Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

В связи с увеличением городского автопарка аварийность на дорогах стала катастрофической. По данным ГИБДД, каждый день в городе происходят около 40–50 ДТП, а водители, попавшие в них, часами ожидают экипаж автоинспекторов.

Несоблюдение регламента

Как сообщил «Новой Бурятии» инспектор по пропаганде УГИБДД по РБ старший лейтенант полиции Антон Аносов, согласно нормативам УГИБДД, экипаж ГАИ обязан прибыть на место ДТП в течение 15 минут после поступления заявления в дежурную часть. Однако когда на весь город работают два экипажа дежурной части, соблюдать этот регламент невозможно. «Автоинспекторам физически невозможно прибыть к месту аварии своевременно. Приходится задействовать службы, которые следят за порядком на городских дорогах, – говорит Антон Аносов. – Прибывшие на место происшествия сотрудники составляют схему ДТП, берут объяснительные, после чего участники аварии могут убрать свои машины с места аварии и дожидаться экипаж для завершения оформления ДТП».

Упрощенная схема

При этом законодательством предусмотрено оформление страхового случая без участия УГИБДД. По словам гендиректора центра страхового права ООО «Байкал партнер» Сергея Итыгилова, это ДТП с участием не более двух сторон, отсутствие разногласий в обстоятельствах ДТП, а также размер ущерба менее 25 тыс. рублей.

– По закону надо заполнить извещения о ДТП, где каждая сторона вписывает свои анкетные данные, данные машин и полисов. В примечании выписывается ущерб, указывается, что пострадавших в аварии нет, а также, что один из участников признает свою вину, а другой выступает как потерпевший. Это заверяется подписями. К извещениям прилагается заявление о страховой выплате. Этого достаточно для предъявления в страховую компанию, в которой застрахована ответственность виновного в ДТП лица, за возмещением материального ущерба, – рассказал Сергей Итыгилов.

В течение 30 дней со дня обращения потерпевшего страховщик обязан рассмотреть заявление и произвести страховую выплату или же направить потерпевшему мотивированный отказ. За этот период страховая компания обязана провести осмотр автомобиля виновника ДТП, проверить по базам полисы обратившихся, чтобы убедиться в достоверности информации. В противном случае за каждый день просрочки страховая компания обязана уплатить водителю неустойку (пени).

Однако, по словам Сергея Итыгилова, упрощенная система оформления ДТП в Улан-Удэ не действует, прежде всего, из-за нежелания участников ДТП связываться со страховой бюрократией. Одни страховые компании не принимают заявления о страховых случаях, пока оба водителя не приедут на осмотр машин. Другие же вовсе отказываются принимать документы, так как боятся обмана со стороны обратившихся водителей.

Страховщики стараются отказать потерпевшему водителю в выплате страховки или максимаьно затянуть сроки. Помимо этого, страховщики не выполняют своих прямых обязанностей: поиском виновника аварии занимается сам водитель, а не сотрудники компании. «Пользуясь юридической неграмотностью водителей, страховщики всякими способами обманывают их. Так, если вас ударил автомобилист из другого города или региона, а страховая компания разводит руками, вы имеете полное право на получение страховой выплаты. Ни вам, ни страховой компании не придется догонять виновника аварии в удаленном от вас месте, так как полис ОСАГО действителен во всех субъектах России. А значит, все данные о зарегистрированных гражданах хранятся в единой страховой базе. Поэтому смело оформляйте страховой случай», – уверил Сергей Итыгилов.

Аварийные комиссары

Чтобы не ждать часами экипаж УГИБДД, для оформления ДТП можно вызвать аварийного комиссара. Это специально обученный человек, привлекаемый страховщиками для работы на месте ДТП, который берет за свои услуги по 500 рублей с каждого участника аварии.

Прибывший на место происшествия комиссар обязан провести осмотр места ДТП. Допускается использование современных техсредств: фотосъемка, аудио- и видеозапись и др. Комиссар устанавливает характер повреждений транспортных средств, дает заключение о наступлении страхового случая, определяет предварительный размер ущерба, собирает все необходимые документы. По окончании работы составляется отчет (аварийный сертификат), который впоследствии является свидетельством ДТП, а также выступает доказательством в суде и служит одним из оснований выплат страховой компанией.

Это в идеале. «В реальности же аваркомы не дают гарантий того, что у участников ДТП не будет трудностей при оформлении страхового случая, – отметил Сергей Итыгилов. – Как правило, прибыв на место ДТП, аварийные комиссары занимаются фотографированием, сбором объяснений, но до конца свое дело не доводят. Отсюда недоверие страховых компаний к таким специалистам». Если же услуги аварийного комиссара оплачивает страховая компания, то он чаще действует в ее интересах. И можно услышать жалобы на работу таких специалистов.

Кому жаловаться

Специфика рынка страхования заключается в том, что в республике работают филиалы или представительства столичных или региональных страховщиков. Однако страховой рынок республики практически неконтролируем, так как ближайший орган Страхнадзора находится в Красноярске. В силу этого в этой сфере, можно сказать, царит произвол, а страховщики диктуют гражданам свои условия или же переваливают бремя страховых выплат на центральные офисы. Некоторые страховщики, собрав деньги за ОСАГО, закрываются.

Однако жалобы на работу страховых компаний можно направлять в контролирующий орган, хоть и в другой город. Касается это и автомобилистов, которые не могут получить выплату при наступлении страхового случая. Тем не менее, чтобы гарантированно доказать страховой случай, водители, попавшие даже в мелкое ДТП, вынуждены часами простаивать в ожидании ГИБДД.

Не стоит забывать и про возможности суда. Если потерпевшему в ДТП водителю необоснованно отказывают в страховой выплате, он имеет полное право на взыскание положенных средств через суд. Не обойтись без суда и в случае, если страховщик посчитает своего клиента невиновным в ДТП, ведь Гражданский кодекс позволяет им поступать подобным образом.