Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Возвращаясь к резонансной теме изучения бурятского языка, хочу поделиться своими мыслями по данному вопросу.

Согласно п. 2 ст. 68 Основного закона РФ (Конституции), республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 68 Конституции РФ, Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Данный вопрос в Республике Бурятия был давно решен законодательно и однозначно – в п. 1 ст. 67 Конституции Республика Бурятия установлено, что государственными языками Республики Бурятия являются бурятский и русский языки.

Согласно п. 2 ст. 67 Конституции РБ, Республика Бурятия гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Согласно п. 1 ст. 60 Конституции РБ, Республика Бурятия, образованная в результате реализации права бурятской нации на самоопределение, защищает интересы всего многонационального народа республики.

Таким образом, положения Конституции РФ и положения Конституции РБ однозначно указывают на наличие в Бурятии двух государственных языков.

Что это означает?

Мне как юристу однозначно понятно, что если язык имеет статус государственного, то такой язык в этом государственном образовании должен изучаться в обязательном порядке всеми гражданами, проживающими на территории этого государственного образования.

Ведь не возникает ни у кого в Российской Федерации вопрос о том, что русский язык, признанный в Конституции РФ государственным языком, может изучаться в образовательных учреждениях на добровольной основе.

Существующая норма в Законе об образовании Бурятии о том, что необходимо изучать государственный язык Республики Бурятия – бурятский язык – на добровольной основе, является абсолютно незаконной. Эта норма противоречит Конституции РФ и Конституции РБ.

Считаю, что в Законе об образовании Бурятии может быть поставлен вопрос только о том, что те граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Республики Бурятия, но не желают изучать один из государственных языков нашей республики, а именно бурятский язык, должны иметь возможность этого не делать. То есть такие граждане должны иметь возможность на законных основаниях отказаться от изучения государственного языка Бурятии – бурятского языка.

Подводя итог сказанному выше, необходимо отметить следующее:

- во-первых, все граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Бурятия, обязаны в обязательном порядке изучать два государственных языка – русский и бурятский языки;

- во-вторых, те граждане Российской Федерации, которые не желают изучать одни из государственных языков республики, а именно не желают изучать бурятский язык, должны таким правом обладать – принудительно язык сложно заставить выучить.

- в-третьих, незаконная норма о добровольности изучения бурятского языка в Законе об образовании Бурятии должна быть отменена, так как данная норма позволяет по аналогии гражданам Российской Федерации отказываться и от изучения второго государственного языка – русского языка, а это уже вообще недопустимо и нелогично. Таким образом, указанная скандальная и незаконная норма Закона об образовании дестабилизирует политическую и социальную ситуацию в нашей республике, подрывает конституционные устои Республики Бурятия и Российской Федерации в целом.