Кинотеатры заставят показывать российские фильмы

Вернуть интерес к отечественному кино в России особенно сложно.
Общество |

Правительство может принудить кинотеатры показывать российское кино. Минэкономразвития обсуждает с Минкультуры минимальную квоту в «экранном времени» в размере 24%. Продюсеры считают такую поддержку слабой, а киносети заявили, что картины, не пользующиеся спросом, будут показывать «в чуланах».

Еще одна мера — квотирование импорта, то есть ограничение числа иностранных фильмов, допускаемых на местные экраны, в настоящее время в мире является достаточно редкой формой поддержки.

Она применяется, в частности, в Китае (не более 30 зарубежных фильмов в год) и Индии (не более 100). Принимая во внимание «международные требования в связи со вступлением России в ВТО», Минэкономразвития на этой мере не настаивает. Зато квотирование показа предусмотрено международным Генеральным соглашением по тарифам и торговле (GATT), отмечают чиновники.

Глава департамента кинематографии Минкультуры Вячеслав Тельнов сообщил, что ему ничего не известно о письме Минэкономразвития. Другой источник, близкий к Минкультуры, опасается «ответных шагов со стороны других стран против российского кино и других отраслей экспорта». Кроме того, такое регулирование может негативно отразиться на качестве российского кино и доходах кинотеатров, предполагает собеседник «Ъ». «Впрочем, кинотеатры в любом случае найдут выход из положения: например, начнут ставить сеансы российского кино на шесть часов утра»,— добавляет он.

По итогам 2011 года объем кассовых сборов кинотеатров России и СНГ (без учета Украины), согласно данным издания «Бюллетень кинопрокатчика», увеличился на 16,2%, до $1,2 млрд. Доля российского кино при этом составила лишь 16,3%, или $192,936 млн. В международном прокате российские фильмы заработали $4,46 млн, или в 40 раз меньше, чем внутри страны.

Источник в киноиндустрии отмечает, что квотирование обсуждается уже достаточно давно, последний раз — на заседании Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии 21 ноября 2011 года. Продюсеры в основном настаивали на ограничении импортного кино в прокате.

Предложения внедрить что-то подобное в России постоянно циркулируют в коридорах Союза кинематографистов России, во властных структурах РФ. Но один из авторов книги «Принципы и механизмы финансирования французского кино» Жоэль Шапрон считает, что механически переносить этот опыт на другую почву нельзя, пишет Российская Газета.

Ситуация в России осложнена наследием СССР, где зарубежное кино проникало на экраны редко и когда запреты были сняты, отечественное кино было буквально сметено лавиной хлынувших к нас заграничных фильмов. Вернуть интерес к отечественному кино здесь особенно сложно.

Главный, и очень серьезный аргумент противников квот: получив гарантии на показ своей продукции и лишившись свободной конкуренции, национальное кинопроизводство, как правило, резко снижает художественный уровень фильмов и начинает «гнать план» – просто, чтобы заполнить квоту. В результате место американских, но профессионально качественных картин может занять отечественная халтура, что во многом и происходит в той же Франции. Поэтому прав Жоэль Шапрон: перед нами проблема, где лучше сто раз отмерить, прежде чем резать по живому.

Вводить квотирование — значит рубить сук, на котором сидит российское кино, уверен гендиректор кинотеатральной сети «Синема Парк» Сергей Китин. Это, по его мнению, снизит общие кассовые сборы и таким образом сократит возможности для строительства новых кинотеатров. «Получается, что вместо того чтобы вводить налоговые льготы для кинотеатров и работать над качеством отечественного кино, Минэкономразвития хочет нанести существенный удар по киноотрасли»,— заключает он. Квотирование кинопроката негативно повлияет на всю киноотрасль, согласен гендиректор «Кронверк Синема» Андрей Терешок.

«Почти каждый раз, когда государство начинает что-то регулировать в нашей отрасли, это заканчивается конфузом,— безапелляционен Рафаэль Акопов, президент холдинга «ПрофМедиа», управляющего сетью кинотеатров «Синема Парк» и кинокомпанией «Централ Партнершип».— За ограничения конкуренции в конечном итоге заплатит зритель. Если «обязательный» российский фильм не будет собирать достаточный бокс-офис, кинотеатры просто станут его показывать в чуланах", пишет Коммерсант.

Кол-во просмотров: 729

Поделиться новостью:


Поделиться: