Старые названия и новая жизнь Улан-Удэ

"Новая Бурятия" о том, нужно ли возвращать старинные названия в столице республики.
Общество |

"Новая Бурятия" о том, нужно ли возвращать старинные названия в столице республики.

(Окончание. Начало)

Первая улица города

Активисты РОО "Общество русской культуры РБ" (ранее – "Русский культурный центр"), выступившие с инициативой переименования улицы Линховоина, продолжают собирать подписи горожан, живущих на этой улице. Основной их аргумент: народный артист СССР Лхасаран Линховоин никогда там не жил, а название "Соборная" – это первое название этой улицы. И связано оно с названием кафедрального Одигитриевского собора (полное название: храм Иконы Божией Матери Одигитрии), главного храма города.

По словам писателя и краеведа Леонида Орлова, ул. Соборная в нашем городе "возникла в конце XVII века, когда город был разделен на острог и посад". В своем докладе на научно-практической конференции "Верхнеудинск: вехи истории" он, ссылаясь на мнение другого краеведа Валерия Гурьянова, сообщил о том, что "улицы Соборную (ныне Линховоина) и Набережную Уды можно считать самыми древними улицами города, расположенными в посаде". Таким образом, Леонид Орлов и его соратники утверждают: эта улица более 100 лет, до своего переименования в Почтамтскую в 1809 году, носила название Соборной.

Но как может улица носить название Соборной, если до 1770 года, когда был освящен нижний придел первого в городе каменного православного храма (в будущем Одигитриевского собора), никакого собора в Удинске не было?

В настоящее время нет ни одного документального источника, свидетельствующего о следующем: с какого времени единственная в стихийно застроенном посаде Удинской крепости улица, соединяющая между собой две существовавшие к 1727 году деревянные церкви, Спасскую и Богородице-Владимирскую (в будущем Одигитриевскую), называлась Соборной. Этот вопрос не прояснен, а местные краеведы, как правило, называют сомнительные даты.

Например, в разных краеведческих хрониках время появления названия улицы Соборной называют весьма произвольно и без всякого документального подтверждения. Это либо конец XVII века (1695 год – начало строительства деревянной Спасской церкви, которую почему-то иногда называют Спасским собором), либо начало XVIII века (1700 год – начало строительства деревянной Богородице-Владимирской церкви), либо 1741 год, то есть время начала строительства будущего Одигитриевского собора.

Когда же на самом деле могло появиться название улицы Соборная? И были ли вообще названия у улиц (или их подобий) в посаде Удинска?

У любого непредвзятого исследователя после знакомства с имеющимися документальными источниками на эту тему – сохранившимися планами и чертежами Удинска в XVIII веке, другими историческими документами, а не с домыслами краеведов, неизбежно возникают сомнения. Сомнения в том, что главная улица Удинска (а остальных улиц до начала плановой застройки в начале XIX века просто не было, поскольку имела место стихийная застройка) могла какое-то продолжительное время называться Соборной.

Эта улица более известна под названием "Почтамтская", которое она носила приблизительно сто лет с 1809 года, когда там была открыта первая почтовая экспедиция, и до переименования ее в Соборную в начале XX века (в период 1906-1909 года). Тогда в нагорной части города был открыто новое здание почтово-телеграфной конторы, которую уже в советское время называли "старой почтой".

С тех пор название Почтамтской носит другая улица у "старой почты" в районе Триумфальной арки. А бывшая Почтамтская, а затем Соборная была переименована в Первомайскую в 1924 году. В свою очередь, Первомайской она называлась приблизительно 70 лет. До тех пор, пока в 90-е годы улице не дали имя знаменитого бурятского оперного певца Лхасарана Линховоина.

Итак, приблизительно 100 лет улица была Почтамтской, 70 (?) лет – Первомайской и 20 (?) лет – Линховоина! А сколько времени она была Соборной? Кроме тех 15-18 лет в начале XX века, перед переименованием в Первомайскую?

