Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

"Про себя могу сказать одно - я всегда делал такие фильмы, которые я сам, как зритель, хотел бы увидеть. Когда я смотрел такую картину, сделанную другим, я всегда жалел, что это не я ее поставил».

В ночь на 30 ноября в одной из московских больниц скончался Эльдар Рязанов.

Новость молниеносно пролетела по всем СМИ и собрала миллионы слов сожаления и сочувствия родным и близким режиссера.

Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых Эльдар Александрович Рязанов оставил после себя около 30 фильмов. Каждый из них в свое время становился хитом.

«Где есть юмор — там есть и правда».

Его фильмы разлетались на цитаты, его фильмы смотрели и пересматривали. На его фильмах выросло несколько поколений российского народа. Он воспитывал наше чувство юмора и по-умному ироничное отношение ко всему, что нас окружает.

Его комедии — это простые и понятные истории, созданные с подлинным вкусом и деликатностью, присущей мастеру.

«Не важных периодов в жизни не бывает».

В молодости он много ездил по стране. Первыми работами начинающего режиссера — выпускника вгиковской мастерской Григория Козинцева — были документальные картины «Недалеко от Краснодара», «Дорога имени Октября» и «Остров Сахалин». Так продолжалось до тех пор, пока Эльдар Александрович не принял участие в постановке «Весенних голосов» — первого советского фильма-ревю, вышедшего на широкий экран. И нет ничего удивительного в том, что вскоре за Рязанова взялся руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев, едва ли не силой уговоривший Эльдара Александровича заняться кинокомедией.

Музыкальная комедия "Карнавальная ночь", вышедшая в широкий прокат в 1956 году, считается первым художественным фильмом Эльдара Рязанова.

Фильм чуть было не остановлен, худсовет назвал отснятый режиссером черновой материал "скучным и бездарным». Но картина имела невероятный по тем временам успех у зрителей: на нее было продано свыше 48 млн билетов.

Молодая актриса Людмила Гурченко, исполнившая в "Карнавальной ночи"одну из главных ролей, по словам критиков, в одночасье стала звездой.

Впрочем, Гурченко не единственное открытие Рязанова.

Самой первой именно он внимательно пригляделся и сделала звездами Ларису Голубкину, Ларису Гузееву, Лию Ахеджакову, Светлану Немоляеву, Андрея Мягкова.

Никому не известная Пугачева уже спела у него "Мне нравится, что вы больны не мной". К слову, Цветаеву, как и Пастернака, и Ахмадулину до Рязанова у нас в кино еще не пели.

Рязанов создал целое культурное пространство, в котором под гитару исполняли поэтов серебряного века и шестидесятников, слушали Андрея Петрова и Таривердиева, встречали Новый год под "Иронию судьбы"и даже рассказывали анекдоты про поручика Ржевского. Известных актрис он заставлял играть без макияжа и обзывал их "старыми клячами". Но от этого они становились еще прекрасней.

«Понимаете, каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню. Это у нас такая традиция…»


После премьерного фильма Эльдара Рязанова в шутку назвали "повелителем новогодней ночи". Какая в этой шутке доля правды, стало ясно через два десятилетия — 1 января 1976 года. Выйди новый фильм мастера в кино, он стал бы настоящим блокбастером — первый же показ сразу собрал 100 миллионов зрителей.

Но премьера состоялась на Центральном телевидении. Вот такая получилась "Ирония судьбы».

"Ирония судьбы..."открыла для миллионов людей мир русской поэзии. В фильме прозвучали песни Микаэла Таривердиева на стихи восьми поэтов: М. Цветаевой, Б. Пастернака, А. Кочеткова, В. Киршона, М. Львовского, А. Аронова, Б. Ахмадулиной и Е. Евтушенко.

Фильм сделал поэтом и своего автора. Именно после съемок этого фильма Эльдар Рязанов стал писать стихи. Писал для себя, первое время никому не показывая, а если и показывал, то выдавал их за переводы английского поэта В. Блейка.

В 1977 году в "Служебном романе"прозвучала песня Андрея Петрова на стихи Эльдара Рязанова "У природы нет плохой погоды...". А в десятом номере журнала "Октябрь"за 1983 год вышла в свет первая поэтическая подборка режиссера: восемь стихотворений и короткая эпиграмма.

Стихи Эльдара Рязанова - это тоже его фильмы, только запечатленные не на пленке, а в слове. Каждая строчка - как заветный продуманный кадр.

Поэзия Рязанова, так же как его кинематограф, дарит людям драгоценные минуты утешения и надежды.

«Ну вот, Эльдар, нет тебя…»


Сразу после известия о смерти Рязанова, поэт Евгений Евтушенко написал стихотворение - прощание с великим режиссером.

"Ну вот, Эльдар, нет и тебя,

как что-то вынули из нации,

и только чьи-то номинации

пестрят, не очень-то скорбя.

А вот Россия-то скорбит

непоказушная, бюджетная,

которую ты от обид

так защищал,

всем сердцем жертвуя!

Когда б все жили в СССР

по этим правилам сочуствия,

то был бы СССР—

пример,

со-жизни общей,

со-искусствия.

И столько раз

спасали нас

и в скушный час,

и в страшный час

твои комедии печальные,

и выручальные,

и облегчальные…

Меня ты взял на Сирано,

но было вдруг запрещено,

и я сыграл не на экране,

а в юном самовозгоранье

спасая стольких,кто в опале,

куда за правду все попали,

Я пережил,что не снимают,

не убоялся, что сломают.

Мне подарил Эльдар отвагу,—

со съемок запрещенных шпагу.

и я не сломан,

и она,

не сломана,

и мне верна.

Люблю об Андерсене фильм,

Он, правда, не для простофиль.

Эльдар, ты Бога сам сыграл,

и роль звучала, как хорал,

и все в тебе лучилось,

и, знаешь,

получилось".

29 ноября, Талса, Оклахома