Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

3 марта – Всемирный день писателя. Этот профессиональный праздник отмечается с 1986 года по решению 48-го Конгресса ПЕН-клуба в Лондоне. ПЕН-клуб – Международный союз писателей с собственной хартией. Основан в 1921 году. ПЕН – аббревиатура от первых букв английских слов: поэзия, эссе, новеллы. К 1986 году ПЕН-центры функционировали уже в 130 странах мира.

Советуем почитать

Кто-то не поверит, но литературное творчество в Бурятии живёт и здравствует. Разница с советским временем состоит в том, что раньше авторы получали за свой труд гонорары, а сейчас вкладываются сами. Но всё равно пишут, потому что это миссия, от которой не убежишь. Миссия умрёт в человеке только вместе с ним. Формат газетной статьи не позволяет мне написать обо всех и обо всём. Могу лишь посоветовать некоторые новинки последнего года.

«Дождь из цветов» – красивый сборник преданий, легенд и бытовых сказаний бурят. Устная словесность народа превратилась в литературный жанр. Авторы сборника – Центр русско-азиатских исследований «Агарти» совместно с Буддийским университетом «Даши Чойнхорлин».

«Портрет иерарха» – сборник аналитических статей Александра Махачкеева о внутренней жизни буддийской общины России и Бурятии, о её взаимоотношениях с властью и единоверцами из других стран, репортажи и интервью автора с нынешним духовным лидером российских буддистов Дамбой Аюшеевым.

«Легенда о Шамбале» – иллюстрированная книга Андрея Стрелкова, посвящённая буддийской легенде о Шамбале – мифологической стране, спрятанной где-то в Тибете. Легенда возникла в древней Индии и живёт вторую тысячу лет в культуре буддийской Центральной Азии. Автор больше десяти раз путешествовал по Тибету, написал несколько книг и дневников.

«Пепел на ладони» – роман Виктора Шоно о становлении души, о поисках своего достойного места в современной жизни. Это роман-исповедь, во многом автобиографичный: жизнь его героя – без малого собственная жизнь автора.

«Золотая россыпь Селенгинска» – большой краеведческий труд Эдуарда Дёмина о старом городе на Селенге, о его первых поселенцах, о забайкальской границе, о Селенгинском остроге, о Староселенгинском Спасском соборе. Книга иллюстрирована, некоторые иллюстрации – очень редкие и ценные.

«Подняться на вершину Эльбруса»

Одним из основоположников бурятской национальной литературы был Хоца Намсараев. Он начал как драматург (пьеса «Тьма») и дошёл до вершины с хрестоматийным романом «На утренней заре» (1950 г.).

Но первым автором романа в Бурятии стал писатель-фронтовик Жамсо Тумунов. Он рано понял, что развитие бурятской литературы движется к высшей ее форме – роману. Впечатлившись «Тихим Доном» Шолохова, Тумунов признался в стихотворении «Желание»: «Подняться на вершину Эльбруса – написать роман». И он осилил свою вершину. Его роман о гражданской войне в Забайкалье называется «Степь проснулась» (1949 г.).

Благодаря инициативе Жамсо Тумунова и Хоца Намсараева в Бурятии появился альманах (позднее – журнал) «Байкал».

Раиса Белоглазова взяла несколько своих эльбрусов, она – автор больших романов, повестей и сборников рассказов. Главная тема её книг – взаимоотношения людей в современном им мире. Её самый известный роман называется «Черёмуховый цвет». А самая знаменитая повесть – «Ритка», которой зачитывались мальчики и девочки 70-80-х. Повесть – писательский вызов официозу о неблагополучной обстановке в советской семье. Как? В самой великой, самой лучшей стране мира? Да, и в ту эпоху тоже были трудные семьи. Героиня-старшеклассница мечтает вырваться из домашней серости в красивую жизнь. Но мечта обернулась крахом. «Ритку» разыскивает в библиотеках уже новое поколение молодых людей, а те, которые разыскали и прочли, пишут благодарные комментарии в Интернете. «Ритка» была первой, а позднее на эту же тему появились повесть «Интердевочка» и фильм «Маленькая Вера».

«Я родился, чтобы написать «Жестокий век»

Автор «Ритки» профессионально помогала в 50-х годах начинающему писателю Исаю Калашникову – советами, замечаниями, доброжелательностью. Спустя годы Калашников прославился на весь СССР своим романом «Разрыв-трава» о жизни семейского села в первой половине XX века. Но он твёрдо знал, что имеет в жизни более высокую миссию – написать о жестоком веке, о Чингисхане. Тогда одно упоминание о Чингисхане в Монголии и Бурятии толковалось как шовинизм, национализм, а имя полководца подверглось полному забвению. Перед началом работы над романом Калашников говорил: «Я стою у подножия высочайшей, труднодоступной горы и смотрю на её вершину, куда должен подняться. Но я родился, чтобы написать «Жестокий век»».

По богатству языка, по глубине характеров это великое произведение. «Жестокий век» вознёс сибирского романиста на мировой уровень. Книгу назвали шедевром. Писатель опережал своё время. Ещё в начале 60-х, когда советские люди «покоряли» природу – тайгу, реки, целину – он, совсем молодой, уже бил тревогу, призывал не «покорять» природу, а защищать её. Но пророков не слушают. На малой родине писателя, в селе Шаралдай Мухоршибирского района, создан музей Исая Калашникова, а в Улан-Удэ его имя носит Центральная городская библиотека.

Её мягкий, лиричный язык

Светлана Захарова больше 40 лет посвятила журналистике – она работала в республиканских газетах и на бурятском радио. И написала три книги повестей и рассказов: «Праздник первого дождя», «Пуд соли на двоих» и «Только одна жизнь», главной героиней которых является женщина-мать с её бесконечными трудами и желанием создать крепкую семью. Язык её книг – мягкий, женственный, лиричный. Рассказ «Рыжая девочка» словно большое стихотворение. В одном из своих интервью она сказала: «Мои книги просто о любви – мужчины к женщине, родителей к ребёнку, человека к природе и всему живому. Я счастливый человек, потому что всю жизнь занималась любимым делом. Я сказала людям всё, что хотела сказать, и поэтому считаю свою жизнь удавшейся».