​Общественники Бурятии выступают против сокращения водоохранной зоны Байкала

Общественное движение «За священный Байкал» намерено защищать природное наследие.
Общество |

После настойчивых требований руководства РБ в Минприроды РФ решили сократить водоохранную зону Байкала до 500 метров. Группа общественных организаций Бурятии и неравнодушных граждан заявила, что всеми законными методами будет противостоять этому.

О разработке законопроекта по сокращению водоохранной зоны заявил представитель Департамента водных ресурсов Минприроды Евгений Шишко. По его словам, основанием для этого послужило письмо главы Бурятии Вячеслава Наговицына. В частности, предлагается сократить водоохранную зону в среднем до 500 метров с внесением изменений в Водный кодекс и Закон об охране озера Байкал, что позволит строить вблизи Байкала промышленные предприятия и многоэтажные дома. Неудивительно, что подобные изменения лоббируются представителями крупного капитала и заинтересованными политиками.

Давно продвигает эту идею в Госдуме депутат от Бурятии Михаил Слипенчук. Напомним, сам парламентарий является хозяином крупнейшего в России месторождения цинка. Холоднинское месторождение, расположенное неподалеку от северной оконечности Байкала, сейчас находится в замороженном состоянии. По оценкам специалистов, промышленная добыча цинка в этих местах может угрожать окружающей среде и в том числе самому озеру.

Согласно существующему законодательству, водоохранная зона установлена по границе центральной экологической зоны озера Байкал. В некоторых местах она доходит до 80 километров. Подобные меры обоснованы тем, что в этой зоне находятся бассейны большинства рек, питающих Байкал. Кроме того в законе учтены экологические, географические, почвенные, геохимические и другие необходимые факторы.

Однако местное население, проживающее в границах водоохранной зоны, оказалось в затруднительной ситуации. Законодательно утвержден целый ряд ограничений. Так, например, жители не могут получить в собственность землю, соответственно, проводить какие-то операции, связанные с землей, то есть ни купить, ни продать ее, нельзя.

Именно этот недостаток законодательства власти Бурятии использовали, чтобы значительно сократить границы зоны, успешно манипулируя при этом местным населением. Сообщения в СМИ с угрозами массовых протестов и эмоциональное выступление жительницы поселка Усть-Баргузин Галины Арсеньевой на Общественном телевидении России оказали нужное влияние на Москву.

«За священный Байкал»

Возмущенные планами Минприроды общественники Бурятии пришли к мнению, что необходимо срочно организовать общественное движение, первая цель которого не допустить принятия изменений в существующий закон. Сейчас движение только зарождается, но к нему уже присоединились такие организации, как БРО КПРФ, РОО «Женщины Бурятии «Наследие Оэлун»», РО ОО «Надежда России», РОШ «Тэнгэри».

– Наши власти сегодня пытаются решать проблемы, кидаясь из крайности в крайность. Если при нынешней водоохраной зоне проблемы возникают у людей, живущих возле Байкала, то при запланированном сокращении до 500 метров пострадает сам Байкал, а выиграют больше не жители, а дельцы. То есть власть не пытается найти компромисс, а следует интересам бизнеса, – так о происходящих событиях высказалась одна из лидеров движения Бутидма Зындрабын.

По мнению участников движения, следует установить такие границы, которые, с одной стороны, позволят сохранить озеро, а с другой – создать комфортные условия для людей, живущих и работающих в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

Как оказалось, подобный проект еще с начала 2000-х годов прорабатывается Иркутским институтом географии им В.Б. Сочавы СО РАН. Проект был представлен 22 января 2016 года на заседании Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал, а также на конференции ОНФ 25 февраля 2016 года в Иркутске. Соответствующее письмо направлено министру природных ресурсов и экологии РФ С.Е. Донскому. А уже 1 марта 2016 года проект был озвучен на круглом столе в Общественной палате РФ. Однако, по словам общественников, лоббисты законопроекта о водоохраной зоне в 500 метров не дожидаются ни официальных рекомендаций Общественной палаты, ни заседания Общественного совета Минприроды РФ, не проводят соответствующей экологической экспертизы.

– В Москве мне часто задают вопрос – как так? Почему все регионы сейчас стараются бороться за экологию, а Бурятия, наоборот, будучи хранителем Байкала, пытается законодательно нанести ему вред, и это в условиях усиливающейся экологической катастрофы, – поделился активист движения Баир Цыбиков.

В ближайших планах движения «За священный Байкал» проведение круглых столов, к участию в которых планируется привлечь максимальное количество граждан и организаций. Один из таких круглых столов уже прошёл в столице Бурятии, результатом его стала резолюция, призывающая не допустить ожидаемых поправок к закону. Несмотря на то, что участники движения порой имеют разные точки зрения на проблемные вопросы, они ставят своей целью умение договариваться, находить консенсус, принимать и продвигать общие решения ради сохранения природы Байкала.

Кол-во просмотров: 754

Поделиться новостью:


Поделиться: