объединений Центра.

Опыт работы по программе «Путешествие в страну народных праздников» показывает, что эти мероприятия вызывают большой интерес у учащихся, расширяют их мировоззрение, дает базовые ценности толерантности и культуры мира, показывают общность культурных традиций. Поэтому планируется, что данная программа, которая на сегодняшний день достаточно успешно апробируется для воспитанников Центра, будет рекомендована для образовательных учреждений республики как положительный опыт программ дополнительного образования по межкультурному взаимодействию.