Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

В Бурятии быстрым темпом идет развитие православия. Улан-Удэнская и Бурятская епархия по решению Священного Синода стала митрополией: появляются новые приходы, формируются разные епархиальные структуры – от пресс-служб до отделов по социальной работе. О том, что стоит за административными реформами, какие изменения в жизни епархий произошли за это время, «Новой Бурятии» рассказал митрополит Савватий.

–Ваше Высокопреосвященство, Вы возглавили Улан-Удэнскую и Бурятскую епархию в 2009 году. Изменилась ли с того времени приходская жизнь в Бурятии?

– За этот период количество прихожан увеличилось в разы. К моему приезду в Улан-Удэ не было ни одного храма, где каждодневно совершались бы богослужения. В некоторых храмах богослужения совершались два раза в неделю. В первую очередь я начал работу в этом направлении. В настоящее время во всех храмах, за исключением Покровского, богослужения совершаются ежедневно. Люди ходят на службы, молятся и участвуют в приходской жизни. Нам важен не столько количественный результат, а сколько качественный. О качестве мы можем судить по увеличивающемуся количеству причастий. В первом моем богослужении во время Великого поста (2010 год) количество причастников было 92 человека. В этом году в Одигитриевском соборе причастников было уже 290. А это говорит о многом. Одно дело, когда человек заходит в храм и ставит свечку, другое, когда он принимает причастие. Ведь к причастию надо сознательно готовиться – поститься, исповедоваться и т.д. При этом количество прихожан растет не только в Улан-Удэ, но и в районах республики. К примеру, в Баргузине в первый год моей работы от силы причащалось 10-20 человек. В этом году мы закончили строительство Спасо-Преображенского купеческого храма и поставили логическое завершение – освящение. В этот день в Баргузине причастились 132 человека. Чувствуется, что в Бурятии оживляется приходская жизнь. К примеру, в селе Сухой ручей Бичурского района никогда не было храма. До революции стояла часовенка. Село небольшое – 107 домов, 300 человек населения. Эти люди самостоятельно собрались и построили храм. И в мае прошлого года во время освящения храм был полон. Однако ведь до этого местные люди никогда не ходили в церковь: некоторые крестились то левой рукой, то правой, но слева направо. Однако за год ситуация в корне изменилась. Если же смотреть по статистике, то в начале моей работы 90% прихожан были пожилые люди, а 10% – молодежь и средний возраст. Сейчас ситуация изменилась: 80% молодежь и люди среднего возраста, 20% – пожилые.

– 24 мая этого года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя за праздничным богослужением вас возвели в сан митрополита. Как это в целом повлияет на приходскую жизнь в Бурятии?

– В первую очередь, облегчается управление и работа с верующими: вместо одного в Бурятии будут два архиерея – будет организована новая епархия для северных районов. Ведь при всем моем желании я не могу больше одного раза в год посещать все приходы. Если сравнивать Бурятию с родной Чувашией, где уже три епархии, то Бурятия по территории больше в 30 раз. Одно дело там съездить на дальний приход за 200 километров, а здесь-то тысячи километров. К тому же посещение приходов архиереями дает сильный толчок к духовной жизни. Всего за 5 лет мы образовали епархию и уже преобразуемся в митрополию. Это хорошее достижение.

– В настоящее время приходится сталкиваться с тем, что отношение к такому явлению, как национализм, неоднозначно. Ваше мнение по этому поводу?

– Надо очень бережно относиться к межнациональному миру. Вспомните 90-е годы, когда после развала СССР в братских республиках начали распадаться смешанные семьи. Это была моментальная вспышка национализма. Ни с какой стороны национализм непозволителен. Тем не менее любой малый народ должен сохранять свою идентичность. Я не могу понять споров вокруг изучения бурятского языка. Надо его изучать и все. Я родом из Чувашии, так там все вывески (названия автовокзалов, дорожных знаков, улиц, магазинов и т.д.) и объявления делаются на русском и чувашском языках. Все дети, вне зависимости от национальности, изучают чувашский язык. Это нормально, что спорить об этом? Недавно разгневанные родители одного из районов республики прислали мне коллективное письмо о том, что вот, дескать, заставляют изучать бурятский язык. Я им ответил, что изучение языков никому не вредило. Это развивает интеллектуальный уровень и заставляет человека думать. Вместе с тем форсировать национальные вопросы тоже не следует. Впрочем, у определенной части населения принято считать, что православие – русская религия. Это не так, православие стоит над национальностью. Это можно проследить даже из истории. У нас много и православных эвенков, бурят и т.д.

– Вы первый архиерей Русской православной церкви, который решился вести записи в «Живом Журнале». Причем оставляете записи, отвечаете на комментарии довольно регулярно. Недавно вы выразили свое мнение по поводу Ксении Собчак, сфотографировавшейся в иерейских облачениях и с накладной бородой. Как в работе вам помогает интернет?

– Я присутствую в интернете не для развлечения, а для просветительской деятельности: стараюсь выразить свою точку зрения на происходящие события. По поводу Ксении Собчак… Я считаю, что не стоит обращать на нее внимание. Ей просто необходима любая слава: дурная или наоборот. Это не заслуживает внимания. Нужно обращать внимание на более значимые события. Например, в Улан-Удэ состоялся показ замечательного фильма «Излечить страх». Кинозалы были переполнены. К сожалению, контакт не позволяет добавить больше 10 тысяч, а фейсбук больше 5 тысяч подписчиков. Среди них порядка 2 тысяч – жители Бурятии.

