Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Сейчас каждый собственник жилья в многоквартирном доме, оплачивая коммунальные услуги и квартплату, сталкивается с трудностями. Сбор платежных документов, непрозрачность начисления оплаты, и в результате — потеря времени, сил и переплата. Оказывается, все эти проблемы можно эффективно решить уже сегодня.

С 1 сентября 2012 года платежи по всем видам жилищно-коммунальных услуг разделили на внутриквартирные и общедомовые. Это привело к «раздвоению платежей». При этом жители многоквартирных домов могли сами выбирать, как оплачивать счета за ЖКХ: напрямую ресурсоснабжающей организации либо передавать платеж через управляющую домом компанию (УК). При этом единый образец платежек так и не был введен в обиход, компании ЖКХ стали использовать самостоятельно разработанные квитанции. Да и они доходят до населения от случая к случаю. Конечно, это не способствовало прозрачности начислений платы, а чаще всего даже вводило граждан в заблуждение. Каким образом происходит начисление и как правильно рассчитать итоговую сумму за потребленную услугу? Поставщики ресурсов и УК пояснять такие вопросы не торопятся. А некоторые дельцы от ЖКХ в такой ситуации успешно перекладывают ответственность за расчет платежей ЖКХ на население, умудряясь даже продавать нам абонентские книжки для ручного учета и расчета начислений. В условиях недостаточной прозрачности начислений потребители зачастую откладывают оплату сомнительных начислений.

К счастью, ситуация не стоит на месте. С июня 2015 года приказом правительства РФ утверждена новая форма квитанции за ЖКХ. Выполнение этих требований поможет внести ясность в самые проблемные вопросы оплаты услуг ЖКХ, уверены представители общественных организаций.

— Мы работаем для того, чтобы люди знали свои права и успешно их защищали. Известно, что достаточно направить в прокуратуру нескольких обращений от совета дома, например о нерегулярном предоставлении ежемесячных квитанций, и вопрос начнет решаться, — говорит директор ГБУ РБ «Агентство «Жилстройкомэнерго» Министерства строительства и модернизации ЖКК Бурятии, руководитель проекта «Школа грамотного потребителя» и руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Раиса Санжицыренова.

— У нас есть несколько операторов, принимающих платежи за комуслуги — это единый расчетный центр (ЕИРЦ) и кредитные организации (банки). ЕИРЦ в свое время успел занять нишу, которая для банков до недавнего времени была недоступна. Однако сейчас в конкурентную борьбу включились кредитные организации. Банки оптимизировали свою работу и принимают платежи по более низкой процентной ставке, чем в ЕИРЦ. Самый яркий пример, пожалуй, это Сбербанк, где комиссия за прием платежей ЖКХ по многим поставщикам вообще отсутствует, а по остальным она установлена на минимальном уровне — 1% (если делать это через Сбербанк-онлайн или с помощью услуги «Автоплатеж»).

— Кроме того, от населения все чаще слышим положительные отзывы об удобстве оплаты ЖКХ по специальному штрих-коду в квитанции. Это удобно, в особенности для пожилых людей, которым для оплаты ЖКХ с помощью этой технологии нужно только поднести штрих-код к считывателю и платеж будет совершен без ошибок и лишних задержек. Конечно, такой подход к потребителям является проявлением заботы, ведь это упрощает процедуру совершения обязательных платежей, — пояснила Раиса Санжицыренова.

Хотя и здесь вопрос замыкается на наличии у плательщика квитанции с необходимой информацией по платежам ЖКХ.

В Сбербанке подтвердили, что проводят постоянную работу по снижению комиссионной нагрузки для населения и предлагают более доступные различные способы оплаты услуг ЖКХ.

— Каждый потребитель может через Сбербанк-онлайн узнать общую сумму, начисленную за коммунальные услуги. А правильно ли начислен платеж, нужно проверять по полученной квитанции, где указаны объемы потребления, квадратные метры, т.е. натуральные единицы переведены в рубли. Банк таким образом позволяет перед оплатой просмотреть итоговую сумму платежа.

Вообще есть два способа расчета за комуслуги. Первый — его можно назвать «открытая квитанция», когда потребитель предоставляет показания счетчиков в момент оплаты. Компания начисляет платеж на текущую дату. Это выглядит красиво, а по факту населению предлагают «на лету» оплатить услуги, которые по законодательству должны оплачиваться только в следующем месяце. То есть клиенту предлагается платить, а потом разбираться, за что именно он платил. Второй способ оплаты, как раз и предусмотренный действующим законодательством, — «закрытая квитанция». Потребитель сообщает показания счетчиков по итогам месяца, далее делается расчет потребления за прошедший месяц и клиенту направляется квитанция для оплаты потребленных в предыдущем месяце услуг. Таким способом человек получает понятную сумму к оплате, остается только выбрать, где и как заплатить, — пояснил начальник сектора развития платежных сервисов Байкальского банка Сбербанка Владислав Шашков.

В Сбербанке отмечают, что наиболее удобные способы оплаты предполагают наличие именно закрытых квитанций ЖКХ. Тогда при оплате услуг ЖКХ через Сбербанк действительно можно экономить и деньги, и время: например, оплата через устройства самообслуживания банка по штрих-коду наличными в 2 раза дешевле, чем в кассе, а на проведение платежа затрачивается не более 30 секунд.

Население пока мало информировано об этих нюансах в сфере ЖКХ. Поэтому регулярно проводятся обучающие и информационные семинары по жилищному просвещению в рамках «Школы грамотного потребителя». Основная цель — повышение правовой грамотности населения в сфере ЖКХ.

В свою очередь, руководство Республики Бурятия, в частности Министерство строительства и модернизации ЖКК также активно осуществляет мониторинг ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве, в особенности в отношении регулирования работы организаций-участников рынка услуг ЖКХ (УК, ТСЖ, ресурсоснабжающие организации). Во второй половине сентября ожидается проведение региональной конференции для поставщиков услуг ЖКХ.

Есть уверенность, что итогом такой работы неизбежно станет внедрение действенной системы общественного контроля над сферой ЖКХ и повышение взаимного доверия между поставщиками услуг ЖКХ и населением.