Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Проводимая в России реформа жилищно-коммунального хозяйства предусмотрела кроме индивидуальной ещё и коллективную ответственность собственников жилья за состояние домового имущества. Вот только не предусмотрели чиновники той ситуации, которую сегодня мы наблюдаем в сфере платежей за ОДН.

Обязан и не прав

В частности, ст. 158 Жилищного кодекса РФ гласит, что собственники должны оплачивать весь объём коммунальных ресурсов, потреблённых домом, согласно показаниям общедомовых приборов учёта, а при отсутствии таковых – по нормативам, которые утверждают региональные органы исполнительной власти. И вроде бы все свыклись с мыслью, что оплачивать ОДН необходимо. Однако система ЖКХ снова преподносит неприятные сюрпризы. Тем, кто исправно платит, приходят платежки с суммами, на которые без слез не взглянешь.

– В нашем доме все буквально плачут. Особенно мы, пенсионеры. Вот мне два месяца подряд приходит квитанция, где за ОДН я должна заплатить 1 тыс. рублей. А вот соседке снизу квитанция пришла вообще на 7,5 тыс. рублей. Ну как это? – возмущается пенсионерка, жительница дома по ул. Жердева Нина Петровна.

Дом, по словам женщины, «на ладан дышит», хотя внешне и выглядит добротным. Но фундамент местами дал трещины, в подвалах протекают трубы, ремонта в ее подъезде не было давно, зато силами жильцов были поставлены домофонные двери. ЖЭУ, управляющее домом, не торопится с ремонтом и тем более заменой энергосетей в подъездах. А ведь, как показывает практика, именно исправность всех энергосетей: труб, проводов, счетчиков и т.д. и является залогом снижения платежки по ОДН.

Как договориться

Например, со скандальными ОДН нашли способ бороться инициативные улан-удэнцы, уставшие переплачивать за несуществующие потери электрической и тепловой энергии в подъезде.

Жители десяти домов ул. Ключевская Октябрьского района г. Улан-Удэ своими силами снизили платежи за ОДН почти в 10 раз. В каждом из них был создан совет дома. И совместно с управляющей компанией жители узнали, куда уходят деньги.

В одном из домов жильцы рассказали, что все началось с банальных жалоб и обид. С июня прошлого года в Бурятии появился новый гарантирующий поставщик электрической энергии – ОАО «Читаэнергосбыт». У компании, управляющей домом, не был заключен договор с ресурсоснабжающей организацией, поэтому платежи за ОДН стали выставляться напрямую жильцам. Последние возмутились.

Причины для недовольства были

– Представьте, живет пожилая женщина в 1-комнатной квартире. Платит за свет 100 рублей в месяц (сумма условная), а счет за ОДН выставляется вдвое больше. Она стала выражать недовольство совету дома. И таких недовольных набралось немало. Совет дома стал разбираться в причинах завышенных платежей за электроэнергию на общедомовые нужды, – рассказывает жительница одной из многоэтажек по ул. Ключевской Александра Федоровна.

Собственно, сначала именно завышенные платежи и стали вообще поводом для недоверия управляющей домом компании, поэтому жильцы, в основном пенсионеры, и решили сплотиться в общедомовой совет.

Конечно, никто из инициаторов разбирательства не является ни юристом, ни экономистом, но, как следует, вникнуть в суть проблемы пришлось.

При беглом подсчете оказалось, что если включить все осветительные лампы во всех местах общего пользования, то платежей за ОДН набежит не более 1200 рублей в месяц. Суммарно же ежемесячные платежи за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды, со всех 89 квартир доходили до 5 тыс. рублей. Вывод напрашивался сам собой: общедомовой прибор учета фиксирует отбор электроэнергии и неучтенными потребителями, а дополнительная финансовая нагрузка ложится на добросовестных плательщиков.

Навести порядок

В первую очередь провели инвентаризацию общедомового электрического хозяйства. И выяснилось, что потребителями электроэнергии являются не только жильцы, но и юридические лица, подключенные к домовым сетям. Затем на общем собрании сообща постановили, что требуется одномоментное снятие показания счетчиков и замена старых приборов учета на новые. Принятые меры по наведению порядка дают результат. Так, выяснилось, что у около 60% жильцов в квартирах не были установлены новые счетчики. Их обязали установить. Затем в каждом подъезде назначили ответственного по сбору показаний по счетчику. В день сбора показаний он обходит все квартиры или договаривается с жильцами, чтобы к нему на дом приносили показания своих счетчиков, сам суммирует все данные и передает их управляющей компании. «Управляшка», в свою очередь, передает эти сведения ресурсоснабжающим организациям. То есть совет дома передает показания общедомового прибора учета и квартирных счетчиков одномоментно.

Это позволяет самим определять расход электроэнергии на общедомовые нужды как разницу показаний общедомового и суммы показаний квартирных счетчиков и оперативно вмешиваться, если вдруг случаются отклонения. Но их в последнее время не бывает. Расход электроэнергии вошел в норму. По сравнению с тем, что было, потребление электроэнергии на ОДН в этих домах уменьшилось примерно в 2, а где-то и почти в 10 раз. Соответственно, в такой же пропорции сократились и платежи жильцов за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.

Единственное, что советуют жильцы и республиканская государственная жилищная инспекция, это действовать по норме закона.

– Все ОДН порождены неисполнением закона, недоорганизованностью на уровне организации работы жилищно-коммунального хозяйства, – отмечают в ГЖИ.

«Совету дома требуется сначала проконсультироваться с ГЖИ, ресурсоснабжающими организациями и управляющей компанией по юридическим правам и обязанностям и только потом приступать к действиям, чтобы не совершить ошибок наобум», – уверены жильцы домов-счастливцев.

Эти примеры являются прецедентами и, в общем-то, готовым алгоритмом действия. В итоге любой дом, работая сообща, может снизить суммы в своих платежках по ОДН.