Городом не был

Разберемся в понятиях. Во-первых, собором в православной традиции всегда называли главный храм города, монастыря или главный храм какого-го либо ведомства. В нашем случае таким храмом, несомненно, является Одигитриевский собор, памятник архитектуры XVIII века, первый каменный храм Верхнеудинска. Его строительство началось в 1741 году и продолжалось более 40 лет. 27 мая 1770 года был освящен нижний придел собора, названный в честь Богоявления Господня, а 3 мая 1783 года освятили придел Иконы Божией Матери Одигитрии (2 этаж храма).

С какого же времени этот храм мог считаться кафедральным собором, то есть главным храмом города? Ответ на этот вопрос можно найти в официальной истории города Верхнеудинска и церковных источниках, документах православной Иркутской епархии.

Собственно городом Удинск стал только в 1775 году, с началом екатерининской губернской реформы. До этого построенный в 1689 году царским послом Федором Головиным Удинск долгое время был «пригородом» Селенгинска, центра Селенгинского уезда Иркутской губернии.

В ходе начавшейся в 70-х годах XVIII века губернской реформы город дважды менял статус, а также сменил свое название. В 1775 году Удинск получил статус города, став административным центром Удинской провинции, входящей в Иркутскую губернию.

Города-близнецы

Затем в 1783 году, когда и был освящен Одигитриевский собор, произошло преобразование Иркутской губернии. Удинск получил статус уездного (провинциального) города Иркутской области Иркутского наместничества. В эту же область вошел также другой город с таким же названием - уездный Удинск, построенный к западу от Байкала на берегу Уды, притока Ангары. Таким образом, перед царскими чиновниками встал вопрос: как различать в документах два города с одним и тем же названием (Удинск), с одним и тем же административным статусом (центр провинции), расположенные в одной и той же области (Иркутской)?

Именно после 1783 года наш Удинск и получил свое новое название. Тогда в реестр российских городов и в статистические сборники два города Удинска Иркутского наместничества вошли под следующими официальными названиями: Верхний Удинск и Нижний Удинск. В дальнейшем они стали называться Верхнеудинск и Нижнеудинск.

Не обошлось и без географического казуса. Поскольку город, стоящий в устье впадающей в Селенгу Уды, то есть в нижнем течении реки, стал почему-то Верхнеудинском. А другой город, который, наоборот, находится ближе к верховьям другой Уды, получил название Нижнеудинск! Хотя с географической точки зрения логичнее было бы назвать наш город Нижнеудинском, а его близнеца - наоборот Верхнеудинском.

К тому же, если смотреть на карте, то Улан-Удэ (бывший Верхнеудинск), расположенный в районе 51 градуса северной широты, находится гораздо южнее или ниже, чем современный Нижнеудинск (54 градуса северной широты).

Возможно, губернские чиновники в Иркутске просто перепутали письма о состоявшемся в 1783 году переименовании двух городов, и в результате письмо, которое должно было прийти в наш город, было по ошибке отправлено в другой Удинск, и наоборот! А потом уже было поздно что-то менять...

Сколько лет улица была Соборной

Вернемся к улице Соборной. На мой взгляд, до 1775 года строящийся в то время первый каменный храм города Удинска не мог иметь статус собора, то есть главного храма города. Поскольку Удинск еще был пригородом, которому по статусу кафедрального собора иметь не полагалось. В то время кафедральным собором Селенгинска, к которому относился наш город, был селенгинский Спасский собор. Который, кстати, краеведы часто путают со Спасской церковью, которая была в Удинске.

К тому же сам Одигитриевский храм был достроен и полностью освящен только к 1783 году. С этого времени, скорее всего, он и является собором, главным храмом теперь уже Верхнеудинска. Соответственно, название связанной с собором улицы Соборной не могло быть дано ей раньше, чем Одигитриевский каменный храм стал собором.

Интересно, что реально Одигитриевский собор начал по-настоящему выполнять функции собора не раньше 20-х годов XIX века. По крайней мере, самые ранние церковные документы этого храма относятся лишь к 1826 году. В то же время известно, что строительные работы и внутренняя отделка Одигитриевского собора продолжались в течение конца XVIII века и начала XIXвека. К тому времени, в 1800 году, была построена и освящена большая каменная Спасская церковь, куда собирались на службы горожане. На ее адрес приходила вся идущая из Иркутской епархии почта.

До 1809 года, то есть до того времени, когда улице было дано название Почтамтской, она могла быть (?) Соборной не более 25-35 лет. Приблизительно с 1783 года, когда был полностью освящен Одигитриевский собор. В крайнем случае, с 1775 года, когда Удинск перестал быть пригородом Селенгинска и стал городом, центром Удинской провинции.

Почтамтская или Соборная?

Когда же другие улицы Верхнеудинска получили свои названия? Только после принятия в 1798 году первого генерального плана города. Этот план застройки разрабатывался более 30 лет, после вышедшего в 1763 году указа Екатерины II "О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо".

До этого бывший посад Удинской крепости занимал территорию с востока на запад от самой крепости до деревянной Одигитриевской церкви и от реки Уды до будущей улицы Троицкой (ныне Куйбышева) с юга на север. На плане 1798 года были отмечены уже имевшиеся к тому времени застройки и намечены будущие кварталы и улицы в пределах территории исторического Верхнеудинска. На плане, кстати, нет никаких названий улиц, в том числе и единственной улицы в бывшем посаде. А из всей старой застройки при планировании новых улиц и кварталов учтены только два уже имевшихся здания – каменного Одигитриевского собора и деревянной Спасской церкви, а также некое подобие улицы (неровной в то время), их соединяющей.

Остальные улицы Верхнеудинска со своими "историческими" названиями появились только в начале XIXвека, в ходе аккуратной плановой застройки "миленького" (по Чехову) Верхнеудинска.

Таким образом, первая улица нашего города больше известна в истории города все-таки не как Соборная (в общей сложности около 40 лет), а как Почтамтская (100 лет). Причем Первомайской она была намного дольше (70 лет), чем Соборной. Название Линховоина улица носит 20 лет.

Естественно, напрашиваются вопросы к инициаторам переименования улицы. Почему ей нужно вернуть название Соборной, а не Почтамтской или, например, Первомайской? Какой должен быть подход к возможному возвращению исторических названий другим улицам? Что должно здесь играть главную роль: вкусы инициаторов, приоритет первого названия? Или нужно выбрать из нескольких названий то, которое покажется самым благозвучным?

Вопросы не праздные, поскольку при неаккуратном "возвращении исторической памяти" можно добиться эффекта, обратного желаемому. Например, самые первые названия улиц в исторической части Улан-Удэ не всегда самые благозвучные из имевшихся ранее и далеко не всегда удачные. Например, Вшивая горка (Папанина, пр-т Победы), Закалтусная (от слова сиб. "калтус" – болото, топь, Профсоюзная), Тюремная (Пристанская). Почему, скажем, улице Советской, где долгое время стояло здание городской думы, нужно возвращать первое название Луговая, а не Думская? А Красногвардейская обязательно должна быть не Станичной, а Косогорной?

Вернуть исторические названия "скопом"

Кстати, инициаторы этого переименования вольно или невольно задели довольно больную национальную тему. И дело даже не в том, что предлагается убрать одно этнически бурятское название из топонимики Улан-Удэ. Ведь в дальнейшем, после того как "новые" (на самом деле они тоже с каждым годом становятся все более историческими) названия поменяют на "старые" (как выясняется, не такие они уж и старые), логично встанет вопрос: а что делать со старым названием "Верхнеудинск"?

Не взорвет ли это тихое течение жизни в "городе, устремленном в будущее", когда нынешние горячие дискуссии местных "патриотов" с обеих сторон покажутся просто маленькими ссорами в песочнице? По крайней мере, для того чтобы постоянно держать в напряжении местное сообщество и в течение довольно длительного времени привлекать к себе внимание возбужденных сограждан, у местных «краеведов» вполне хватит улиц, которым, по их мнению, надо вернуть "исторические названия".

По нашему мнению, возвращать старые названия нужно не по одной улице в год, а сразу "всем скопом". Если в Москве, где в начале 90-х годов прошлого века в центре города сидело просто гигантское количество госучреждений, различных предприятий, жильцов коммунальных и отдельныхквартир, смогли быстро и относительно безболезненно решить проблему переименования сотен улиц, то почему мы сегодня на небольшой территории Верхнеудинска в его исторической части (20 с лишним улиц) не можем этого сделать?

Есть, конечно, проблемы с выбором названий, о которых говорилось выше. На мой взгляд, этот выбор лучше делать не только в сторону приоритета первоназваний, но и учитывать то, насколько каждое из предыдущих названий улиц отражает историю нашего города. Не забывая, естественно, о благозвучности уличных имен.

Кстати, если уж возвращать "старые" названия улиц в историческом центре Улан-Удэ, в частности, улицу Линховоина переименовывать в Соборную, то есть достаточно интересный вариант сохранения названия "Линховоина" в топонимике города. Вариант такой: нижней части улицы Куйбышева можно вернуть историческое название Троицкой, связанное с храмом Святой Троицы в Горсаду, а верхнюю часть этой улицы, - от дома по адресу: проспект Победы, 16, в котором жил сам Лхасаран Линховоин, и до улицы Борсоева, - назвать именем прославленного певца. При этом самому дому певца на перекрестке нынешних проспекта Победы и Куйбышева, известному как "дом с башенками", можно дать новый адрес: улица Линховоина, 1.

Улан-Удэ не исторический город

Теперь что касается названия "Верхнеудинск". Использовать старое имя города для расширения возможностей его развития вполне допустимо. Для этого совсем не нужно поддаваться иррациональному стремлению "повернуть время вспять", не видеть новой судьбы Улан-Удэ, пережившего в XX веке свое второе рождение в качестве столицы национальной республики и крупного регионального центра.

К сожалению, четыре года назад Улан-Удэ вместе с почти четырьмя сотнями российских городов был исключен из перечня исторических поселений. После 2010 года во всей России остался всего 41 исторический город федерального значения. Это решение правительства страны обусловлено нежеланием местных власти и бизнеса в том числе здесь в Улан-Удэ сковывать свои планы развития и градостроительства соблюдением режима исторического поселения.

В нашем же случае для того, чтобы бы заботиться о сохранении исторической застройки, архитектурных и ландшафтных ценностей старого Верхнеудинска, совсем не нужно придерживаться ограничений для исторического поселения на всей территории города. Исторически и географически Улан-Удэ развивался и строился совсем на других территориях. Поэтому можно было бы в составе Улан-Удэ или в составе Советского района административно выделить "новый" городской (муниципальный округ) Верхнеудинск на территории исторической части города.

Верхнеудинск или Улан-Удэ?

Именно этот старый Верхнеудинск (в составе Улан-Удэ) и можно было бы сохранять как историческое поселение, развивать как туристический бренд Бурятии и ее столицы, наряду с "городом гуннов" и "Байкальской Азией". "Новому" Верхнеудинску можно было бы претендовать на федеральный статус исторического города и, соответственно, на помощь из бюджета России или же выдерживать режим регионального исторического поселения. В любом случае такой статус помог бы в сохранении памятников, объектов исторического и культурного наследия на том месте, где они всегда находились. Не перенося их в "резервации", так называемые "исторические кварталы", где теряется ценность памятника, его связь с ландшафтом и самим духом Старого города.

И последнее. На мой взгляд, нет никакой необходимости менять название Улан-Удэ на Верхнеудинск. Поскольку у столицы Бурятии теперь уже своя история и новая судьба, а ее новое имя – это тоже большая часть истории. Напомню, что наш город 11 лет был Удинским острогом (1678 – 1689), 94 года носил название Удинска, пригорода Селенгинска и провинциального города (1689 – 1783), 151 год был Верхнеудинском (1783 – 1934) и, наконец, 80 лет называется Улан-Удэ. Именно последние 80 лет дали ему судьбу, отличную от его "близнеца" Нижнеудинска и других таких же уездных городов Селенгинска, Кяхты, Нерчинска, Петровска-Забайкальского и других.

Кол-во просмотров: 2718

Поделиться новостью:


Поделиться: