Как ликвидировать «фенольное озеро» в Улан-Удэ?

Улан-Удэнский ЛВРЗ – филиал ОАО «Желдорреммаш», на территории которого 27 лет назад возникло «фенольное озеро» из опасных отходов производства, теперь, видимо, хочет сбросить эту проблему на местные власти.
Экономика |

Улан-Удэнский локомотиво-вагоноремотный завод (ЛВРЗ) – филиал ОАО «Желдорреммаш», на территории которого 27 лет назад возникло «фенольное озеро» из опасных отходов производства, теперь, видимо, хочет сбросить эту проблему на местные власти. В ближайшее время предстоит ее широкое обсуждение с участием различных ведомств и общественности.

Разведка донесла

Поводом для очередного обострения в обсуждении проблемы ликвидации «фенольного озера» в Улан-Удэ, главной опасности для здоровья горожан, послужила информация агентства «Байкал Финанс» о том, что «ЛВРЗ ухитрился продать фенольное озеро небольшой частной фирме». Недавно интернет-ресурс распространил возбудившее общественное мнение высказывание своего анонимного источника в правительстве Бурятии.

- Улан-Удэнский ЛВРЗ летом нынешнего года без лишней огласки продал фирме «Транс логистик» участок, на котором находится отстойник-накопитель отходов газогенераторной станции завода, более известный, как «фенольное озеро», - сказал источник.

По мнению «Байкал Финанс», с передачей территории «фенольного озера» малоизвестной частной фирме с уставным капиталом в 10 тыс. рублей, и, следовательно, с передачей ей ответственности за ликвидацию отстойника-накопителя отходов теряется возможность включения этого опасного объекта в федеральную целевую программу (ФЦП) «Ликвидация накопленного экологического ущерба».

Что накопили?

По этой ФЦП из бюджета России финансируется ликвидация оставшихся еще с советских времен мест захоронения отходов производства старых предприятий-«гигантов», многих из которых сегодня уже давно нет. Несколько лет назад первым «пилотным» объектом по этой программе выступили песчаные отвалы бывшего Джидинского вольфрамо-молибденового комбината в Закаменске. Кроме того, на включение в эту экологическую программу правительства России претендуют несколько опасных объектов на территории Бурятии и на территории ее столицы - Улан-Удэ.

В первую очередь, это отстойник-накопитель ЛВРЗ («фенольное озеро»), склад боеприпасов на ст. Тальцы («химический арсенал»), военная нефтебаза в районе Стеклозавода («нефтяные источники» на Селенге), а также Холоднинское и Ермаковское месторождения полиметаллов, отходы лежащего «на боку» Селенгинского ЦКК, отвалы на месторождениях золота в Ирокинде (Северобайкальский район) и Самарте (Окинский район).

Кстати, у критично опасного «фенольного озера» ЛВРЗ, разливающегося между двумя густонаселенными жилыми микрорайонами, рядом с общественными зданиями (банком, районным судом, крупным торгово-развлекательным центром) и среди производственных зданий с большим количеством работников, были хорошие шансы попасть в федеральную программу. По ФЦП «Ликвидация накопленного экологического ущерба» выделяется более 80 млрд рублей на решение проблемы отходов ушедшей в прошлое советской индустрии и «оборонки».

И вот теперь, по мнению наблюдателей, из-за действий нового руководства ЛВРЗ столица Бурятии, а также ее жители, лишаются возможности решить проблему «фенольного озера» за счет федерального бюджета. Сегодня и простые горожане, и журналисты, и местные чиновники подозревают руководство ЛВРЗ в попытках уклониться от возмещения нанесенного предприятием экологического ущерба и, по сути, в намеренных вредоносных действиях.

- Если «Транс логистик», прикупившая по случаю химическую «бомбу» в черте Улан-Удэ, окажется не в состоянии обезвредить ее (а стоимость таких работ может превышать 1 млрд рублей) или просто оплачивать НВОС – платежи за негативное воздействие на окружающую среду (до недавнего времени эти платежи падали на ЛВРЗ – С.Б,)? – задается вопросом агентство «Байкал-финанс». – В таком случае компании легче объявить о банкротстве. Продавец химического озера – ЛВРЗ – не при делах. Следовательно, все тяготы по ликвидации экологического бедствия лягут на власти Улан-Удэ и на бюджет!

Откуда взялось «фенольное озеро»

Что же представляет собой «фенольное озеро»? Сам отстойник-накопитель жидких отходов производства газогенераторной станции (ГГС) с высоким содержанием вредных химических веществ (фенолов, нефтепродуктов), появился на территории гиганта советской индустрии ЛВРЗ (ныне это филиал ОАО «Желдорреммаш») в 1987 году.

В это время Бурятия начала готовится к важной для нашей страны политической акции по включению озера Байкал в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. И тогда недопустимым было то негативное воздействие на Байкал, которое оказывал ЛВРЗ, еженедельно сливая в реку Уду, приток впадающей в Байкал реки Селенги, более 60 тыс. тонн жидких отходов с высоким содержанием фенолов.

Сама же газогенераторная станция (ГГС) германского производства 30-х годов, на которой из угля получали газ для разжигания печей и плавки металла на ЛВРЗ, появилась на заводе (ранее - ПВРЗ) сразу после 1945 года. Тогда ее вывезли из Германии в счет победных репараций и смонтировали в литейном цехе ПВРЗ. То есть, до появления отстойника-накопителя фенолы в огромных количествах благополучно сливались в реку Селенгу, которая дает около 70% всего водостока Байкала.

Повторюсь, в 1987 году эта порочная практика была прекращена (кстати, фенолы сливались чуть выше городского пляжа), однако у Улан-Удэ появилась другая, не менее серьезная проблема. «Фенольное озеро», в котором по городской легенде местные бандиты в 90-е годы растворяли, как в серной кислоте, трупы убитых в междоусобных «разборках» врагов, уже через 10 лет накопило огромное количество вредных веществ, ставших главной угрозой отравления воздуха и подземных вод в черте города. Помимо увеличения массы жидких фенольных отходов на дне «озера» осела и скопилась каменноугольная смола, содержащая разнообразное «ассорти» из следующих ингредиентов – фенолов, нафталина, аценафтена, бензола, толуола, этилбензола, ксилола и еще свыше 10 тыс. вредных веществ.

Причем, из-за изначальной ошибки в проектировании отстойника-накопителя и неверного расчета грунтов и течения подземных вод были нарушены горизонты, и фенолы стали проникать в подземные воды. С 1987 года содержание фенолов в подземных водах с каждым годов увеличивается. Самое неприятное состоит в том, что есть опасность попадания фенолов в городскую систему снабжения холодной водой, которая поступает из артезианских скважин.

Как «решали проблему»

Итак, в 1996 году значимость Байкала была признана на международном уровне, ему был присвоен статус участка Всемирного природного наследия. И приблизительно в то же время начали разрабатываться программы закрытия ГГС и ликвидации отстойника-накопителя для охлаждающей технической воды ГГС.

В 1998 году, когда на выборах президента Бурятии тогдашний директор ЛВРЗ Александр Коренев, ныне депутат Народного Хурала РБ, соперничал с президентом Леонидом Потаповым (кстати, бывшим главным инженером ЛВРЗ), разразился первый публичный скандал вокруг «фенольного озера». Во время избирательной кампании на завод нагрянула «проверка», обнаружившая на территории завода 150-кратное превышение предельно допустимых концентраций фенолов в воздухе. Однако, после фиаско Александра Коренева на выборах, эту тему в период правления Леонида Потапова публично больше не поднимали.

Тем не менее, летом 2005 года на ЛВРЗ тихонько была введена в эксплуатацию приемно-раздаточная станция для снабжения литейного цеха сжиженным газом пропан-бутан, а давно морально устаревшая газогенераторная станция для выработки газа из угля была, наконец-то, закрыта. Оборудование ГГС было демонтировано, само здание снесено, а вывоз и сброс в «озеро» жидких фенолов прекращен!

Но встал вопрос о ликвидации отстойника. И тут была совершена очередная (после массивного слива отходов в реку, ошибок в проекте отстойника-накопителя) преступная глупость руководства завода. В 2006 году ЛВРЗ взялся за собственный проект рекультивации «фенольного озера», разработанный проектной компанией «Иркутскжелдорпроект». В «фенольное озеро» площадью 27 тыс. кв. метров и глубиной до 4 метров, наполненное концентрированным химсоставом, и на дне которого скопилось огромное количество каменноугольной смолы, было засыпано 75 тыс. тонн песчано-гравийной смеси (ПГС). В результате чего за два года, к 2008 году, площадь озера уменьшилась примерно в 3 раза. Сейчас она составляет примерно 10 тыс. кв. метров.

Однако появилась другая проблема. ПГС выдавила со дна «озера» каменноугольную смолу, которая ранее была скрыта под слоем «воды» и не представляла критичной опасности. Ядовитая смола оказалась на поверхности отстойника-накопителя.

Таким образом, засыпка отстойника не решила проблему «фенольного озера», а наоборот, ее усугубила. Грунт засыпки пропитался каменноугольной смолой и «коктейлем» из вредных химических веществ, и теперь сам стал, по признанию руководства завода, «долговременным источником поступления их (загрязняющих компонентов – С.Б.) в водоносный горизонт»!

Будем обсуждать

Сегодня ни руководство ЛВРЗ, ни правительство Бурятии не знают, что делать с этой опасностью. Кричать SOS во всеуслышание было неудобно, так как власти не желали публично обсуждать эту проблему и «беспокоить» горожан.

Последний раз в 2012 году ЛВРЗ предлагало правительству Бурятии совместно построить у себя на территории завода «комплекс по безопасному термическому обезвреживанию промышленных отходов и каменноугольной смолы» стоимостью 200 млн рублей. Руководство завода даже обещало получение в дальнейшем прибыли в размере 500 млн рублей от использования «бесплатного топлива» в виде отходов. Однако сегодня, по-видимому, на ЛВРЗ отказались и от этого «безопасного» проекта.

Может быть, хитрые действия собственников перманентно кризисного ЛВРЗ, задумавших сбагрить этот «геморрой» местным властям, помогут, наконец-то, рассмотреть все возможности предельно открыто и полно? И привлечь к ликвидации опасности в этой «горячей точке» федеральный центр?

Возможно, началом такого обсуждения станет межведомственное совещание, которое, по информации «Байкал Финанса» намерены провести власти Бурятии.



24 октября 2014 года стало известно, что природоохранная прокуратура направила в суд исковое заявление на ЛВРЗ с требованием возместить ущерб природе от фенольного озера. Сумма ущерба, причинённая заводом подземным водам, составляет около 9 млн. рублей.

По выявленным нарушениям в отношении юридического лица ОАО «Желдорреммаш» возбуждено 4 административных производства и еще три в отношении должностных лиц. По итогам рассмотрения постановлений прокурора виновные лица привлечены к ответственности в виде штрафа на общую сумму 323 тыс. рублей.

Прокурором на имя руководителя Улан-Удэнского ЛВРЗ вносилось представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства, по итогам рассмотрения которого часть нарушений была устранена, 2 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Кол-во просмотров: 3123

Поделиться новостью:


Поделиться: