Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Большинство родителей редко задумываются над проблемой безопасности своих детей. Тогда как доверчивые мальчики и девочки зачастую становятся жертвами различного рода преступников. В Интернете тема безопасности детей одна из самых обсуждаемых, на различных форумах есть отдельные темы. Мамы бьют тревогу – либо дети сами «лезут» к кому попало, стоит только им отвернуться, либо дети очень доверчивые, с радостью принимают небольшие сладости от чужих людей и, спокойно взяв чужую тетю за руку, уходят с ней. Как объяснить малышу, что «добрые» дядя или тетя могут быть опасными? «Новая Бурятия» обсуждала актуальную тему для наступивших каникул с психологом Евгенией Загвозкиной.

Обучаем с детства

Самое главное, что должны сделать все без исключения мамы и папы – не ждать, пока ребенок подрастет, чтобы потом знакомить его со взрослой жизнью. Обучающий процесс по проблемам безопасности нужно начинать с раннего возраста.

– В возрасте 3-4 лет ребенок уже в состоянии запомнить имена родителей и их телефоны, – говорит психолог Евгения Загвозкина. – Заучите это вместе с ребенком, пока у него не дойдет это до автоматизма. В жизни может случиться всякое: малыш может потеряться на вокзале, в аэропорту, отстать от вас. Лучше подстраховаться.

На случай, если вы вынуждены часто оставлять ребенка дома одного, обязательно выучите с ним сказку «Волк и семеро козлят». Детки должны уметь опознавать вас по голосу, по стуку и.т.д.

Один дома

Как мы уже отметили, если ваше чадо еще малыш, учите с ним сказку «Волк и семеро козлят». Если он школьник, научите его всегда запирать входную дверь и никогда не признаваться чужим, что он один дома.

– Если позвонили на домашний телефон, он должен ответить: «Перезвоните попозже». Никаких «мама спит», «придут позже» быть не должно, – говорит Евгения. – Также ребенок не должен называть своего имени или имени звонящего (так как он может легко ошибиться, а ошибкой могут воспользоваться и ввести его в заблуждение).

Если ребенок вдруг услышал, что кто-то незнакомый открывает или взламывает дверь, он должен уметь вызвать полицию, а также быстро позвонить вам, родственникам или соседям. Та же бабушка по соседству в состоянии спугнуть преступников. Ребенок должен быстро сориентироваться в экстренной ситуации и не растеряться.

Если сын или дочка отличаются гостеприимством, с ними нужно договориться, что своих друзей они должны приводить только тогда, когда вы дома. Любые дети, особенно младшего возраста, могут нашкодить, включить технику, а потом забыть ее включить и.т.д. Пусть играют и общаются на здоровье, но в присутствии взрослых.

Если ребенок уже передвигается один по городу, ему надо объяснить, что нельзя брать ничего ни у кого. Никогда и ни при каких обстоятельствах ваши дети не должны соглашаться на предложения незнакомых (или малознакомых людей) прогуляться и (тем более!) покататься на машине.

Предупредите детей, что опасно соглашаться на предложения незнакомцев, когда они зовут куда-нибудь с ними пойти или поехать, просят помочь им что-нибудь сделать (найти потерявшуюся кошку или собаку, поднести вещи, сфотографироваться с ними, вместе поиграть и т.д.).

– Конечно, не стоит впадать в крайности и полностью изолировать ребенка от общества, – отмечает психолог. – Договоритесь с ним, что в вашем присутствии он может разговаривать с другими людьми, но только в вашем присутствии. Соответствующее воспитание должно научить распознавать риск и опасности, не угрожая вере в будущее. Найдите баланс.

В случае опасности дети должны уметь позвать на помощь или попросить помощи у прохожих.

Один на улице

Детки младших классов уже спокойно одни ходят на кружки, в школу и обратно. И вы не всегда можете знать, какой дорогой он идет домой, куда свернет и к кому подойдет. Вероятность того, что ребенок попадет в руки преступника, увеличивается. В этих случаях нужно запомнить следующие рекомендации.

