​Жизнь за стеной «Безбарьерной среды»

Вопреки громким заявлениям чиновников положение инвалидов в нашей стране остаётся бедственным. Свои трудности они решают самостоятельно, отчаявшись дождаться помощи государства.
Общество |

Четыре года назад Россия ратифицировала конвенцию ООН «О правах инвалидов». С тех пор Госдумой РФ было принято огромное количество законов, которые якобы были призваны облегчить жизнь всем людям с ограниченными возможностями. С 2011 года действует программа «Безбарьерная среда». Однако на деле перемены если и происходят, то чрезвычайно медленно, а некоторые из них и вовсе принесли разочарование.

С какими проблемами сталкиваются инвалиды в Бурятии и чем они вызваны «Новая Бурятия» узнала у представителей организации молодых инвалидов «Гэрэл»: куратора организации Елены Цыденовой, лидера и основателя Даримы Дымчиковой.

- Расскажите с какими проблемами сталкиваются инвалиды Бурятии и наблюдается ли улучшение ситуации?

Елена Цыденова поясняет: "В лучшую сторону изменяется отношение общества, во многом благодаря социальной рекламе, пропаганде. Но отношение государства не радует. 20-30 процентов инвалидов это молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет, для них самая главная проблема – отсутствие возможности учиться и работать.

В нашей стране есть такая тенденция, что до 18 лет государство помогает инвалидам, а четко как исполняется 18 забывает про них. А, например у людей с ментальными нарушениями, до 30 лет происходит переходный возраст. Поэтому им необходимо больше времени для социализации, таким образом, они остаются недоучены. Их не берут никуда на работу и им приходится сидеть дома.

Программа квотирования рабочих мест не работает, стажировка выпускников уже два года перестала существовать. Это и для обычных выпускников проблема найти работу без опыта, а для инвалидов ещё сложнее. Трудоустраивают в основном людей таких которые до этого работали, люди которые приобрели инвалидность, у инвалидов с детства почти нет шанса трудоустроиться. Отношение такое – получай пособие, сиди дома и ничего не делай. Фактически они могут работать, но не могут трудоустроиться, никто их не берет.

У нас есть примеры, когда ребятам с ментальными нарушениями удавалось найти работу тем же дворником или техничкой, и они очень счастливы что могут приносить пользу обществу.

Среди других проблем можно назвать отсутствие узких специалистов на селе, уже и в городе их становится всё меньше, чтобы попасть к ним нужно записываться к терапевту и ждать очереди. Проблемы с транспортом. Существует социальное такси, но работает оно редко и нужно заказывать буквально за неделю. Инвалидам с районов, кто приезжает на процедуры в Улан-Удэ приходится каждый раз за свой счёт снимать жильё. Кроме того нет необходимых лекарств. Есть право на санаторно-курортный отдых каждые два года, но по факту получить путёвку почти не реально".

- Как повлияло на жизнь людей с инвалидностью введение медико-социальной экспертизы?

Елена Цыденова: "Дело в том, что медико-социальная экспертиза происходит по направлениям. Как правило, до 18 лет детям дают инвалидность, а после 18 они должны каждый год проходить комиссию, консилиум врачей. Те, которые раньше получали 2 группу, теперь получают сразу 3, чтоб не платить больше сумму пенсии. Были случаи, когда человек не может ни работать, ни учиться, а ему дают вторую группу. За третью группу пенсия – 4 тысячи рублей, плюс пособие на транспорт, лекарства, всё меньше 6 тысяч рублей".

- В чём вы видите причину происходящего?

Дарима Дымчикова говорит: "Главная причина - инвалиды мало знают своих прав чтобы защищать их, нет информирования, врач никогда не подскажет, даже учитель вряд ли. Помогает только тот человек, который сам проходил через это. После получения инвалидности я 7 лет сидела дома. Когда происходит такой стресс, человеку очень хочется иметь общение с людьми, которые имеют такие же проблемы.