– Какие проблемы вы хотели бы отметить в Бурятии?

– Отношение к природе вопрос не только культурологический, но и религиозный. Если ты относишься беспечно к природе – ты грешишь. Меня сильно удручает то, как мы относимся к окружающей среде. Люди приезжают на природу, Байкал и оставляют горы пластиковых бутылок, пакетов и т.д. Когда едешь в сторону Верхней Березовки, столько мусора валяется. Во время езды на автомобиле можно наблюдать, как из окон машин люди выбрасывают мусор. К нам приезжают из Германии, чтобы убрать грязь вокруг Байкала. Все начинается со своего собственного дома. Когда человек не заботится о своем дворовом хозяйстве, не красит заборы, территория вокруг замусорена, то это отражает его внутренний мир, отношение к себе. Ведь горы свалок это не только проблема городских властей, но и простых горожан. Мы жалуемся, что Байкал мельчает, реки мельчают. А ведь это все человеческий фактор. Когда идет бесконтрольная вырубка леса ради сиюминутной выгоды – это урон целой экологической системе. В этом направлении необходимо проводить совместную работу с правительством Бурятии, Народным Хуралом Бурятии, общественниками и СМИ. Так хочется, чтобы наша родная Бурятия была не просто красивой, но и чистой.

Меня беспокоит и то, что население все меньше и меньше читает. В этом году наш епархиальный отдел будет проводить литературный конкурс имени Ивана Шмелева. Я до сих пор люблю чтение на бумажном носителе. Это тоже важно, когда касаешься бумаги, держишь книгу в руках. Из классиков люблю перечитывать Федора Достоевского, если позволяет время. Впрочем, существует история из прошлого века. Один престарелый архиерей говорит молодому, который недавно стал архиереем: «Поздравляю, ты стал архиереем, но запомни, что с этого дня до старости ты не прочтешь ни одной книги до конца». И я на себе это почувствовал. Хочется иногда сесть почитать, вспомнить старое, но некогда.

– Как продвигается строительство нового Кафедрального собора в Улан-Удэ?

– Кризис дает о себе знать. Мы в этом году впервые приостановили работы. Надеемся, что в скором времени возобновим строительство. В целом, людям в кризис не следует бояться, впадать в депрессию. Ведь мы с вами пережили 90-е годы. В любом случае человек может себя прокормить. Доходы, может, и не будут такими, как раньше, но на хлеб мы все можем заработать. Верующим скажу, что нужно молиться и уповать на бога. Ведь чаще современное поколение не всегда хочет работать. К примеру, у моего знакомого большое производство на севере Бурятии. А он не может найти хороших рабочих. Многие, проработав месяц, получают зарплату и разбегаются, и в следующие две недели пропивают эту зарплату.

– Как вы работаете с молодежью? Существуют ли специальные программы?

– У нас есть мечта открыть в Бурятии православную гимназию. Законодательством это разрешено. Мы работаем над этим вопросом. Также рассматриваем вариант открытия в одной из общеобразовательных школ православного класса. Кроме того, у нас работает православный детсад «Иван да Марья», принимающий до 50 человек. Группы там заполняются очень быстро. У нас хорошие воспитатели, которые занимаются с детьми по разным методикам, есть логопед. Недавно дети из нашего сада посетили детский дом. Кроме того, у нас набирают обороты молодежные движения. К примеру, одна из старейших общественных и самая крупная в России детско-юношеская общественная организация спортивно-патриотического направления под названием «Витязи». Мы ежегодно организуем лагерь «Остров» для подростков. Лагерь расположен напротив Троицкого монастыря на острове на реке Селенге. В нем ребята живут почти по воинскому уставу: подъем, марш-броски, военные игры, полевая кухня, палатки.

Между тем существует опасность того, что некоторые организации, прикрываясь Христом, могут вовлекать людей в тоталитарные секты. В этих организациях идет откровенная промывка мозгов. Зарегистрированы случаи, когда люди умирали, потому что адепты секты «Свидетелей Иеговы» запрещали переливать кровь. При этом они окружали больного человека и не давали врачам работать. Это должно быть уголовно наказуемо. В настоящее время мы будем заниматься информированием граждан об их деятельности. Это же удивительно, как у нас саентологи попали в школы. Существует еще одна опасная секта, хотя она и говорит о своей мирной направленности, – это «Общество сознания Кришны».

Если к вам стучатся в дверь и предлагают изучать Библию, знайте, что это сектанты. Мы такую навязчивую проповедь никогда не ведем. Это неправильно. Если вы сталкиваетесь с навязчивой пропагандой, значит что-то тут нечисто. У человека должна быть свобода выбора и свободная воля. Мы эту волю в человеке ценим. Сам господь бог ценит свободу человека.

– Завершая нашу беседу, хотелось бы отметить, что в последнее время идет критика Церкви. Как вы к этому относитесь?

Церковь всегда подвергается различным нападкам со стороны различных течений. Это было и в коммунистические годы. Это для Церкви полезно. Когда Церковь находится в спокойном состоянии, то наступает период стагнации. Церковь всегда развивалась в экстремальных условиях, потому хорошо, что появляются такие моменты. В целом могу отметить, что это тренд. Но надо идти вперед, смотреть не под ноги, а к небу поднять глаза.