Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Первый бурятский революционер Цыремпил Ранжуров, ученый Никифор Егунов, кинорежиссер Александр Итыгилов, артист Дамба Занданов, художница Александра Сахаровская, мэр Улан-Удэ Геннадий Айдаев, первый бурятский гроссмейстер Антон Шомоев – всех этих известных людей объединяет не только огромный вклад в развитие Бурятии, но и то, что они представители древнего рода ашаабагатов.

В истории существует несколько версий происхождения этого древнего рода. Одни ученые считают, что род ашаабагатов входит в состав булагатского племени и существовал еще во времена Чингисхана, другие выделяют его в самостоятельное племя. Однако установить точный возраст рода пока не удалось.

С названием также связано много преданий. Есть версия что род был назван так, потому что он приумножался, становилось все больше внуков и дядьев, отсюда название «ашаабагаты» (с бур. – внуки и дядья). Возможно, род был назван по имени основателя.

– Очень сложно по историческим документам отследить историю отдельного рода, есть очень много неизвестных и непонятных моментов, домысливать их очень опасно. Поэтому приходится довольствоваться тем, что известно, – отметил исследователь истории ашаабагатского рода Цыден-Дамба Раднаев.

Отчетливо история ашаабагатского рода проясняется в XVII веке. Так как ашаабагаты жили в нестабильное время войн и притеснений, им приходилось часто кочевать. По исследованиям синолога, тангутоведа, доктора исторических наук Евгения Кычанова, в 1628–1630 годах часть ашаабагатов, ойратов, торгоутов, дэрэтов во главе с ханом Хо-Урлюком ушли на Волгу, от них пошли волжские калмыки. Некоторые представители ашаабагатов сейчас живут и на Алтае, и во Внутренней Монголии.

Также в XVII веке ашаабагаты жили между Алтаем и Хангаем. Однако страна была вскоре уничтожена цинским Китаем, большую часть населения истребили в жестоких битвах. В 1683 году во время столкновения с джунгарским Галдан Бошокто ханом ашаабагатам удалось разгромить два отряда. Они преследовали врага, но из-за усталости коней и нехватки продуктов им пришлось повернуть обратно. В 1684 году на всенародном обсуждении ашаабагаты решили перекочевать на север, в российские земли. Они считали, что там правит белый царь, очень справедливый и проявляющий внимание и заботу о своих подданных. Взяв с собой самое необходимое и оставив скот, ашаабагаты тайком отправились на север. В пути они встретились с войсками, посланными вдогонку, и оказались прижатыми к непреодолимой скале. Бросив лошадей, они продолжили путь пешком. Беглецы сумели оторваться от погони, благополучно достигнув Иркутска, остались в этих местах.

В 1686 году ашаабагаты приняли подданство белого царя и поселились на южной стороне Байкала, по левобережью Хилка и правобережью Чикоя. В устье реки Тамир высадилось 240 ашаабагатов – потомков Алсутхи, одного из сыновей Тугалака. Они дали начало ульзутуйским ашаабагатам. Некоторые остались жить на западной стороне Байкала.

В 1764 году ашаабагаты в составе одного полка были выставлены для охраны китайско-монгольской границы. По последней переписи 1823 года, налогоплательщиков насчитывалось 800 человек, казаков оттока с уставными подростками – 1418 человек, лам и хувараков было 235 человек.

Этнограф, фольклорист и писатель Сергей Балдаев писал, что к приходу русских казаков в Восточную Сибирь ашаабагаты жили по соседству с икинатским родом в устье р. Оки и по берегу р. Ангары. Два рода враждовали между собой, и бурятам ашаабагатского рода пришлось уйти жить к р. Куде и притоку р. Ангары. Они составили два самостоятельных рода и входили: один в Кудинскую инородную управу Иркутского уезда, а другой – в Ашаабагатскую инородную управу Балаганского уезда Иркутской губернии. Таким образом, всего ашаабагатов в 1912 году в Западной Бурятии было около 5 тыс. человек.

По словам Цыден-Дамбы Раднаева, сейчас большой род ашаабагатов подразделяется на несколько подродов. Так, представители нескольких родов ашаабагатов живут в Кяхтинском районе, в селах Ара-Алцагат, Цаган-Челутай, Энхэ-Тала, а также в Бичурском районе в селах Хаян и Дунда-Киреть. Компактными группами сородичи живут и в селах Кудинской долины, и в других местах бывшего Усть-Ордынского округа. Много ашаабагатов в Селенгинском аймаке Монголии.

– Ашаабагатский род очень многочисленный, однако не каждый знает историю своего рода. У многих есть родословные, но проследить перемещения рода, волнения, которые происходили, по ним невозможно. Таким образом, мы забываем историю своего рода. Так, иркутские ашаабагаты зачастую не знают о своем происхождении. Эта отрицательная тенденция, когда современный человек не знает своих корней, входит в норму, – отметил Цыден-Дамба Раднаев.

– Конечно, сведения о нашем роде, которые я нашел в исторических источниках, а также услышал из уст старейшин ашаабагатов, лишь маленькая толика в истории древнего рода. Поэтому хотелось бы, чтобы и представители ашаабагатов из других местностей пролили свет на исторические события рода.