Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Главное политическое событие прошедшей недели – демонстративный отказ Вячеслава Наговицына от так называемого «золотого парашюта», или единовременного пособия в размере его годового содержания на случай будущей отставки. Глава Бурятии поменял свою позицию по этому вопросу на противоположную после того, как представитель прокуратуры республики в интервью «Новой Бурятии» предупредила его о незаконности этой законодательной инициативы о пресловутых социальных гарантиях.

20 ноября пресс-служба главы Бурятии распространила сообщение о том, что г-н Наговицын выступил с законодательной инициативой исключить положение о выходных пособиях главе и его министрам из республиканских законов «О главе РБ» и «О правительстве РБ». В сообщении пресс-службы говорится о том, что «законопроект о льготах главе и членам правительства РБ был принят в середине 1990-х годов». Что якобы свидетельствует о том, что сам глава республики к принятию скандальных законов о «золотых парашютах» не имеет никакого отношения. И что якобы все дополнительные льготы и гарантии в прошлом президенту, а ныне главе республики устанавливались при президенте Потапове.

Так ли это на самом деле? Давайте разберемся.

Как укрепить «парашют»

Скандал с «золотыми парашютами» разразился на последней, 30-й сессии Народного Хурала РБ 6 ноября. В этот день руководитель администрации главы Бурятии Петр Носков представил депутатам на голосование тот самый «парашютный» законопроект, внесенный в республиканский парламент Наговицыным. Этим законопроектом предлагалось закрепить существующие уже положения законов «О главе РБ» и «О правительстве РБ» о неразумно крупных выходных пособиях для самого Наговицына и для зампредов и министров в его правительстве.

В чем же была новизна этой первой «законодательной инициативы» Вячеслава Наговицына? Дело в том, что принятое 13 октября 2011 года положение о «золотом парашюте» для «гулвы» (от бур. «глава») откровенно противоречит федеральному законодательству. Юридически оно очень зыбкое и отменить его чисто технически довольно просто, обратившись в суд. Это положение содержится в ч. 4 ст. 24 Закона «О главе Республики Бурятия».

– При прекращении полномочий главы РБ по истечении срока его полномочий или отставки по собственному желанию главе РБ выплачивается единовременное пособие в размере годового денежного вознаграждения главы РБ, – говорится в законе.

В половине регионов страны такие «выходные пособия» для губернаторов и их подчиненных уже отменены. В Бурятии Вячеслав Наговицын внес в Народный Хурал РБ законопроект, предлагающий включить положения о «золотых парашютах» в свой трудовой договор и в контракты членов бурятского правительства. При этом включив в соответствующие законы ссылку на ст. 178 Трудового кодекса РФ, в которой работодателю дается право устанавливать «повышенные размеры выходных пособий». Причем не в размере месячной зарплаты, как обычно, а больше, чем за месяц. То есть в этом случае чиновники в Бурятии хотели сделать бюджетным обязательством и перенести на себя нормы, обычно используемые в крупных бизнес-компаниях и госкорпорациях.

В подготовленном в недрах администрации главы Бурятии законопроекте с «зашифрованным» названием («О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Бурятия». – С.Б.) текст закона выглядит совсем по-другому.

– В соответствии со ст. 178 Трудового кодекса РФ трудовым договором (контрактом), заключаемым с главой РБ, при прекращении полномочий главы РБ по истечении срока его полномочий или отставки по собственному желанию выплачивается выходное пособие в размере годового денежного вознаграждения главы Республики Бурятия на день прекращения полномочий, – такую редакцию закона предложил депутатам Петр Носков, руководитель администрации Наговицына.

Депутат от «Единой России» Федор Трифонов предложил даже «усовершенствовать парашют», пойти еще дальше и установить такую же норму не только на случай истечения срока полномочий или отставки «по собственному», но и «в связи с выходом на пенсию или по состоянию здоровья»! Правда, еще на предварительном рассмотрении в хуральских комитетах это «рацпредложение» коллеги посчитали совсем уж неприличным и отклонили.

Этим же законопроектом предлагалось внести аналогичные изменения в положения о «золотых парашютах» для лиц, замещающих должности зампредов, министров и руководителей республиканских агентств в правительстве Бурятии.

Выбросить без парашюта

Оппонент г-на Наговицына в этом вопросе, прокуратура Бурятии, напротив, предложила не идти на юридические уловки, не закреплять противозаконные нормы в республиканском законодательстве, а полностью их отменить как «не соответствующие федеральному закону». Требование прокуратуры признать утратившими силу юридические анахронизмы: и ч. 4 ст. 24 Закона «О главе РБ» (о «золотом парашюте» для главы. – С.Б.), и ч. 2 ст. 35 Закона «О правительстве РБ» (о «золотых парашютах» для членов правительства. – С.Б.)!

