Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

События вокруг семейно-родовой общины «Дылача» выявили не только недоумения, но и противоречия об эвенках. При этом в подсознание осторожно внедряется, что они не являются коренными жителями Бурятии. Я посмотрел отзывы в интернете и ужаснулся невежеству, дремучести и хамству некоторых сограждан. А уж историю Сибири, увы, не знают большинство сибиряков, о чем я уже говорил (см. статью в Учительской газете «История земли Сибирской»). Поражает спонтанная идеологическая позиция противников «Дылачи». В лучшем случае она циничная, а в худшем, фашиствующая, признающая вынужденное вымирание части соотечественников как эволюционную закономерность.
Сейчас началась вторая волна нашествия. Сможем ли мы выдержать? На их стороне, в том числе и группы журналистов, прибывших в Бурятию, огромные деньги. А у нас, эвенкийской интеллигенции, даже на интернет приходится занимать. Думаю, что всем понятна ситуация: нас загоняют в «угол безысходности».

В моём селе живёт около двухсот эвенков-чилчагиров, особый этнос, сформировавшийся в XVI-XIX веках в родстве с ойратами и русскими, всё вокруг пропитано историей и останками культуры страдающего народа. Эвенки («спускающиеся с гор», пешие тунгусы) всегда, с первых стоянок и поселений на Селенге, Ангаре и Лене (25 тыс. лет назад), обитали на территории Сибири различными анклавами разного уровня развития, связанных одной языковой культурой. Именно предки эвенков – ИЛЭ – были охотниками на мамонтов, чему имеются подтверждения – графическое (орнаментальное) и лингвистические послания из Прошлого (см. мои статьи в журнале «Мир Севера»).

Илэ являлись предками бурятского и эвенкийского этносов, что отмечается в фольклоре бурят: «… все мы немного эвенки». Но сначала, с приходом монголо-язычных племен с юга, произошло движение тунгусских племен (тунгус-тюркское (якутское) название илэ-эвенков) на запад, частью влившихся в сибирские народы, и на восток (основная масса) скотоводы-мурчены. Но «пешие тунгусы» (эвенки) и «оленные люди» (орочены) продолжали жить на породных местах вокруг Байкала, куда и нагрянули монголо-язычные предки бурят. Началась активная метизация двух этносов, что привело к рождению великого народа – бурят. Попутно замечу, предки бурят по монгольской линии похоже имели ранее островное место жительства (арал – море, где много островов; остров; а по эвенкийски: бур – остров).

Этноним «бурат» был заложен в сознание народа в период прихода к Байкалу. Этот период в народной бурятской этнографии называется как «Пришествие по воде». В конце этого периода монгольской ветви возникшего народа грозило «растворение» в тунгусской среде. Но грянуло второе пришествие, которое называлось «Пришествие по маслу». Их встречали как спасителей нации. Положение резко изменилось в сторону монголо-язычного формирования бурятского языка и культуры, что и произошло в данный период. При этом сохранившая этническую принадлежность, тунгусская многочисленная диаспора определялась одним емким названием «Сологоны», то есть горные эвенки. Были диаспоры и степные, среди бурятского народа, вплоть до XVII века, когда из-за непомерного ясака они срочно стали «бурятами» (см. Б.О.Долгих «Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке».

Но вернемся во времена оно, когда произошло рождение бурятского народа и определились границы этнической Бурятии (см. мою статью «Причина», журнал «Мир Севера» №1 за 2011 г.) И вот когда обрушилось третье пришествие, которое бурятский народ назвал временем «Пришествия по крови», потому что третья волна монголов – это безжалостная захватническая война. Дауры – южные буряты – оказывали яростное сопротивление и вынуждены были отступить, оставив Северную Халху до Южного Забайкалья. Граница этнической Бурятии, ранее пролегающая у самого Тибета, была скорректирована, однако скотоводы-буряты кочевали своими пастбищными путями, и как-то, скорее духовно, подчинялись тибетским (монгольским) царям; тому есть яркие свидетельства (см.этнографию бурят, мифологию бурят).

А «третья волна» скатилась на территорию Китая. Но период «Пришествия по крови» продолжался набегами, грабежами. А в IX веке, во время войны киданей (копьеносцев) с бохайцами, когда было уничтожено великое тунгусское государство Бохай, часть монголо-язычных киданей (баргуты) нахлынули на бурятскую территорию вплоть до северного Байкала, создав на несколько веков государственное образование Баргуджин-токум. После ужасающей эпизоотии, когда скот «падал» ежедневно сотнями, большинство баргутов «бежали» восвояси – в Центральный Китай (в эвенкийском фольклоре указывается другая причина ухода, но это скорее поэтическая метафора). В тот же период был сокрушающий падёж оленей и у эвенков. Попутно отметим, что именно баргуты оттеснили предков якутов на север с Баргузинской долины и прилегающих территорий.

Эвенкийская (прибайкальская) этническая история развилась следующим образом. Террасы Верхней Ангары, бассейна реки Мамы, верховьев Лены населяли маугирские племена, в частности, многочисленные шилягиры. И они, худо-бедно, сосуществовали с бурятами, хотя отношения время от времени, из-за территориальных обоюдных претензий (пастбища), становились напряженными. И так продолжалось до XVI века, когда из Северной Халхи в Даурию (южная Бурятия) хлынули хоринские рода монголов во главе с монгольской принцессой Балжан-хатан. Они пришли и остановились на территории эвенков-улягну (улятов), вытеснив их на север до Вилюя, и на восток, до Зеи; те, в свою очередь, пришли и на земли жуеганов (якутское название притока Вилюя – Жуя; эвенки называли ее «Чу», то есть «страшная»).

И тогда жуеганы (киндыгиры и родственные им чилчагиры) начали захватническое нашествие на Верхнеангарскую территорию; правда, мои предки чилчагиры пришли позже. Мы имеем документальные свидетельства колониальных властей о военных стычках шилягиров с чилчагирами (Б.О.Долгих), а также предания о нескольких жестоких битвах с родственными киндыгирами. Мотивация захвата и вытеснение шилягиров на западные байкальские земли – это «возвращение на породные земли…». Эвенки Баунта (чилчагиры; вероятно, когда-то были нам родственниками, но очень давно), Баргузина, Закамня живут там с незапамятных времен. По-крайней мере, оппонентам, выполняющим заказ, утверждающим, что «эвенки некоренной народ Бурятии», мы можем твёрдо сказать, что тунгусские племена жили на Байкальской земле всегда, то есть всё известное нам историческое время…