Байкальский регион как ядро глобального развития спорта

В борьбе за право называться флагманом российского спорта есть масса подводных камней, с которыми рано или поздно Байкальскому региону предстоит столкнуться.
Спорт |

В прошлом номере «Новой Бурятии» мы рассказывали о III Межрегиональном спортивном форуме, прошедшем в Улан-Удэ 10-11 октября. Были раскрыты в общих чертах основные векторы развития спорта, ключевую роль в которых призван сыграть Байкальский регион. За большими планами в реализации этого проекта, в борьбе за право называться флагманом российского спорта есть масса подводных камней, с которыми рано или поздно предстоит столкнуться. О них рассказал отличник физической культуры и спорта России, эксперт-консультант Национального государственного университета (НГУ) физической культуры, спорта и здоровья им. П.П. Лесгафта Александр Синюрин.

Опережение, а не выживание

Александр Александрович – человек, детство которого началось во время боев за Сталинград, жизнь неразрывно связана с наукой и альпинизмом, покорением физических и теоретических вершин, идеи которого нашли воплощение в развитии спорта в Советском Союзе и в России. Наша встреча состоялась не в стенах республиканского спортивного агентства, а в здании администрации Железнодорожного района. И, как выяснилось в ходе встречи, неслучайно. Вид на раскинувшийся физкультурно-спортивный комплекс, площадка со строящейся позади него гостиницей для спортсменов служили для моего собеседника как источником вдохновения, так и (в эти моменты он ненадолго останавливал разговор, задумывался) поводом для доосмысления отдельных этапов реализации проекта.

Во время беседы Александр Александрович не выпускал из рук авторучку и регулярно вносил мелким, ровным почерком в блокнот записи, дорисовывал к макету некоей оригинальной конструкции новые элементы. Идеи и предложения, заметил я, рождались у него по ходу общения.

Тесное сотрудничество между Республиканским агентством по физической культуре и спорту (РАФКС) и НГУ физкультуры, спорта и здоровья им. П.П. Лесгафта началось сравнительно недавно, с момента, когда впервые была озвучена идея проекта «Энергия Байкала». Тем не менее эта идея уже превратилась в сложный механизм, включающий текущий мониторинг и оценку достижений и перспектив каждого этапа.

«Следы прошлого ведут в будущее», – говорят мудрецы. Так и в развитии спорта, стремлении к новым достижениям нельзя строить новое, забыв о положительных примерах прошлого. Одной из ключевых составляющих в дальнейшем развитии спорта является возрождение в новом виде ряда блоков, утраченных при распаде СССР.

В первую очередь, это возрождение некогда повсеместной системы комплексных научных групп (КНГ). «Именно научное сопровождение должно стать основой будущих достижений, – уверен Александр Синюрин. – На основе анализа развития разных сфер родилась идея создания, и именно в Байкальском регионе, уникального вуза по подготовке спортивного и кадрового резерва, не имеющего аналогов в мире. В нем будут всего три факультета: начальной подготовки, отдельно факультетов летних и зимних видов спорта с количеством кафедр, соответствующим количеству видов спорта. Такой вуз я называю «биоспортпарком» (по аналогии с технопарком), который станет кузницей научных разработок и спортивных достижений. Причем этот проект имеет не только теоретическую основу, потому как нами, единственной в мире кафедрой спортивных сооружений, дана полная калькуляция площадей, функциональных блоков и порядка их использования». Препятствием для создания такого вуза пока остается только недостаточная интеграция ряда сфер и курирующих их ведомств – образования, науки, здравоохранения.

В этот процесс можно вовлечь весь передовой мировой опыт. К сожалению, идея создания при РАФКС Центра инновационных спортивных технологий пока не обрела должного развития. Пусть новые проекты не сразу покажут свою состоятельность, но попытки апробации не стоит оставлять. Только работа на опережение, как показывает мировой опыт, дает ощутимые результаты в развитии региона, государства, а затем и человечества в целом. «Глядя на большую перспективу, я представляю Байкальский регион ядром глобального развития спорта. «Энергия Байкала» – проект, не имеющий конечной точки. С учетом темпов и тенденций развития общества в скором времени здесь должна пройти Парламентская ассамблея по Байкалу. По-моему, заданный вектор может привести даже к проведению здесь в обозримые 30 лет Олимпийских игр!».

Невольно вспомнились слова руководителя РАФКС Владислава Бумбошкина, произнесенные им три года назад на открытии лыжной базы «Снежинка» на Аршане: «Наши действия подобны стрельбе из лука. Если мы стремимся попасть в близкую цель, то держим лук прямо. Но если нужно поразить дальнюю цель, нужно и прицел брать выше, учитывать ветер и другие помехи».

Фантазии и реальность

А вот здесь большое НО. Как театр начинается с вешалки, так и спорт начинается со спортивных объектов. Глядя в глаза реальности и оценив, как на деле происходит развитие спорта, несложно заметить значительный диссонанс между оснащением и достижениями. К знаменательной для Бурятии дате, 350-летию добровольного вхождения республики в состав России, в Улан-Удэ были сданы в эксплуатацию два мощнейших объекта, коим завидуют многие регионы – Физкультурно-спортивный комплекс и Центральный стадион Республики Бурятия.

Увы, большую часть времени эти два объекта не выполняют своего функционала, а служат скорее «свадебными генералами». Оба объекта рассчитаны на заполняемость возможно большим количеством зрителей и участников. Концерты звезд эстрады, многочисленные форумы, выставки буквально отодвинули позиции ФСК в ряд учреждений развлекательного характера. Уникальный бассейн ФСК превратился в место семейного досуга, а не кузницу чемпионов-пловцов.