Адаптация в России происходит плохо по вине государства. Например, человека, который получил инвалидность в США, со всех сторон окружает информация. К нему домой сразу же приходят соцработники, пенсионный фонд, доступно объясняют, какие права, какие льготы он имеет, какая пенсия, выдают брошюры для родственников человека получившего инвалидность, как относиться к человеку, как реагировать, брошюры для человека с полным списком всех общественных организаций, которые работают в городе. Такая информация есть со всех сторон. Проводится психологическая реабилитация.

А у нас как, получил инвалидность и попадаешь в абсолютный вакуум. Пока человек лежал в больнице, у него не было времени самому узнать обо всём. Родственники не знают, что с ним делать, как за ним ухаживать, человек сам находится в прострации, не знает что делать. Это влечёт за собой депрессии.

К сожалению, зачастую, люди, которые получают пенсию, становятся иждивенцами. И никуда их не вытащишь, хотя есть много бесплатных курсов, они никуда не стремятся. В этом, в том числе, виновато государство. Отношение такое: «Мы даём тебе деньги и всё, отстань». Ограждаются. Если люди будут знать свои права, требовать от каждого врача и ездить по три раза в год лечиться, то это конечно государству не выгодно".

- Как ваша организация помогает молодым инвалидам?

Дарима Дымчикова: "Мы общаемся с активистами со всей страны, обмениваемся опытом, как работать с ребятами с ментальными отклонениями. Придумываем разные мероприятия, выводим их из зоны комфорта, заставляем преодолевать свой страх. У них есть свои таланты, их нужно помогать развивать. Раньше все они были по одному, сидели дома, ничего не умели делать, боялись выйти, а теперь они собираются вместе и выезжают, помогают друг другу, учатся обращаться с цифровой техникой, обмениваются информацией. В процессе мероприятий, общения, они растут, они становятся открытыми, социально адаптируются. Многие ребята в итоге начинают самостоятельно передвигаться по городу, общаться с людьми, создают семьи. К сожалению, государство поставило нас в такое положение, когда все проблемы ложатся на плечи самого человека, но большинство не такие активные".

Не застрахован никто

Согласно данным Министерства соцзащиты Бурятии на 1 января 2014 года в республике насчитывалось 80542 инвалида. Это более 8 процентов населения, и эта цифра постоянно растёт.

Детей-инвалидов в Бурятии два года назад насчитывалось 4385. И здесь ускоренный рост наблюдается постоянно с конца 90-х годов. Так, сегодня более 40 процентов новорожденных рождаются больными либо заболевают в младенчестве. В 1990 году этот показатель равнялся только 15 процентам. Такая ужасающая тенденция вызвана несколькими причинами. Но главная из них - это прогрессирующее из года в год ухудшение здоровья женщин, и, как следствие, проблемные беременности и роды.

Своим мнением поделилась врач-неонатолог, кандидат медицинских наук Екатерина Будаева: «Дело в том, что больная женщина не может родить здорового ребенка, а здоровых женщин сейчас очень мало. Во многом, виновата пропаганда образа жизни, девочки начинают жить ранней половой жизнью. Много инфекций передающихся половым путем, много абортов, а еще алкоголь, курение и наркотики. Врачам остаётся только выхаживать этих детей».

С другой стороны каждый год всё больше людей приобретают инвалидность. Решающим фактором для этого становится высокая аварийность на дорогах. Бурятия в начале 2016 года заняла 25 место по количеству ДТП среди регионов России. При этом по количеству «пьяных» аварий республике в числе лидеров. Ежегодно, по статистике последних лет, в Бурятии происходит около 1500 ДТП, в которых почти 2000 человек получают травмы различной степени тяжести. В 2015 году в одном только Улан-Удэ в 627 авариях были травмированы 697 человек.

Немало и других опасных поворотов судьбы может поджидать каждого из нас. Нет человека, который был бы застрахован от этого. И общество изменится только тогда, когда исчезнет безразличие к чужим трудностям.

Кол-во просмотров: 564

Поделиться новостью:


Поделиться: