Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Когда-то, во времена СССР, девочкам не разрешали ходить в школу в сережках. Чтобы не допускать классового неравенства. Сейчас дети ходят в школы с айфонами, но зато столько разговоров про одинаковую демократичную школьную форму.

В некоторых школах до сих пор не определились с образцами школьной формы. Форма якобы упразднит социальное неравенство среди детей в ужасно расслоенном обществе. Заставить детей одинаково одеваться гораздо проще, чем вносить реальные изменения в систему образования и создавать не лживые социальные уровни. Главное для наших законников – быть в тренде новейшего «социализма».

Можно провести аналогию с малым предпринимательством, которому государство когда-то обещало помогать в ответ на «социалистический» ударный труд на благо общества. Тот, кто хочет получить от власти материальную помощь, всегда подчеркивал свою социальную направленность. Говорить о стремлении к прибыли тут было как-то даже стыдно. Создать работающий бизнес, стабильный источник налогов – неуместно. Но если он на «благо» общества – другое дело.

Моя подруга-предпринимательница как-то поведала мне о том, как несколько лет пыталась наладить производство. Это растянулось из-за того, что обещанная поддержка от государства споткнулась о меркантильность нашей госсистемы. Это, естественно, не в новинку было. Но это так возмутило начинающего предпринимателя: «Этому откатить, а потом этому... На что производство налаживать?». Поэтому и нет в Бурятии, к примеру, производства той же добротной и недорогой школьной формы. А все привозное очень дорогое и ужасно безвкусное.

Во времена СССР были синяя куртка и штаны. Между прочим, куртка была невероятно удобна. В каком-нибудь советском «Ералаше» все бегают в ней. Коля Герасимов даже в будущее летал. Для девочек шили добротные коричневые платья из настоящей шерсти с парадным белым фартуком в придачу. Школьную форму, которую шили на бурятской фабрике «Туяна» для всей Бурятии, была действительно форменной одеждой равных детей.

И в этой символике, между прочим, был заложен немалый смысл. Куртка – это, по существу, была одежда рабочего, удобная и функциональная. И смотрелась живенько. И логично, что дети в СССР ходили в куртках. Будут, мол, рабочими. И были.

А сейчас мальчики в школах надевают пиджаки. И девочки тоже. Хотя те же фартуки имели историю еще со времен курсисток. Интересно, что при этом сильна традиция цеплять на головы первоклашек огромные банты размером с голову. В робах конторщиков, в которые сейчас обрядили школьников, дети уже с малых лет примеряют костюмчики форменных кабинетных крыс. А потом кто-то удивляется, как раздут у нас чиновничий аппарат, и уже мало что стабильно производится. А учитывая то, что вкус у наших людей в массе на прискорбно низком уровне, взрослые рядят детей в дешевое синтетическое китайское убожество, какое сами с удовольствием носят. Вершина вкуса – это убогий пиджак банального кроя из дешевой ткани и не по размеру. Зато форменная и официозная вещь.

Как-то недавно случайно зашла в одну местную элитную школу в центре. Думала хоть здесь, быть может, английские френчи или блейзеры. Ан нет, лицезрела дичь - жилетку с рубашкой. Если подумать – это униформа менеджера, развлекающего пьяных в бильярдной. Или официанта в ресторане…

Раньше форма была унифицирована и продавалась во множестве магазинов, и ее было легко купить. А теперь надо где-то всем вместе покупать заранее что-то у некой омской швейной фабрики (так предлагают в одной школе). То есть даже на этом воссоздается добрая традиция откатов. И маловероятно, что какой-то директор школы не погреет руки на этом заказе…

Во времена СССР государство действительно опиралось на железную идею социального равенства, и эта идея не была столь явно лживой. А сейчас мало того, что это полная профанация, выкачивание денег из родителей, да еще и «форменное безобразие».