Броские вещи – приманка для преступников

Сотовый телефон у ребенка обязательно должен быть дешевым и простым. «Навороченный» мобильник может принести проблемы. Это элементарно в целях безопасности.

– Ребенок будет переживать за дорогой телефон, за то, что его могут украсть, – говорит Евгения. – Он может и сам его потерять. Такая ситуация приведет его в ужас: он будет бояться реакции мамы и папы, испугается идти домой. Зачем создавать ему такой стресс? Вообще считаю, что на дорогой телефон, как, впрочем, и на все дорогостоящее, ребенок должен заработать сам: станет студентом, захочет подработать, тогда сам на свои собственные деньги пусть покупает.

То же самое касается драгоценностей и броских вещей. Иногда с детского сада мамы прокалывают дочкам уши, вешают на шею золотые крестики. Все эти броские вещи (в том числе, яркие кошельки – они также нежелательны ни детям, ни, кстати, взрослым) привлекают внимание карманников. Если ваша семья обеспечена, необходимо быть предельно внимательными к проблемам безопасности. От опасностей не застрахован никто из нас.

Опасные места

Необходимо выработать устойчивые рефлексы в соблюдении основных правил уличной безопасности: научить ребенка внимательно осматриваться по сторонам, хорошо знать все ориентиры в своём районе, не приближаться к густым кустам, насаждениям деревьев, заброшенным домам, знать расположение доступных телефонов, знать все безопасные места, где можно укрыться и получить помощь, немедленно обращаться в полицию в случае инцидентов или преступления.

– Мало ли куда детям «приспичит» пойти после школы, при этом они не должны ходить даже по трое, только большими компаниями, – предупреждает психолог. – Все места, которые собирается посетить школьник, будь то коллективная поездка с классом за город или поход на день рождения, должны быть заранее согласованы с родителями. Вы всегда должны знать, с кем и где ваш ребенок! Только безответственные родители этого не понимают и не контролируют своих детей. Дети думают, что они взрослые, и могут делать все, что им вздумается. Воспитывайте их.

Отметим, что у ребенка должны быть ключи от дома, но знать о том, где они в сумке лежат, должен только он. Пусть никому не рассказывает о том, что они вообще у него есть. Эту информацию посторонним знать незачем.

Второй важный момент – это ваша работа с окружающим пространством. Подготавливая ребёнка самостоятельно ходить в школу или гулять, вы должны обойти с ним все близлежащие улицы, отмечая потенциально опасные места.

– Договоритесь с ребенком, что он будет двигаться только по согласованному с вами безопасному маршруту, не будет срезать путь, а также не будет оставаться на школьном дворе, когда все одноклассники уже разошлись по домам, – советует Евгения. – В первое время необходим незаметный контроль за передвижениями ребенка.

Реакция на опасность

Необходимо научить ребёнка, куда и к кому обращаться за помощью, создать так называемые «островки безопасности». Их подбор индивидуален и зависит от многих факторов (к примеру, в соседнем со школой киоске может работать ваша хорошая соседка и т.д.). Однако существуют и общие принципы подбора «островков безопасности». Ими могут быть школа (там почти всегда есть охранник), продуктовый магазин и банк (по той же причине), отделение милиции, часть пожарной охраны, библиотека и т.п. Ребенок должен знать, что ему способны помочь сосед по дому, друг семьи, родственник, милиционер, охранник, любой человек в форме. Кстати, никогда не садите ребенка одного в такси, только если таксист – ваш знакомый.

И напоследок стоит добавить, что обучение должно проводиться в занимательной форме (ролевые игры, решение ситуационных задач, поощрение и т.д.), а беседы между вами и вашими детьми должны быть доверительными, – советует Евгения. – И как можно реже произносите слово «нельзя». В конце концов, рано или поздно он все равно сделает то, что «нельзя», элементарно ради интереса.

И помните, что безопасность ваших детей полностью зависит от вас самих!