К началу будущего года стоимость литра бензина в Бурятии может увеличиться в среднем до 42–43 рублей за литр. «Новая Бурятия» выяснила, насколько вероятен такой прогноз.

Скачкообразное подорожание топлива в уходящем году не оставило равнодушных. По всей стране многие владельцы автомобилей были вынуждены сократить свои расходы. Прогрессирующая проблема ощутимо бьёт и по кошелькам пешеходов, влияя на все сферы экономики. Очередные неприятные сюрпризы возможны в 2016 году.

Стоимость бензина лихорадочно, но неуклонно растёт на протяжении последних лет. Несмотря на заявления правительства об эффективности антикризисных мер, население продолжает урезать семейные бюджеты. Исследование аналитического агентства «Автостат» показало, что 48% автовладельцев начали экономить, чаще отказываться от дальних поездок, самостоятельно ремонтировать свою технику. Впрочем, страдают и те, у кого машин нет. Насущной проблемой стало повышение цен на продукты питания, водители общественного транспорта Улан-Удэ требуют увеличить тарифы проезда. Одна из коренных причин происходящего – цены на бензин.

Неутешительна статистика цен на топливо за 2015 год. Первые числа января Бурятия встретила с расценками: бензин марки АИ-92 – 34 рубля 30 копеек, АИ-95 – 36 рублей 30 копеек, ДТ – 36 рублей 80 копеек. В то же время средняя стоимость литра горючего в Забайкалье была дороже на 1 рубль 60 копеек, в Иркутской области на 10 копеек дешевле. К началу лета цены традиционно снизились. В Бурятии АИ 92 стоил 33,1рубля; АИ -95 – 35,1; ДТ – 34,5. К концу года мы подошли с далеко не оптимистичными цифрами: по Бурятии на сегодня стоимость АИ 92 – 36,3; 38,2, в Забайкалье – 37,3; 38,9; 38,6, в Иркутской области – 36,0; 38,2; 38,3. Как видим, в декабре цены стабилизировались, но общая тенденция оставляет желать лучшего.

Целый ряд факторов повлиял на нетипичное поведение бензинового рынка в этом году. Справедливое недоумение у граждан вызывает несоответствие обвала цен на нефть с одновременным подорожанием бензина. Но фактически в России затраты на добычу и переработку «чёрного золота» занимают лишь 15–20% от стоимости топлива. Основная же доля, составляющая 60–65%, приходится на налогообложение нефтяной отрасли. Это налоги на добавленную стоимость и на добычу полезных ископаемых, которые обратно пропорционально зависят от мировых цен на российскую нефть. Получается, что нефтяники компенсируют налоговый гнёт прибылью с продажи бензина.

Впрочем, представители правительства успокаивают: «В России в 2015 году цены на бензин и дизельное топливо выросли на 5%, что существенно ниже инфляции». Сильный рост курса валют повлёк за собой стоимость горючего, но если измерять её в евро или долларах, то она не поднималась, а наоборот, снижалась. Таким образом, с точки зрения представителей нефтяного бизнеса, бензин в уходящем году подешевел. Парадоксально, но факт.

Как долго государство сможет удерживать эту кажущуюся стабильность в столь проблемной сфере, пока неизвестно, но некоторые факторы роста цен в 2016 году уже обозначены. Во-первых, усиление Евразийского союза требует от России к 2018 году снижения пошлин на нефть до уровня Белорусии и Казахстана. Для этого уже разработан новый законопроект об увеличении налогообложения. К чему это приведёт – ни для кого не секрет. Во-вторых, медленно, но верно Россия переходит на стандарт топлива «Евро-5». Хотя переход пока частичный из-за нехватки в стране необходимого оборудования, всё же приверженцам более качественного топлива придётся раскошелиться.

Исходя из динамики к началу будущего года стоимость литра бензина может увеличиться на 2–3 рубля за литр и приблизиться к 40 рублям в среднем по России. Учитывая статистику последних лет, для Бурятии это означает уверенное пересечение 40-рублёвого барьера и приближение к 42–44 рублям. Об этом свидетельствуют и цифры республиканской госзакупки.

Многие эксперты сегодня сходятся во мнении, что прогнозы давать всё сложнее. Факторов несколько: это практически полная монополизация нефтеперерабатывающего рынка и крайне нестабильная ситуация в мировой политике. Однако уже сейчас понятно, каковы будут последствия роста изо дня в день чисел на электронных табло АЗС.