Центральный стадион построен с применением высокотехнологичных материалов, что отчасти понизило его спортивный потенциал. Так, покрытие беговых дорожек не позволяет проводить на нем турниры по одному из ключевых для Бурятии видов спорта – конным скачкам. Печальный опыт Костромской области, когда внезапный порыв ветра снес незакрепленные к покрытию мишени и, попадав, они «похоронили» десятки дорогостоящих стрел, едва не поставил крест на проведении состязаний еще по одному опорному виду спорта – стрельбе из лука.

В связи с этим пришлось пересмотреть некогда классический набор видов дисциплин Сурхарбана, включив него гиревой спорт и шахматы. Амбиции, связанные с возрождением футбольной команды «Селенга», пока также остаются уделом оптимистов.

При этом, как ни странно, бурятские спортсмены продолжают привозить гроздьями медали с всероссийских и международных турниров. Как это возможно? Для ответа на этот вопрос оказалось достаточно недолгой прогулки по городу. Спортивные площадки Республиканского национального бурятского лицея-интерната №1, гимназии №14, ее же спортзал, плеск воды и детское многоголосье из бассейна, похожий на муравейник легкоатлетический манеж БГСХА и, несмотря на утренний мороз, веющий спортивной энергией теннисный корт академии. Александр Синюрин сделал жест, как бы говоря: «Вот вам и ответ!». «Но и это не есть основа», – заметил он.

Основа привития заботы о своем физическом состоянии закладывается еще раньше. Еще пару лет назад придомовые площадки были оснащены лишь простыми турниками и руколазками. Теперь в каждом дворе установлены предельно простые по механизму действия, но изготовленные по современным технологиям тренажеры, в равной степени применимые людьми разных возрастов. Основа высоких достижений заложена в массовом спорте. Плохо это или хорошо, но пока забота об общем массовом физическом оздоровлении находится в ведении не спортивных организаций, а учреждений сферы образования, городского комитета по благоустройству, а также реализуется по инициативе самих людей. «Ни один человек, не обладающий должной физической подготовкой, выйдя из дома, не направится на международный турнир с заявкой на победу. Все начинается с малого».

В России есть много городов и регионов, куда более оснащенных спортивными объектами, как, к примеру, Казань, где бассейны есть в каждой школе. Такое замечание вызвало лишь улыбку Александра Синюрина.

– Да, есть. Но там нет того, что присуще Бурятии – собственного стремления людей к саморазвитию. Первое, что приятно поразило меня при посещении Иволгинского дацана, кроме, разумеется, глубокой духовности и мудрости, величия архитектуры, это то, какое внимание уделяется здесь популяризации спорта. Престижные турниры по шахматам, собственный стадион, скаковая дорожка. К тому же призовой фонд, формируемый не только денежными призами, а поголовьем аборигенного скота, которое, в свою очередь, укрепляет сельское хозяйство. Такого я прежде не видел!

Несбывшиеся планы по строительству крытого круглогодичного ледового дворца – а нужен ли он? Для массового спорта – да, но, если говорить о спорте высоких достижений, то надо заметить, что тот же хоккей никогда не был для Бурятии приоритетным. А пресловутый шорт-трек так и остается рудиментом амбиций. Нужно четко разграничивать фантазии с объективной реальностью. И полноценный круглогодичный лыжный (лыже-роллерный) и биатлонный комплекс, основа которого уже заложена в районе базы «Снежинка», скорей всего, принесут больше пользы, чем ледовый дворец.

О финансировании

Дальнейшее развитие спортивной инфраструктуры, как это обычно бывает, упирается в финансирование. Не столько в его нехватку (эту проблему призвана решить модель частного и государственного партнерства, озвученная на форуме), сколько в грамотное распределение средств. Если вектор направлен на воплощение в реальность именно проекта «Энергия Байкала», то, «затянув ремни», сначала следует довести до полноценного состояния именно его объекты – Тункинский район, остров Ольхон, поселок Максимиха и г. Улан-Удэ. Только когда эти объекты заработают в полную силу и появятся реальные результаты, можно будет переключиться на остальные составляющие.

Один из объектов на протяжении всего нынешнего года остается поводом для противоречий. Речь идет о лагере «Зорька» на Верхней Березовке, «трансплантация» которого при передаче от Министерства образования и науки РБ в пользование РАФКС ( соответственно, Министерству спорта и туризма РФ) была воспринята в МОиН весьма болезненно. Не секрет, что многие лагеря до сих пор носят черты эпохи своего создания, морально и инженерно не соответствуют современности. Когда бы произошли перемены, неизвестно. Между тем, согласно программе правительства РФ №1620, по линии Минспорттуризма России на ближайшие четыре года предусмотрено финансирование в объеме 86 млрд рублей на строительство и техническое перевооружение перспективных спортивных объектов. Заявка на включение лагеря «Зорька» уже в перечне первоочередных.

Резюмируя нашу беседу, Александр Александрович привел такую притчу. Один скульптор мечтал создать шедевр. Ушли долгие годы, пока однажды он нашел обломок скалы. Придя в мастерскую, он взялся за тесак и вскоре явил окружающим скульптуру, такую, что вызвала восторг у всех людей. «Это гениально! Это шедевр!» – говорили они. А скульптор лишь ответил: «Нет. Эта скульптура изначально была скрыта внутри камня, а я лишь убрал все лишнее». Так и в проекте «Энергия Байкала» – при огромной массе предлагаемых идей, форм и методов важно выбрать именно то, что будет наиболее действенным. Сейчас есть и мастер, и материал, и стремление, и хорошая мастерская. Нам же лишь стоит всем миром принять участие в создании нового шедевра.

Кол-во просмотров: 517

Поделиться новостью:


Поделиться: