Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Онлайновый сервис GetTaxi вызвал бурные споры в интернете, задев острую этическую и национальную проблему. Дело в том, что GetTaxi уличили в подмене неславянских имен своих водителей на русские эквиваленты. Дамир стал Даниилом, Ерджаник — Евгением, Хасан — Харитоном и так далее. «Лента.ру» проанализировала, как Рунет отнесся к этой инициативе.

Первым забил тревогу пользователь Дмитрий Опанин. Он поинтересовался в своем Facebook, кто решил дать водителям такси «более понятные» российские псевдонимы, и выразил свое отношение к этому событию.

- Кто решил, что Дамир станет Даниилом, а Ерджаник - Евгением? Везде написаны их "псевдонимы". Водители даже сами не знают своих вымышленных имен. Это как раз тот случай, когда клиент не прав. И если клиента, получившего уведомление, что к нему едут, смущает "экзотическое" имя водителя, он идет пешком. И это хуже, чем компании такси, которые пишут, что у нас работают только славяне. Последние хотя бы честны в своем ублюдстве, - пишет блогер.

Примечательно, что после того, как всплыл факт подмены имен и разгорелась бурная дискуссия в интернете, пользователи заметили, что начался «обратный процесс»: «Настоящие чудеса происходят с Gettaxi. Айбек-Антон-Айбек. Акция возвращения имен. Люди, не проходите мимо национализма, мы не можем себе этого позволить. Пожалуйста, давайте реагировать на то, что происходит вокруг. Никто кроме нас это …»

Кроме того, блогер Рустем Адагамов (более известный под псевдонимом в ЖЖ drugoj) добавил в обсуждение еще одного игрока того же сектора рынка — CityMobil, у которого обнаружилась подобная опция.

Подлили масла в огонь комментаторы, утверждавшие, что обсуждаемое «нововведение» было совершено без уведомления самих таксистов. Зоя Светова, корреспондент The New Times, в своей колонке на сайте проекта «Открытая Россия» под названием «Почему я больше не буду пользоваться услугами GetTaxi» провела эксперимент и выяснила, что вызванный ею таксист понятия не имел, что его имя поменяли на более «благозвучный» русский эквивалент.

На скандал отреагировали даже официальные лица. Член Совета по правам человека при президенте Александр Брод в эфире радиостанции «Говорит Москва» заявил, что считает такой шаг компании неэтичным.

- Непонятно, чего боялись компании, чего они скрывали, ведь водители у них работают официально. Мне кажется, что это абсолютно ошибочно и порочно стесняться имен представителей нерусской национальности. Это неуважение к этническим группам, которые проживают на территории РФ или ближнего зарубежья, — говорит он. — Я считаю, что никакой толерантности тут нет, это, наоборот, неуважение к этническому многообразию, неуважение к работникам и тем гражданам, которые пользуются услугами этой компании.

В свою очередь, компания в лице ее гендиректора и создателя Шахара Вайсера заявила, что отбирает водителей «исключительно по профессиональным качествам» и «толерантность — одна из наших ключевых ценностей компании», а подмена имен — всего лишь эксперимент по понижению фактора национализма.

Также Вайсер сообщил, что водители были уведомлены об эксперименте и не узнать о смене имен могли только по случайности.

Журналист и блогер Олег Кашин в заметке на сайте Slon выразил мнение, что ответ GetTaxi должен был звучать по-другому.

«GetTaxi, оправдываясь за "эксперимент" с именами, называет себя толерантной компанией и хвастается многонациональным коллективом, и зря, потому что честный ответ звучал бы так, что в России сегодня скопилось слишком много неразрешенных межнациональных проблем, одна из которых — бытовой расизм значительного числа россиян — напрямую влияет на заработки компании. И, поскольку мы пришли на этот рынок зарабатывать, а не помогать обществу вырабатывать консенсус по спорным вопросам, то сочли возможным переименовать Хасанов в Харитонов, и мы понимаем, что люди, которых это оскорбляет, откажутся от наших услуг, но также мы знаем, что людей, которые в силу своих предрассудков не хотят ездить с Хасаном, в Москве все равно больше и ради них мы готовы идти на репутационные издержки».

Пользователи интернета же обвинили GetTaxi в фашизме. «Я предлагаю вам измерять объем черепа и указывать в данных водителя. А что, вполне арийский подход, как вам нравится», - пишет блогер Саша Жеребцов.

А некоторые усмотрели в этом заговор конкурентов. Так, предыдущий скандал, где фигурировало GetTaxi, был вызван ценовым противостоянием с «Яндекс.Такси» после анонса израильским стартапом новых тарифов. Тогда когда клиенты ставили заниженные оценки водителям-арабам. .

Российские пользователи — те из них, кто был в курсе «нововведения», — обратились к компании на ее официальной странице в сети Facebook. В комментариях пользователи требовали от компании отказаться от подобных экспериментов как можно скорее, обвиняли GetTaxi в нацизме и узнавали, как навсегда удалить свои данные из баз.