Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

В отличие от иных спортивных дисциплин спортивные полеты на сверхлёгкой авиации (СЛА) сопряжены с немалыми юридическими трудностями. Перемещение в воздухе любых летательных аппаратов строго регламентируется Воздушным Кодексом РФ. За нарушение правил использования воздушного пространства, в том числе за несанкционированный полёт, транспортная прокуратура привлекает к административной, а в случае ущерба здоровью людей или других объектов – к уголовной ответственности.

Для занятий летным спортом нужно официально состоять в соответствующей спортивной организации. В Бурятии единственное объединение такого рода – региональная общественная организация «Федерация сверхлёгкой авиации Республики Бурятия «Байкальские крылья». Эта организация имеет в своём распоряжении единственный в Восточной Сибири зарегистрированный пара-дельтадром «гора Казачья», предназначенный для выполнения полётов на всех типах сверхлегких воздушных судов. Также федерация имеет соответствующую государственную аккредитацию Республиканского агентства по физической культуре и спорту.

В деле покорения воздушного пространства члены федерации всегда помогут «зеленым» новичкам советом по освоению летного дела. Эта организация и создавалась с целью объединения в единую организацию самостоятельных пилотов, чтобы создать условия для всех желающих заниматься полетами на СЛА под присмотром опытных инструкторов. Чтобы стать членом федерации, нужно внести вступительный взнос 500 рублей для студентов и 1 тыс. рублей для работающих, плюс ежегодный членский взнос в размере 1 тыс. рублей.

Серьезных медицинских противопоказаний для занятий этим видом спорта нет – летать на этих аппаратах может любой здоровый человек. Обучение начинается «с нуля» – какой-то особой предварительной подготовки не требуется. Приобретать поначалу ничего не надо: «Байкальские крылья» предоставят в аренду снаряжение для обучения. Однако для серьезных занятий впоследствии нужно приобрести собственный летный комплект.

Новое парапланерное крыло стоит от 60 тыс. рублей, дельтаплан – около 120 тыс. рублей. Можно взять крыло б/у по низкой цене – для первоначального обучения и начальных самостоятельных полётов в пределах 12 – 25 тыс. руб. Главное, чтобы ткань не была сильно изношенной, ведь потертое крыло имеет повышенную воздухопроницаемость и годится только для наземных тренировок, летать на нем опасно.

К парапланерному крылу требуется подвесная система для человека. Это гибрид рюкзака и кресла. Новая подвесная система для параплана стоит около 12–15 тыс. рублей. А б/у в хорошем состоянии обойдется в пределах 3–7 тыс. руб. В дальнейшем после получения уверенных навыков пилотирования и с началом полётов в усложненных условиях потребуется прибор под названием вариометр, который предназначен для измерения высоты полёта, скорости изменения высоты. Продвинутые модели могут замерять скорость и примерную дальность полёта. Стоимость вариометра в зависимости от модели и набора функций находится в ценовом коридоре от 1 до 9 тыс. рублей. Всё снаряжение можно приобрести только через интернет-магазины. Предпочтительнее иностранные производители, которые более современны в технологическом плане. На Западе воздушный спорт более популярен и оснащается новейшим снаряжением.

Новичку лучше брать крыло учебного класса «стандарт», следующие классы крыльев Perfomance и Competition уже требуют опыта. Перед приобретением лучше посоветоваться в «Байкальских крыльях». Помимо консультации здесь помогут подобрать подходящее крыло через свои связи.

Одежда для полетов – любой удобный для спорта костюм (лучше комбинезон), тёплый и непродуваемый, желательно без деталей, способных за что-нибудь зацепиться. Под низ лучше надевать тёплую одежду или термобелье: на высоте от 1,5 км очень холодно. Голову можно утеплить шапкой-балаклавкой. На руки – перчатки, сойдут и матерчатые строительные. Обязательными предметами экипировки являются защитный шлем (подойдёт мотоциклетный и горнолыжный) и ботинки-берцы (для защиты голеностопа в случае жесткой посадки). Нужны и ветрозащитные очки.

Процесс обучения производится в соответствии с «Курсом учебной летной подготовки спортсменов – парапланеристов» и длится в среднем четыре дня – два для освоения теории, два – на практическую часть. Теоретическая часть включает изучение устройства СЛА и принципов и правил выполнения полётов, авиационную метеорологию, оказание первой помощи. Практическая часть – наземные тренировки с крылом, подлёты и учебные полеты.

Для освоения дельтаплана понадобится на два дня больше из-за сложности предмета. Ещё дольше происходит изучение дельталётов и мотопарапланов. Моторизованные аппараты осваиваются, как правило, после полетов на обычных.

В Бурятии в настоящее время нет инструкторов, имеющих право обучать видам спорта. Это связано с тем, что необходимая аттестация подготовленных пилотов проводится только в Москве. Она требует значительных финансовых средств – порядка 50 тыс. руб. на одного инструктора, не считая проезда и проживания. «Впрочем, закон не запрещает обучаться самостоятельно, советуясь при этом с опытными людьми, – говорит руководитель федерации Александр Мешалкин. – Присмотр бывалых спортсменов необходим, чтобы избежать ошибок, травм и вообще, чтобы впитать культуру летного дела».

Кроме того, федерация имеет право аттестовать спортсменов – членов федерации по выполнению норм и требований «Единой всероссийской спортивной квалификации» и по результатам присваивать соответствующие спортивные разряды по видам спорта СЛА.

Лётным спортом интересуется и молодёжь, и ветераны. 24-хлетняя Юлия Коренева летает на параплане уже полтора года. «В небо тянуло всегда, – говорит она. – Я пробовала заниматься парашютным спортом, но это оказалось немного не то. Хотелось именно летать. Парапланеризм позволил мне осуществить мечту». 54-хлетний водитель Владимир Тугаринов тоже всю жизнь мечтал освоить летный спорт, но возможность осуществить желание появилась только в солидном возрасте. Сейчас он самый пожилой парапланерист Бурятии. «К нам идут романтики, – говорит Александр Мешалкин. – Люди особого душевного склада. Таковых больше среди поколения, выросшего в СССР. А нынешняя молодёжь более прагматична в своих интересах».