Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Продолжаются судебные тяжбы вокруг имущества Верхнеудинской старообрядческой общины. Спор идет между сторонниками и противниками ныне правящего в Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) митрополита Московского и всея Руси Корнилия. 3 августа судебная коллегия Верховного суда Бурятии вынесла решение, смысл которого заключается в том, что все свои внутренние церковные противоречия верующие должны разрешить в церковном, а не в светском суде. Та часть старообрядцев, которые определяют себя «не поминающими» митрополита Корнилия (Титова), считает, что таким образом нарушаются их конституционные права на судебную защиту.

История конфликта

Споры вокруг имущества Верхнеудинской старообрядческой общины идут в среде староверов-поповцев, относящихся к Белокриницкому направлению, уже не менее четырех лет. После того как большинство верующих в Забайкалье и на Дальнем Востоке встали в оппозицию к руководству РПСЦ. Связано это было с тем, что немалая часть российских старообрядцев-поповцев не была согласна с решением Освященного собора РПСЦ, где рассматривался вопрос о нарушениях митрополитом Корнилием церковных правил.

Напомним, что тогда активная оппозиция обвинила его в том, что со времени избрания в 2005 году Корнилия предстоятелем Русской православной старообрядческой церкви иерарх, по мнению ревнителей старой веры, совершил как минимум пять деяний, за каждое из которых его, следуя своду церковных правил и предписаний (книге «Кормчей»), требуется «извергнуть из сана». Митрополиту Корнилию вменялись отход от церкви и членство в КПСС, а по церковным правилам даже один раз отрекшийся от Церкви уже не может быть священником всю жизнь. Кроме того, оппозиция требовала лишить его сана за следующие нарушения церковных правил: установление молитвенной лампады в «никонианском» храме РПЦ МП (Русской православной церкви Московского патриархата), посещение синагоги и почитание там иудейского царя Давида, поцелуи и кулуарные встречи с «еретическими» патриархами РПЦ, а также поздравление мусульман с их религиозными праздниками. Дело в том, что обычные сегодня для других конфессий действия иерархов в старообрядчестве считаются «преступлениями» и строго наказываются.

Однако «реформаторский» Освященный собор РПСЦ 2007 года не нашел в действиях своего главы нарушений церковных правил, за которые его можно было бы «извергнуть из сана», за чем последовал серьезный раздор внутри церкви. Таким образом, большая часть старообрядцев-поповцев Бурятии во главе с благочинным Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии РПСЦ протоиереем Елисеем Елисеевым оказалась в числе противников нынешнего митрополита. После некоторых внутрицерковных пертурбаций здешние старообрядцы стали называть себя «христианами РПСЦ, не поминающими митрополита Корнилия». Однако церковные разногласия не обошли стороной и крепкую по тем временам Верхнеудинскую старообрядческую общину. Часть верующих признала авторитет правящего митрополита. Они перестали посещать церковь общины и стали молиться отдельно в частном доме. Настоятель же протоиерей Елисей Елисеев и председатель общины Зинаида Гудадзе остались среди «непоминающих».

Есть что делить

За последние два года основной конфликт между сторонниками Корнилия и «непоминающими» его старообрядцами развернулся вокруг строящегося нового храма общины. Напомним, что с начала 2000-х годов члены Верхнеудинской старообрядческой общины построили дом причта (дом для служителей храма и настоятеля) и домовую церковь на выделенном мэрией земельном участке в 20 А квартале по соседству со строящимся «элитным» жилым комплексом (таун-хаусом). В 2007 году фирма-застройщик предложила верующим обменять их участок на равноценный в районе «старой барахолки». Строители обещали за свой счет перенести дом причта с домовой церковью и построить новый храм под ключ. Члены общины согласились, и сегодня на улице Ботанической уже стоит полностью обустроенный дом причта с небольшой молельной комнатой (там проходят собрания верующих, включая епархиальные съезды «непоминающих»), а также пока не достроенный новый храм из бруса. В этом году на храме был установлен купол с крестом. Само здание храма было возведено фирмой «Байкалмет» еще в 2008 году, однако в дело вмешался экономический кризис, и с тех пор он стоит без внутренней отделки.

Тем не менее именно за этот участок земли с храмом и развернулась настоящая война в судах. Последние три года оставшиеся без храма сторонники митрополита Корнилия пытались отсудить это имущество у общины «непоминающих». Но дело оказалось непростым, поскольку все документы и печать Верхнеудинской старообрядческой общины находятся у последних. И именно община «непоминающих» была зарегистрирована в органе юстиции. Ей до сих пор и принадлежат земля и расположенные на ней постройки. До последнего времени все суды принимали решения в пользу зарегистрированной общины.

Православное рейдерство

Однако год назад члены Верхнеудинской старообрядческой общины узнали о том, что, оказывается, их противники каким-то образом сумели зарегистрировать свою общину с таким же названием. Но самым неприятным известием для них стало то, что новая община зарегистрирована не отдельно от старой, а вместо нее. С другим председателем (Адель Заиграевой) и новой печатью. Члены старой общины обратились в Министерство юстиции с просьбой отменить решение о регистрации и рассмотреть дело о возможной «подделке документов», однако там им ответили, что в «компетенцию органа юстиции не входит проверка подлинности печати». Дело в том, что члены общины во главе с новым настоятелем Вячеславом Утенковым (отцом Карпом) и Адель Заиграевой 27 декабря 2009 года провели в частном доме, где происходят совместные моления, «общее собрание Верхнеудинской старообрядческой общины». На этом собрании они «переизбрали» председателя общины и приняли решение об изготовлении новой печати. Причем материалы этого собрания были скреплены этой самой печатью, изготовленной «чудесным образом» сразу же за принятием решения об ее изготовлении. Эти документы члены общины «отца Карпа» и Адель Заиграевой и были поданы на госрегистрацию.

