Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Депутат Народного Хурала Бурятии Анна Найканчина была избрана заместителем председателя Постоянного форума Организации Объединенных Наций (ООН) на его 11-й сессии, прошедшей в Нью-Йорке с 7 по 18 мая. "Новой Бурятии" Анна Павловна рассказала о недавно утвержденных решениях форума и проблемах коренных народов в нашей стране.

ООН включает шесть главных органов: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Один из важнейших органов ООН – Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) – создал 28 июля 2000 года Постоянный форум коренных народов как специализированный экспертный совет. В состав форума входят 16 человек - по 2 от каждого из 8-ми географических регионов мира, причем один утверждается от организаций коренных народов, а второй – по рекомендации правительств – на три года. По итогам ежегодного обсуждения представляется отчет с рекомендациями для ЭКОСОС, который готовит предложения по работе с коренными народами для различных программ, фондов и учреждений ООН, таких как ЮНЕСКО (Организация по вопросам образования, науки и культуры), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), ПРООН (Программа развития), ЮНИСЕФ ( Детский фонд), Всемирный банк и др.

– Анна Павловна, чем важна прошедшая сессия Постоянного форума ООН в целом для России и для Бурятии в частности?

– Минувшая сессия форума была важна для региона Центральной и Восточной Европы, Российской Федерации, Центральной Азии и Закавказья, так как впервые обсуждались вопросы коренных народов постсоветского пространства. Как раз этот регион я и представляю в составе Постоянного форума ООН. Соответственно я вела сессию и представляла независимый доклад. Позиция российского правительства была представлена представителем Минрегиона РФ Травниковым Максимом Александровичем. Содержательную презентацию провел Ханты-Мансийский автономный округ, на ней присутствовал Постоянный представитель России при ООН Чуркин Виталий Иванович.

В сессии также принимали участие представители коренных малочисленных народов из регионов России – Карелии, Приморского края, Сахалина, Якутии и Таймыра. Официальное выступление Минрегиона показало новшества и достижения в работе правительства России с коренными народами. От выступления у меня осталось такое впечатление, что мы, коренные народы живем, как «сыр в масле«. Конечно, необходимо отметить что российское законодательство у нас неплохое, есть три основных базовых закона. Однако законодательство зачастую носит декларативный характер, а реальность при этом не всегда приглядная. Ведь действие ряда законодательных актов порой противоречит правам коренных народов, прописанных в российских же законах. На местах не всегда хорошо, у нас в Бурятии есть районы, где компактно проживают представители коренных народов. Почти на всех территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока, где проживают малочисленные народы царят хозяйственный развал, безысходность высокий уровень безработицы, низкое качество жизни, ограниченный доступ к ведению традиционной хозяйственной деятельности и традиционному питанию, неудовлетворительные жилищные условия. . Подобные объективные вещи и отражало мое выступление.

К сожалению, для этих территорий, характерны довольно высокая статистика суицидов, происходит потеря традиционной культуры и утрата языков, алкоголизм, сахарный диабет и туберкулёз. В период между переписями 2002 и 2010 годов в нашей стране исчез целый народ - алюторцы, которые проживали на Чукотке, кереков осталось всего 4 человека, энцев чуть более 200 человек, тофов - около 700. Повсеместно нарушаются права коренных народов на традиционное питание, в этой связи развиваются несвойственные им заболевания, проблем хватает.

По результатам обсуждений (кстати, Экономический и Социальный Совет ООН утвердил эти решения) форум призвал правительства постсоветского региона в духе доброй воли вместе с коренными народами работать над безоговорочным признанием и полным осуществлением Декларации ООН о правах коренных народов, принятой в 2007 году. А также соблюдать международные стандарты и нормы, касающиеся прав коренных народов, и обеспечить соблюдение этих прав на земли, территории и ресурсы. Это касается и признания прав оленеводов на пользование пастбищными землями и использования необходимых биоресурсов охотниками, рыболовами и собирателями.

– Вы были избраны заместителем председателя Постоянного форума коренных народов, какие права это вам дает?

– Это налагает больше обязательств и ответственности перед людьми, интересы которых я представляю. К следующей сессии мне поручено продолжить изучение вопроса о жизнестойкости традиционных знаний и создании потенциала в арктических и субарктических оленеводческих общинах коренных народов.