– Вопросы установления дополнительных гарантий отдельным категориям работников отнесены к ведению федеральных органов государственной власти, в связи с чем субъект РФ не вправе осуществлять правовое регулирование в данной сфере, в том числе путем включения соответствующих положений в трудовой договор (контракт). Кроме того, оспариваемые нормы создают не предусмотренные федеральным законом преимущества лицам, замещающим государственные должности Республики Бурятия, что противоречит ст. 64 Трудового кодекса РФ, – так мотивирует прокуратура предлагаемые ей правки.

Тем не менее эти поправки были проигнорированы Народным Хуралом, и депутаты не без споров, но приняли «парашютный» законопроект Вячеслава Наговицына в первом чтении.

Однако 18 ноября представитель прокуратуры республики Наталья Сенникова заявила в «Новой Бурятии» о том, что законопроект «не соответствует федеральному законодательству», и предупредила об этом «гулву».

Разумный «гулва»

Уже на следующий день после выхода номера «Новой Бурятии» сообщение о том, что Вячеслав Наговицын выступил с инициативой отказаться от «золотых парашютов» для членов правительства республики, включая себя самого, появилось в рассылках для СМИ Бурятии. А еще через день его вывесили на официальный сайт главы.

Для того чтобы усилить впечатление, глава республики теперь предлагает не ограничиваться ликвидацией скандальных выходных пособий (в размере 5,2 млн рублей, например, для главы), а упразднить заодно и другие льготы. В частности, те нормы, по которым он, выйдя в отставку, пожизненно получал бы «бесплатное медицинское, транспортное и коммунально-бытовое обслуживание, санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на транспорте в Бурятии, обеспечение жильем и услугами связи». Как пишется в сообщении администрации главы, все эти льготы и гарантии были установлены еще «в середине 90-х годов».

Однако анализ последовательности внесения изменений в ныне действующий Закон «О главе РБ» говорит совсем о другом. Закон «О президенте РБ», принятый 14 марта 1994 года, состоит всего из 12-ти статей, и в нем нет ни единой нормы о каких бы то ни было льготах и гарантиях для президента, не говоря уже о допвыплатах и выходном пособии! В таком виде закон просуществовал до 8 мая 2002 года, когда в него были внесены первые изменения.

С 2002 по 2007 год изменения в Закон «О президенте РБ» вносились 4 раза (в 2002, 2003, 2005 и 2006-м годах), в том числе речь идет и о льготах и гарантиях президенту. Однако львиная доля льгот для президента, а ныне главы была внесена в закон с мая 2007 года по май 2012 года. За период со времени появления в Бурятии Вячеслава Наговицына изменения в закон вносились 7 (!) раз. В частности, положение о доплате к пенсии главе в отставке хотя и появилось в законе в 2003 году, но затем оно еще 2 раза «усовершенствовалось» – в мае 2007 года и в мае 2011 года. Сейчас эта доплата составляет 80 % ежемесячной зарплаты действующего главы. Такую же доплату через несколько лет сможет получать и сам Вячеслав Наговицын.

Что же касается норм о «золотом парашюте» для действующего главы, то в нынешнем виде они существуют с 13 октября 2011 года. Именно тогда были внесены изменения, касающиеся того, что по истечении срока полномочий или отставки по собственному желанию главе Бурятии будет выплачено выходное пособие в размере зарплаты за год. Это же касается и положения о том, что «если на новом месте работы его зарплата будет ниже месячного вознаграждения главы РБ, то производится доплата до уровня месячного вознаграждения главы РБ». Такую доплату бюджет Бурятии должен будет выплачивать в течение шести месяцев со дня устройства бывшего главы на новое место работы!

Таким образом, сведения о том, что эти льготы появились в законодательстве Бурятии «в середине 90-х годов», мягко говоря, не соответствуют действительности.

Тем не менее то, что нынешний глава Бурятии осознал несостоятельность и все скандальные последствия своих инициатив по сохранению незаконных «золотых парашютов» и выступил с обратной инициативой вообще отменить эти выходные пособия, весьма похвально. Это свидетельствует об адекватном восприятии главою политической ситуации и его редкой для «начальников» способности признавать свои ошибки.

Очередь за спикером и депутатами

Ожидается, что данная полезная инициатива главы Бурятии будет официально представлена в Хурал в течение этого месяца и озвучена перед депутатами уже на следующей хуральской сессии. Тем временем наблюдатели обсуждают сроки внесения подобной же инициативы, которая по логике событий должна последовать и со стороны депутатов Народного Хурала, тоже попытавшихся было сохранить за собой министерские «золотые парашюты».

Напомним, что прокуратура Бурятии представила в парламент республики отрицательное заключение и по другому законопроекту («О внесении изменений в некоторые законодательные акты РБ по вопросам государственного устройства». – С.Б.), в котором речь идет о выходных пособиях в размере денежного вознаграждения за 6 месяцев для спикера Матвея Гершевича и 14 депутатов, работающих в Хурале на постоянной (оплачиваемой) основе. Надзорным органом предлагается отменить выходные пособия для народных избранников и тем же законом упразднить льготы для экс-спикера.