Такие действия оппонентов заставили «непоминающих» говорить о новом явлении в обществе – «древлеправославном рейдерстве».

- Сегодня мы часто слышим в СМИ о том, как рейдеры захватили то или иное предприятие, фирму, – говорит Алексей Карнаухов, пресс-секретарь Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии РПСЦ, христиан, непоминающих митрополита Московского Корнилия. – Но с религиозным рейдерством жители Бурятии сталкиваются впервые! Мало того, что наши оппоненты подделывают печати и вводят в заблуждение органы юстиции, сами органы юстиции принимают незаконным образом составленные документы и регистрируют вместо нас другую общину. А сейчас еще и суд фактически отменяет Конституцию России, приняв решение о том, что все внутрицерковные споры должен решать не гражданский суд, а церковный. В то время как мы пытаемся защищать наши гражданские права.

Светский суд – самый гуманный суд в мире

Дело в том, что последние полгода уже «непоминающие» оспаривают законность проведения «общего собрания Верхнеудинской старообрядческой общины», на котором никто из них не присутствовал и о котором никто их них не знал. 24 февраля 2011 года Октябрьский районный суд в лице судьи Оюны Нимаевой удовлетворил жалобу восьми членов общины о признании недействительным решения общего собрания о переизбрании председателя. Суд установил, что собрание прошло с нарушениями требований Устава общины. Кроме того, были нарушены законные права и интересы истцов, которые являются членами общины.

Судья Нимаева в этом процессе добросовестно выяснила, что в протоколе собрания указаны те члены общины, которые на самом деле на собрании не присутствовали. Также суд установил, что истцы, в том числе и Зинаида Гудадзе, являвшаяся на тот момент председателем общины, не были уведомлены о предстоящем собрании. Не было выполнено требование Устава о том, что такие внеочередные собрания общины проводятся по инициативе либо председателя общины, либо не менее двух третей членов общины.

Проиграв в районном суде, Адель Заиграева и Вячеслав (Карп) Утенков подали кассационную жалобу в Верховный суд Бурятии, которой в свою очередь вернул дело обратно в районный суд для рассмотрения с учетом теперь уже мнения митрополита Московского и всея Руси Корнилия.

На этот раз другая судья того же Октябрьского суда Жанна Болотова 1 июля принимает решение вообще о прекращении судебного производства по данному гражданскому делу. В своем постановлении Жанна Болотова объяснила это решение следующим образом. По ее мнению, рассмотрение дела в гражданском суде нарушает принцип невмешательства государства в церковные дела. В решении суда записано следующее: « Согласно Положению об Архиерейском соборе по церковным и судебным вопросам Русской православной старообрядческой церкви, последний правомочен рассматривать все вопросы и споры, касающиеся внутрицерковной жизни, в том числе и споры, связанные с членством в местной религиозной организации и порядком избрания руководящих органов». Таким образом, светский суд решил самоустраниться и предоставить решать спор в церковном суде старообрядцев РПСЦ, где сейчас главой является митрополит Корнилий. Что равносильно решению спора не в пользу противников митрополита.

Церковный суд решает вопросы собственности

3 августа уже коллегия Верховного суда Бурятии в составе судей Светланы Булгытовой (председатель коллегии), Олеси Эрхетуевой и Виктории Ивановой подтвердила «легитимность» предыдущего решения районного суда.

- Мы все сделали по уставу, на собрании присутствовали примерно 30 человек, что подтверждает протокол собрания, – сказал «Новой Бурятии» настоятель вновь зарегистрированной Верхнеудинской старообрядческой общины («поминающих») Вячеслав Утенков. – А они («непоминающие» – С.Б.) сейчас к нашей церкви не имеют никакого отношения, отлучены митрополитом Корнилием. Получается, что они вышли из нашей церкви, а теперь хотят имущество за собой увести, используя наши документы. Вот пусть они создают свою церковь и уходят, мы никому из них не мешаем.

С отцом Карпом не согласны «исключенные» члены общины.

- Это фантастика! Ну, отлученный я или не отлученный, заколдованный или расколдованный, какая разница? Почему это должно приниматься в качестве довода в гражданском деле по нарушениям Устава организации? Устав и пишется как раз для государственных органов, которые разрешают при помощи него споры между членами организации. И что теперь, если какой-нибудь шаман проклял другого шамана и завязал в знак этого ленточку где-нибудь, то можно будет отобрать у второго шамана автомобиль, дом, платежи у него не принимать?! – говорит Алексей Карнаухов.

Как сообщила адвокат «проигравшей» на этот момент стороны Светлана Бухарметова, положение об Архиерейском суде РПСЦ говорит о том, церковный суд разбирает сугубо канонические вопросы и не может подменять собой светский суд. По мнению адвоката, передача дела в руки церковного суда нарушает права ее подопечных как граждан на судебную защиту. В ближайшее время решение коллегии Верховного суда Бурятии будет обжаловано в надзорной инстанции суда.

В дальнем прогнозируется рассмотрение дела непосредственно по отбору имущества у «непоминающих». Возможно, Бурятия станет первым регионом в России, где гражданская служба судебных приставов будет поставлена перед выбором – выполнять или не выполнять решение церковного суда. Пока таких прецедентов, чтобы приставы исполнили бы вердикт архиерейского или шариатского судов, не было.