– В программе форума отмечается так называемая Доктрина открытия, что это такое?

– Постоянный форум рассмотрел специальную тему года, которая звучит так: «Доктрина открытия: ее сохраняющееся влияние на коренные народы и право на возмещение за завоевания прошлых лет«. Форум подтвердил пункт №4 преамбулы Декларации ООН о правах коренных народов, что всякие доктрины, политика и практика, которые основаны на превосходстве народов или людей по признаку национального происхождения или расовых, религиозных, этнических и культурных различий и которые утверждают такое превосходство, являются расистскими, научно несостоятельными, юридически недействительными, морально предосудительными и социально несправедливыми.

Колонизаторы во всем мире выдвигали всяческие основания в оправдание захвата земель у коренных народов, лишение их гражданских прав, в том числе доктрину открытия, доктрину владычества, концепции «завоевания«, «открытия«, «ничейной земли» или доктрину прав и привилегий короны. При этом коренные народы изображались как «дикари«, «варвары«, «отставшие в своем развитии». Это было необходимо для порабощения, подчинения и эксплуатации коренных народов и использования в своих интересах их земель и ресурсов. В Австралии в XVIII-XIX веках на аборигенов охотились, как на диких животных. Их детей отбирали для воспитания в католических школах. Подобные случаи существовали практически повсеместно на колонизированных территориях. Примечательно, что правительства США и Австралии принесли публичные официальные извинения за проведение подобной политики. Премьер-министр Австралии лично извинился перед «потерянными поколениями» аборигенов материка. Однако на сессии отмечалось, что пережитки этой доктрины открытия сохраняются и по сей день. Постоянный форум предложил их искоренять повсеместно.

– А есть различия в национальной политике в отношении коренных народов в регионах России?

– Да, во всех 28 регионах нашей страны, где проживают коренные народы, существует разнобой в проведении такой политики. Более взвешенно ведется такая работа в Красноярском крае, Хабаровском крае, на Ямале, в Республике Саха-Якутия. Там есть видение проблем, и руководство демонстрирует желание их решать. Не так давно я впервые побывала на Ямале, который произвел на меня очень глубокое впечатление. Там при поддержке государственных органов благополучно развивается традиционная культура и традиционное хозяйство ненцев, хантов, селькупов. Люди разводят оленей, говорят на родном языке, носят национальную одежду не по праздникам, а повседневно.

У нас же в республике национальная политика больше носит идеологический и культурный характер, то есть поддерживаются всякого рода фестивали, конкурсы, при этом абсолютно нет заинтересованности в развитии традиционных форм хозяйствования. Существующие общины коренных народов развивают оленеводство практически без поддержки, как, например, оленеводческое хозяйство «Улуки» в Северобайкальском районе, созданное ныне покойным Черноевым Юрием Ивановичем. Хорошо, что его дети поддерживают это начинание и увеличили стадо до 700 голов. Кстати, на Ямале, численность поголовья домашнего северного оленя составляет более 600 тысяч голов, это самое большое стадо на планете. Причем часть оленей числятся за государством, а часть за частными предпринимателями, которые заинтересованы в качественном уходе и увеличении стада.

А ведь и у нас были подобные примеры, в Баунтовском районе в свое время содержали до 6 тысяч оленей. Оленина – традиционная пища, деликатес, диетическое мясо. Разведение северных оленей не требует особых вложений, но у нас государственные органы этим не занимаются. Федеральные средства, которые выделяются в рамках Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов, зачастую пускают на латание дыр в местных бюджетах. Проверка Счетной палаты России указала на нецелевое и неэффективное использование средств. Всего 240 млн рублей отпускается на 28 регионов.Поскольку средства распределяются согласно численности коренных народов, то в Бурятии большая часть федеральных средств уходит в Окинский район, где растет численность сойотов. Остальные средства дробятся, их используют на приобретение оргтехники, компьютеров, ремонт. Нет разумного видения, как эффективно и рационально использовать эти средства. Например, в Баунтовском районе закупили довольно дорогое оборудование для запуска производства по переработке дикоросов, однако, чтобы запустить это производство, нужно еще докупить оборудования. А глава района в этом году вместо того, чтобы его закупить и наладить производство, отправляет средства на иные бюджетные нужды. А ведь людям не надо давать рыбу, надо дать им удочку. При возрождении традиционных форм хозяйствования будет возрождаться и сам народ.

– Вы ведь уже предлагали создать отдел в правительстве Бурятии, который бы занимался коренными народами?

– Да, к сожалению, в структуре республиканского правительства нет специального подразделения, которое занималось бы проблемами коренных народов комплексно. У Министерства культуры одно, у Минсельхоза – рыбные квоты, у Минэкономики - федеральные субсидии. В этой связи и нет комплексного видения, как должны развиваться коренные народы. А в других регионах такие структуры есть – на Чукотке целое управление в аппарате губернатора, в Хабаровском крае – управление в составе краевого Министерства природы, в Красноярском крае – агентство по развитию Севера и поддержке коренных малочисленных народов. Руководители этих субъектов Федерации понимают, что необходимо комплексное развитие коренных народов. Есть подобные подразделения и у наших соседей в Иркутской области и в Забайкальском крае. И к примеру, в Иркутской области проживает 1,5 тыс. представителей коренных народов, в Забайкальском крае – 1,2 тысячи, а в Бурятии их более 6553 человек: эвенков 2945, сойотов 3608

Многие ругают Леонида Васильевича Потапова, однако при нем были созданы первые эвенкийские национальные сельсоветы, первый центр эвенкийской культуры «Арун», эвенкийские теле- и радиопередачи. У него было видение приоритетов развития, в том числе развития национальной культуры и хозяйства. Сейчас же все мозаично и бессистемно.

Кроме того, вызывает озабоченность, насколько изменится ситуация с развитием коренных народов при создании Госкорпорации развития Восточной Сибири и Дальнего Востока.

– А что вызывает тревогу?

– В предлагаемых программах и законопроекте о развитии этого региона не видно человека. Зачем необходима эта структура? Превратить Сибирь и Дальний Восток в сырьевой придаток для развития Азиатско-Тихоокеанского региона?

Предполагается промышленное развитие 16-ти регионов, в этой связи произойдет массированный приток рабочей силы с Украины, из Казахстана, Китая и других стран. Однако при освоении природных запасов негативному влиянию подвергнутсяпрежде местное население и коренные малочисленные народы, которые могут быть поставлены на грань вымирания. К примеру, в программе развития юга Якутии предполагается увеличение добычи угля и строительство нескольких ГЭС. Многие эвенкийские общины на себе ощутят воздействие. Например, по некоторой информации, одна эвенкийская община, которая там живет и занимается традиционной хозяйственной деятельностью, будет лишена пастбищных и охотничьих угодий. С одной стороны, часть будет затоплена, с другой стороны, будет воздействие добывающей угольной промышленности. Оленеводы окажутся в кольце. Мы не понаслышке знаем, как велось строительство ВСТО «Восточная Сибирь - Тихий океан». А когда развивался угольный бассейн в Кузбассе, это привело к уничтожению культуры шорцев.

Есть и положительные примеры. При реализации проектов «Сахалин-1», «Сахалин-2» займ для которых предоставлял Всемирный банк, были учтены все международные нормы. У Всемирного банка имеется операционная политика по отношению к коренным народам. Любые проекты, которые осуществляются на землях коренных народов, должны учитывать мнение коренных народов, такие проекты должны согласовываться с местным населением. Должен работать основополагающий принцип свободного, предварительного и осознанного согласия коренных народов. Этот принцип изложен во многих международных документах, в том числе в Декларации ООН о правах коренных народов. Коренные народы, как никто другой, заинтересован в сохранении своих территорий, своих земель, потому мы никуда отсюда не уедем. Кроме того, народы Сибири и Дальнего Востока издревле выполняли и выполняют экологосохраняющую роль, а также геополитическую задачу по сохранению восточных окраин страны. Вы помните пограничную службу казаков из числа эвенков и бурят на восточных рубежах страны.

К сожалению, чиновники всегда как-то нервно, я бы даже сказала, неадекватно, реагируют на наши инициативы, зачастую обвиняя нас, представителей коренных народов, в сепаратизме и экстремизме. Однако коренные народы всегда были патриотами своей родины, вместе с другими народами шли на защиту страны.

Я всегда говорю и считаю, между государством и коренными народами должны быть разумные партнерские отношения. Необходимо выстраивать диалог и определять общие направления развития. Партнерство во имя развития. Это должно стать девизом для всех нас.