Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

«Новая Бурятия» продолжает публиковать интервью с актерами фильма Баира Дышенова «Отхончик. Первая любовь». Мы встретились с народной артисткой России Мартой Зориктуевой, сыгравшей маму Дулмы. Размышления о ценностях, которые прививает фильм, о любви, не знающей преград, и об актуальности идеи фильма – все это в нашем интервью с легендарной актрисой театра и кино.

– Марта Цыреновна, расскажите о вашей героине? Как она принимает Женьку?

– В первую очередь, она – мама. А любая мама – это, прежде всего, женщина. Женщина ведь смотрит на мир совсем по-другому. Как-то мягче. Моя Дулма влюбилась, любовь у них взаимная – я желаю им только счастья. А то, что он другой национальности… Важно ли это? Нет, конечно. Важны любовь, доверие, уважение и ничего больше.

– А в жизни вы как поступили?

– Знаете, мне было достаточно легко сыграть маму Дулмы, потому что у меня такая же ситуация. Моя дочка замужем за русским парнем. В нашей семье есть и украинцы, и китайцы, и русские. И все прекрасно и счастливо живут! Сердце не выбирает, кого любить, оно просто любит и все.

– Тогда стоит ли слушать родителей, если дело касается личной жизни?

– Порой как бывает – не успеют молодые люди узнать друг друга хорошо, уже жить начинают, а потом разбегаются. Это неправильно. На все нужно время. Любовь должна пройти проверку на прочность, преодолеть многое – тогда она будет цениться. Уже тогда, когда решение быть вместе осознанно, очень важно получить благословение родителей. Это отразится на семье молодых, их детях, семейном благополучии. Также я думаю, что молодым нужно жить отдельно от старших. Пусть сами выстраивают свою жизнь, это правильно. Ведь это так здорово, когда мы скучаем друг по другу, а в праздники или выходные все собираемся за одним большим столом, чтобы увидеть друг друга, поговорить. Понимаешь, что ты так богат, когда все близкие счастливы и когда они рядом!

– В обществе уже прослеживается такая тенденция, что мужчины не спешат создавать семьи, пока не достигнут определенного социального статуса. Правильно ли это?

– Существующие социальные проблемы сильно сказываются на молодежи. Кто-то не может найти работу, кто-то всей семьей сидит на шее родителей – это в корне неправильно. В Южной Корее, например, дети по окончании школы должны, так сказать, «отлепиться от родителей». Они сами продолжают свое образование, строят карьеру. И мужчины, даже если с кем-то встречаются, жениться не спешат, пока не будут уверены в своей финансовой стабильности, пока не будут твердо стоять на ногах. Я считаю, что так и должно быть. Мужчина – добытчик, кормилец, а женщина – хранительница домашнего очага. В Библии про мужчину так и сказано: «И в поте лица будешь добывать хлеб насущный», а про женщину: «И рожать будешь в муках» – это вечный завет, по которому мы должны жить.

– Фильм учит этому? Какие другие вечные ценности он прививает?

– Фильм показывает любовь, которая слепа. Женьке придется стать ответственным, если он любит Дулму. Преодолевать сложности, бороться за счастье нужно обоим. Тогда любовь, дарованная Богом, будет цениться. «Отхончик. Первая любовь» стирает границы между культурами и национализм как понятие. Национализм – это большое зло. В Москве это очень остро выражено. Когда спрашиваешь дорогу, на тебя так надменно смотрят, что просто страшно становится. Мы все под единым Богом ходим. И созданы мы Богом, чтобы просто быть счастливыми, жить в любви, а не делиться и не делить мир на куски.

– Марта Цыреновна, наверное, были какие-то забавные моменты во время съемочного процесса?

– Конечно! Я же мама пятерых сыновей! А они все такие высокие, здоровые, рослые! Когда шли съемки, мы часто смеялись над тем, как я могла родить таких богатырей. И худышку доченьку. И еще, помню, была сцена, когда парни ели шyлэн. Первый раз, конечно, они с большим аппетитом уплетали этот наваристый бурятский суп. Но потом, когда приходилось снимать несколько дублей, ребятам это уже было трудно (смеется). Хлеб, например, в кадре должен был быть откусанным, так они предлагали кому-нибудь откусить, потому что сами уже физически не могли это сделать!

– Какой опыт вы получили, работая с Баиром Дышеновым?

- Я рада была работать с Баиром. То, что он начал снимать профессиональное бурятское кино, дорогого стоит. Он уже состоялся как режиссер, потому работать с ним было одно удовольствия. В нем совсем нет надменности, чопорности. В сердце – только доброе начало и чистые помыслы. Благодаря его чуткости и профессионализму мы чувствовали себя одной большой семьей, я даже поверила в это в какой-то момент! Замечательный коллектив, замечательная идея фильма. Дай Бог долгой жизни этому проекту!

– А вы помните свою первую любовь?

– Помню, конечно. Она не забывается никогда и остается на всю жизнь. Моя первая любовь – актер Михаил Елбонов, по фильму сыгравший моего отца. У нас хорошие отношения, я отношусь к нему с большим теплом! Любовь – это всегда прекрасно!

– Что вы пожелаете жителям города, вашим зрителям в этот светлый праздник Сагаалган?

- Уважайте и почитайте старших, храните и берегите традиции и вечные заповеди. Не превращайте праздник в пьянство. Пусть наше общество будет физически и морально здоровым. Благодарите Бога за все, любите всем сердцем эту жизнь, людей, свое дело. Что мы посеем сегодня, то пожнем завтра.

– Спасибо за интервью. Творческих успехов вам, новых интересных ролей, благости и добра вам и вашим близким!

СПРАВКА: Марта Зориктуева – народная артистка Бурятии, заслуженная артистка России. Одна из лучших актрис Бурятии, она дебютировала в кино в 1971 году в роли охотницы Инги в известном детективе кинорежиссера Владимира Назарова «Пропажа свидетеля». В 1976 году актриса исполнила роль Даримы в драме «Три солнца», посвященной жизни бурятского народа.

В том же 1976 году Марта Зориктуева окончила ГИТИС, факультет актерского мастерства, где обучалась у педагога и театрального режиссера Оскара Ремеза. Актриса много лет отдала сцене Бурятского академического театра драмы им. Хоца Намсараева. Среди ее героинь Асель («Тополек мой в красной косынке» Чингиза Айтматова); Виола и Себастьян («Двенадцатая ночь» Шекспира); Должон («Сэрэмпэл» Х. Намсараева); Комиссар («Оптимистическая трагедия» Вишневского); Ленушка («Ленушка» Леонова). Вместе с ней играли такие мастера, как Буда Вампилов, Михаил Елбонов, Нина Токуренова, Лариса Егорова, Доржи Сультимов, Людмила Дугарова – блестящее поколение, составившее славу нашего бурятского драмтеатра. На одной сцене актриса работала с Владимиром Высоцким и Валерием Золотухиным.

Помимо перечисленных работ, она снялась в 1990 году в роли матери в биографической драме «Нет чужой земли», повествующей о жизни и просветительской деятельности декабриста Николая Бестужева в Сибири после каторги, а в 1994 году сыграла роль шаманки Калэны в мелодраме Бараса Халзанова «Сон в начале тумана».