​Уходящая натура

Политическое положение главы Бурятии Вячеслава Наговицына продолжает стабильно ухудшаться, несмотря на его возросшую пиар-активность.
Политика |

Политическое положение главы Бурятии Вячеслава Наговицына продолжает стабильно ухудшаться, несмотря на его возросшую пиар-активность. Показательным в конце февраля было его довольно паническое интервью о каком-то «рейдерском захвате республики». Кроме того, Вячеслав Владимирович стал аутсайдером рейтинга влияния губернаторов за февраль 2014 года, заняв предпоследнее, 82-е место. Федеральные эксперты уже сделали по этому поводу вывод, что Наговицын может быть отправлен в отставку в любой момент.

Влияние Крыма

Собственно, решение о смене главы Бурятии фактически предопределено, причем на самом высоком уровне. Дело в конкретных сроках отставки. Но тут могут сыграть свою роль два обстоятельства – внезапный крымский политический кризис, в условиях которого многие федеральные ресурсы были переориентированы на западное направление, а также необходимость поддержания политической стабильности в самой Бурятии.

С Крымом все ясно, это геополитическая игра мирового уровня, которая сулит России как значительный профит, так и огромные риски. Ясно и то, что Крым должен быть вместе с Россией. А если жители Крыма на референдуме 16 марта проголосуют «за», то и в составе России.

Что касается самой Бурятии, то здесь, если Наговицын прямо сейчас покинет пост главы республики, то осенью – 14 сентября – надо будет проводить выборы нового главы. И они совпадут с выборами депутатов Улан-Удэнского городского Совета. Напомним, что из состава вновь избранных депутатов будет избираться новый мэр столицы Бурятии. То есть, по сути, это будут также и непрямые выборы мэра города. Естественно, что в такой момент борьба за власть как в республике (выборы главы РБ), так и в городе (депутаты горсовета и мэр города) может достигнуть такого размаха, что может быть неминуем риск критической политической нестабильности. Соответственно федеральный центр во избежание подобных ситуаций во всех регионах стремится развести на разные годы выборы главы региона и мэра столичного города.

О слухах

Пользуясь некоторой отсрочкой, как говорят, команда Наговицына начала активно генерировать слух о том, что якобы тот получил в кремлевской администрации карт-бланш на дальнейшее руководство республикой. Вероятно, так глава Бурятии успокаивает своих сподвижников, что его положение прочно, и он еще на третий срок пойдет в 2017 году. Мол, сейчас пронесет, а там все может опять поменяться.

Следующий слух от команды Наговицына состоит в том, что якобы в регион хочет зайти государственная корпорация «Российские технологии» («Ростех»). Мол, к Владимиру Путину уже заходил глава «Ростеха» Сергей Чемезов с предложением поменять главу Бурятии, но якобы у президента не оказалось оснований для отставки Вячеслава Наговицына.

Слухи эти, конечно, смешные, так как Вячеслав Наговицын и структуры, которые могли бы его поддерживать, не в состоянии противостоять «Ростеху». Кроме того, «Российские технологии» давно присутствуют в Бурятии, к примеру, в лице своего бурятского авиапредприятия. Для справки – ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» является одним из предприятий холдинга «Вертолёты России». Этот холдинг, в свою очередь, являетсядочерней компанией ОАО «ОПК «Оборонпром», который входит в состав ГК «Ростех».

Тем временем в условиях ожидания отставки Наговицына в республике вовсю развернулась подковерная борьба за пост временно исполняющего обязанности главы Бурятии, которого Владимир Путин должен будет назначить в случае отставки действующего главы. «Новая Бурятия» уже писала о возможных кандидатурах на замену Наговицыну – депутате Госдумы Михаиле Слипенчуке, члене Совета Федерации РФ от Забайкальского края Баире Жамсуеве и зампреде правительства РБ Александре Чепике. Однако Баир Жамсуев, как говорят, не так давно перенес довольно сложную операцию, а г-н Слипенчук всячески демонстрирует, что он сосредоточился на депутатской деятельности.

Немного о Манзанове

Ну а г-н Чепик, как говорят, помимо своих основных обязанностей, якобы занят попытками развалить в суде уголовное дело против его подшефного министра сельского хозяйства РБ Манзанова. Однако эта затея явно бесперспективная, так как по Манзанову есть железный состав преступления. Кроме того, в отношении него расследуется еще одно уголовное дело. А ведь возможно возбуждение и третьего уголовного дела. И не в зловредности следствия тут дело, а в значительных масштабах злоупотреблений. Впрочем, все должен решить суд.

Вообще дело Манзанова может стать определяющим для дальнейшей судьбы Наговицына. В этой связи определенными заинтересованными высокопоставленными сторонами постоянно предпринимаются попытки повлиять на следствие, на суд, на общественное мнение, в глазах которого Александра Манзанова ряд СМИ представляет «белым и пушистым», этакой «невинно пострадавшей жертвой злых сил». Говорят, что на суд, стремясь развалить дело Манзанова, почему-то влияет бывший председатель Верховного суда РБ Анатолий Хориноев через своих бывших подчиненных и родственников.

Новый претендент

Все сильнее идут разговоры о том, что после вероятной отставки Наговицына врио главы Бурятии может стать руководитель администрации главы РБ Петр Носков, который, как говорят, уже де-факто управляет правительством республики и даже пытается «управлять» главой РБ. Мол, то возникнет утечка в СМИ об увольнении четырех министров, то выплывет новый недочет или уголовное дело в правительственных структурах. Зачастую возникает стойкое ощущение, что Наговицына словно старательно подставляют, макая «в грязь», как, например, со скандалом вокруг Республиканского детско-юношеского центра туризма и краеведения.

Все чаще Петр Лукич позиционируется наиболее сильной фигурой в руководстве Бурятии. А Вячеслав Наговицын, наоборот, представляется фигурой ослабевшей, уходящей. Его начинают характеризовать как человека мягкого, подверженного влияниям, который опасается конфликтов и серьезных противоречий, которого все больше компрометируют скандалы по уголовным делам, связанным с исчезновением многомиллионных бюджетных средств. И нельзя исключать того, что усилия по выталкиванию г-на Наговицына из Бурятии могут исходить как раз из его же команды.

Будущая новая реальность

После вероятной смены главы Бурятии и «воцарении» Петра Лукича председателем Народного Хурала РБ может стать политический союзник г-на Носкова – Бато Семенов, уже являющийся достаточно влиятельным вице-спикером Хурала. Затем, скорей всего, Петру Носкову как новому главе (хоть и ВРИО) может понадобиться свой мэр столицы Бурятии. А для такой роли действующий мэр Улан-Удэ Александр Голков как бы не подходит, поэтому, мол, его надо выгнать. В общем работы непочатый край.

А в мэры Улан-Удэ якобы планируется бизнесмен и депутат горсовета Вадим Бредний. И это отнюдь не совсем бредни, прошу прощения за каламбур. Есть мнение, что комбинация со смещением Геннадия Айдаева и была изначально задумана как «двухходовка». Сначала при помощи компромиссной фигуры удалить политического тяжеловеса Айдаева, потом провести своего человека. А г-н Бредний пока вполне устраивает и Наговицына, и Гершевича, и Носкова, и якобы даже самого Айдаева. Однако Бредний в качестве мэра, скорей всего, станет причиной сильной дестабилизации городских элит в связи с возможным переделом сфер влияния и, естественно, собственности.

Может, и есть во всех этих виртуальных сценариях доля правды, существенным здесь является то, что Бурятии нужны изменения к лучшему. Нужны новые перспективы, надежды на лучшее. А глава Наговицын уже показал, на что он способен (или неспособен), и постоянные разговоры о его уходе показывают, что общественность республики готова его поменять на другой, более перспективный вариант. Бурятии действительно нужен новый лидер, который сможет расчистить коррупционные завалы и восстановит доверие к государственной власти. Нужен лидер, который ориентируется в республиканских реалиях и может открыть новые горизонты развития.

Кол-во просмотров: 541

Поделиться новостью:


Поделиться: