Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Две недели российский кинозритель прожил с «Ордой» кинорежиссера Андрея Прошкина. Коммерческий провал фильма в прокате сегодня уже является фактом дня. Сомнителен и идеологический успех этой, несомненно, политической киноакции «Православной энциклопедии». Оставив в стороне художественные особенности картины, рассмотрим эти два аспекта шумного «культурного» события – выхода фильма «Орда» в широкий прокат.

Провал в прокате

На третьей неделе проката фильм «Орда» в столице Бурятии окончательно вытеснен с экранов двумя другими российскими «ДухLess» и «Мужчина с гарантией», а также местной «кинопродукцией» – молодежной комедией «На Байкал-2 (На абордаж)». Последний фильм сейчас находится на пике сборов и демонстрируется на шести экранах (дневные, вечерние и ночные сеансы в 6-х кинотеатрах). Прокат «Орды» в Улан-Удэ всего лишь после двух недель фактически завершается: всего 3 кинотеатра оставили фильм в прокате на 3 дневных и 1 вечернем сеансе.

По России за первый уикенд проката «Орды» кассовые сборы фильма составили всего $1,36 млн (41 млн руб.). За две недели лента заработала по всей стране $2,4 млн (72 млн руб.). При этом на производство своего «фэнтези» кино-телекомпания «Православная энциклопедия», учредителем которой является одноименный «церковно-научный центр» Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП), истратила $12,4 млн (372 млн руб.) церковных и бюджетных денег.

Учитывая, что львиную долю всех сборов российские киноленты получают в первые три недели проката, общие сборы «Орды», по прогнозам киноаналитиков, составят не более 93 млн рублей. То есть ровно ¼ часть бюджета картины!

Что общего у «Орды» с «Попом»?

Напомним, что предыдущая, не менее пафосная киноакция «Православной энциклопедии» фильм «Поп» (режиссер Владимир Хотиненко, бюджет картины $ 6,8 млн, или 204 млн руб.), ориентированный, прежде всего, на российского зрителя и собравший в 2009 году призы второстепенных российских кинофестивалей и несколько церковных наград, в прокате в 2010 году собрал всего лишь $1,67 млн, или 50,1 млн рублей.

«Попа» создавали в 2008 году по благословению тогда еще живого патриарха Московского и всея Руси Алексия II, под патронатом тогдашних президента России Дмитрия Медведева и премьера Владимира Путина, при финансовой поддержке Министерства культуры России, Федерального космического агентства, ОАО «Газпром» и компании «Ренова» олигарха Виктора Вексельберга. Фильм «Орда» производился в таких же «условиях благоприятствования», с той лишь разницей, что бюджет его составлял почти в два раза большую сумму. К тому же, учитывая коммерческий провал «Попа», создатели «Орды» не стали делать «церковный лубок», до минимума сократили внешнюю церковную атрибутику и сделали ставку на жесткий экшн, сцены насилия, извращений и скандальный, «нетолерантный» показ «и ныне дикой» азиатчины.

Жизнь в «Орде»

Большую часть фильма его герои – и монголы, и русские – говорят на карачаево-балкарском языке, который, по мнению научных консультантов этой «исторической саги», является самым близким к давно исчезнувшему «среднекыпчакскому» языку. В основе этого «художественного решения» лежит гипотеза историка Льва Гумилева о том, что «языком межнационального общения» в Золотой Орде был некий кыпчакский язык, родственный современным казахскому, башкирскому и татарскому. Большую часть персонажей-ордынцев играют актеры из российских азиатских республик – Якутии и Тывы. Есть актеры из Татарстана (Роза Хайруллина, роль – ханша Тайдулла), Калмыкии и Бурятии.

Нашу республику в этом фильме представляют московский актер Петр Янданэ, последнее время играющий большей частью отрицательные роли азиатов в российских кинопроектах (в основном телесериалах), и московская же певица Намгар Лхасаранова, мелькнувшая в картине вкупе с ятагой (бурятским музыкальным инструментом) в сценах подчеркнуто нечистоплотных пиров в столице Золотой Орды – городе Сарае-Берке. Кстати, музыка к фильму «Орда» написана композитором Алексеем Айги, в записи саунд-трека принимали участие музыканты из бурятской группы «Намгар». То есть в создании в фильме образа «дикой азиатчины», почти былинного коллективного «идолища поганого», участвовали и наши земляки.

Коротко о персонажах из Орды. Азиаты в фильме изображены лишенными (почти) индивидуальных черт, любых проявлений человеческой теплоты или слабости, некими демоническими существами из преисподней, обитателями своего «татаро-монгольского» ада. Хорошо переданная средствами большого экрана бытовая грязь соседствует в фильме с физически ощущаемой ментальной грязью, наполнившей атмосферу в ханском дворце «царя царей» (хана Джанибека) и на улицах Сарая-Берке. Монгольские правители (разговаривающие друг с другом на балкарском (?!) языке) и их воины-нукеры подвержены здесь самым низким суевериям и напрочь лишены какой-либо духовности. В этой атмосфере ордынские правители в борьбе за власть запросто, на глазах у своих придворных и латинских послов душат повернувшихся к ним спиной братьев и отцов, не чураются каннибализма (хотя хан Джанибек «благочестиво» говорит, что «есть людей нельзя»), вожделеют собственных старых матерей, «разделывают» людей, словно овец или карасей для пира.

«Русский колдун»

В фильме «старый русский колдун», православный митрополит Киевский Алексий, святитель Московский (сам патриарх Алексий II с таким именем был пострижен в монахи в честь этого святого) был нужен ордынцам только для того, чтобы вылечить от слепоты ханшу Тайдуллу, мать хана Джанибека.

В церковном житии святителя Алексия, якобы легшего в основу сценария фильма «Орда», «колдун» перед отъездом в Орду сначала «восскорбел» от понимания ограниченности своих мистических возможностей. Но затем он совершает в московском Успенском соборе Пресвятой Богородицы «молитвенное пение», в ходе которого явилось «чудо» – в ходе молебна «самозажглась» церковная свеча, поставленная у гроба чудотворца Петра. Владыка Алексий «уразумел» эту «весть от Всевышнего» и велел изготовить из огарка той свечи другую, «малую свечу», которую и взял с собой в Сарай.

В «столице монголов» его, согласно житию, хан Джанибек встретил «с великой честью» и «ввел в свои палаты». Там митрополит провел православный молебен, в ходе которого «возжег малую свечу», «окропил святой водой царицу» и она «тотчас прозрела»! Хан Джанибек вместе со своими «вельможами» сначала «весьма удивлялись этому дивному и славному чуду», а затем «почтив Алексия и бывших с ним, щедро их наградили и отпустили с миром». Православное житие и нынешняя официальная церковная трактуют все милости, которые Русская церковь получала от монгольских «царей» (освобождение от всех налогов, огромные имущественные, общественные привилегии и защиту от местных, княжеских властей) как следствие этого «чуда» с большой и малой свечами святителя Алексия.

История и житие

В научной истории этой случай из опыта взаимоотношений ордынских властей и Русской православной церкви, когда один из церковных иерархов совершил молитву за здоровье правительницы (и, возможно, крестил ее) не несет в себе ничего сверхординарного и рассматривается в русле общего покровительственного отношения монгольских ханов к любому духовенству на территории своих государств. Поскольку освобождение Русской церкви от уплаты всех податей и от всех повинностей, а также установление принципа государственной защиты имущества и положения духовенства были совершены не в 1357 году, когда ханша Тайдулла призвала к себе митрополита Киевского Алексия, а ровно сто лет до этого, в 1257 году, когда монголы первый раз провели перепись населения в этом своем улусе. Единственной повинностью христианского духовенства (в том числе и православного) перед ханской властью на территории Золотой Орды было молиться за здоровье хана и его семьи. Что священники и иерархи исправно и делали.

Этот принцип религиозной терпимости и государственного протекционизма происходит от общего свода законов под названием «Яса Чингис-хана», который действовал сначала в Великой Монгольской империи (Эхэ монгол улас), а затем и во всех ее государствах-преемниках. В том числе и в Золотой Орде, преемнице улуса Джучи.

В фильме «Орда» (сценарий Юрия Арабова, режиссер Андрей Прошкин) нет ни исторического материала, исследованного светскими учеными, ни церковной истории из жития святителя Алексия Московского. Заказчики картины из Московского патриархата и ЦНЦ «Православная энциклопедия» в целях более успешного по сравнению с предыдущим своим проектом (фильмом «Поп») проката нового фильма отказались, как уже говорилось, от «церковного лубка», сделали свое «киножитие» в жанре одновременно боевика, фильма ужасов и удобоваримого для молодежи фэнтези, то есть, некоей художественной реконструкции никогда не существовавшего мира или среды.

Продолжение следует.