Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

В начале июня глава Бурятии Вячеслав Наговицын побывал с визитом в Северобайкальске и пообещал северянам решить проблему авиаперевозок в течение двух недель. Теперь очевидно, что это решение должно было появиться на очередной сессии Народного Хурала.

— У правительства Бурятии стоит единственный выбор — должны летать маленькие или крупные самолеты. Если будут летать маленькие самолеты, то аэропорт будет «площадкой» и мы не несем затрат. Но в этом случае билеты на маленькие самолеты будут в два раза дороже, чем на Ан-24, и нам придется субсидировать билеты из бюджета. Либо нужно выбирать Ан-24, и в этом случае нужно сохранять убыточный аэропорт и субсидировать его, — объяснял проблему северобайкальцам глава Бурятии Вячеслав Наговицын.

Решением вопроса занималась специальная рабочая группа, состоящая из членов правительства РБ и депутатов Народного Хурала. Наконец, час икс пробил, и с отчетом выступил лично министр транспорта Бурятии Сергей Козлов. Оказалось, что рабочая группа провела уже шесть заседаний и наметила возможные пути решения.

В настоящее время авиасообщение на севере республики осуществляет компания «Аэропорты Бурятии». Однако это предприятие несет большие убытки. По информации за прошлый год, ежегодные расходы аэропорта составляют 41 млн рублей, в то время как доходы только 22 млн рублей. Это связано с малым количеством полетов, оплата которых не покрывает расходы на содержание инфраструктуры аэропортов.

В то же время компания имеет кредиторскую задолженность в размере 63 млн рублей, а по неофициальным данным, уже 68 млн рублей. Как упоминал в Северобайкальске Вячеслав Наговицын, «Аэропортам Бурятии» для сокращения расходов было предложено перевести аэропорты поселков Нижнеангарск и Таксимо в статус посадочных площадок. Но рабочая группа, изучив этот проект, отвергла его из-за множества вероятных негативных последствий.

Как оказалось, законодательство запрещает принимать на посадочных площадках самолеты вместимостью более 20-ти человек, такие как, например Ан-24, из которых в основном и состоит парк «Аэропортов Бурятии». То есть объем авиасообщения резко сократится. Второй причиной являются сложные метеорологические условия и горный рельеф севера Бурятии. Так как соответствующие службы — метеорологи, диспетчеры — предусмотрены только в аэропортах, то, соответственно, не будет обеспечен должный уровень безопасности.

В этой сложной ситуации участники рабочей группы нашли неожиданное и противоречивое решение и даже успели дойти с этим решением до Минтранспорта РФ и лично председателя правительства РФ Дмитрия Медведева. Решение, которое сейчас находится на рассмотрении в Москве, заключается в том, чтобы на базе аэропортов Таксимо и Нижнеангарска создать филиалы компании «Аэропорты Красноярии».

По словам Сергей Козлова, такой шаг позволит сохранить статус действующих аэропортов и в дальнейшем принять участие в федеральных целевых программах по реконструкции и ремонту инфраструктуры. С таким подходом не согласился депутат Народного Хурала от фракции «Единая Россия» Баир Цыренов. Он выразил мнение, что необходимо помогать местным компаниям, а не привлекать их из других регионов, ведь тогда и налоги будут утекать в бюджет соседей.

Но пока вопрос решается в кабинетах Москвы, правительство республики ломает голову, как спасти существующее положение. На сегодняшний день налоговая задолженность «Аэропортов Бурятии» составляет 9 млн рублей, и по информации ФНС компания находится на грани банкротства. По всей видимости, «Аэропортам» будет оказана поддержка республиканской власти, лишь бы сохранить график полетов, — помощь в виде субсидий, конкретно речь шла о 17 млн рублей. Одновременно ведутся переговоры с компаниями «Бурятзолото» и «Метрополь» и приобретении районных аэропортов.

— Мы понимаем, чем больше взлетов-посадок, тем больше доходов, а мы сейчас всего лишь перевозим 25 тысяч человек. Для того чтобы это было безубыточно, надо рейсов 10-11 делать, но это нереально, потому что пассажиров нет, — заявил руководитель Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Бурятии Сергей Козлов.

Не менее сложная ситуация с компаниями-перевозчиками. До недавнего времени авиасообщение осуществляла компания ПАНХ. Однако на сегодняшний день ПАНХ лишилась всех пяти воздушных судов, приобретенных в лизинг в 2013 и 2014 годах. Государственная транспортно-лизинговая компания расторгла договор и изъяла самолеты из-за долгов по платежам в 210 млн рублей.

19 мая на совместном совещании с авиакомпанией было принято решение оказать господдержку для возмещения части лизинговых платежей. Республика согласилась помочь при условии получения права собственности на часть уставного капитала компании.

— Прежде чем отдавать наш бюджетный рубль, мы должны что-то поиметь, — подчеркнул Сергей Козлов.

Сейчас авиарейсы на север республики выполняют «Бурятские авиалинии». Тем не менее с февраля текущего года эта компания не всегда соблюдала регулярность полетов. На 20 июня правительство установило постоянный график полетов — два рейса в неделю в Нижнеангарск, один рейс в Таксимо. Как долго этот график будет соблюдаться бесперебойно, сказать сложно.

Вся эта ситуация произвела крайне тягостное впечатление на депутатов. Они высказывали мнения, что ни одна авиакомпания в Бурятии не сможет работать без субсидий. Депутат Народного Хурала Оксана Бухольцева обратила внимание на обилие пассажиров, летящих для получения медицинской помощи: «Сейчас самолеты переполнены, 8200 рублей стоит билет на самолет в Нижнеангарск, и при этом он переполнен. Летают, как правило, женщины и дети, часто в медицинских целях, это либо женщины, которым надо рожать; в этот раз ребенок летел весь в капельницах. Но часто идут задержки».

Депутат республиканского парламента Евгения Лудупова рассказала о слишком дорогих билетах: «В Таксимо сейчас стоимость билета 11 300 рублей. По-другому — только железнодорожным транспортом, это получается двое с половиной суток». А другой народный избранник Баир Цыренов посетовал, что проблему не решили, когда была такая возможность: «Два года назад я уже ставил этот вопрос. Тогда предлагалось субсидировать внутренние авиаперевозки в размере 1 тыс. рублей на билет, но тогда законопроект не прошел. Пожалев тогда деньги, теперь мы должны выделять гораздо больше».

В результате голосования правительству республики было рекомендовано рассмотреть все предложенные варианты до 15 июля текущего года. Таким образом, вылечить северную авиацию за две недели не вышло. Получится ли это в дальнейшем, пока говорить сложно. Ясно только, что без серьезной господдержки авиасообщение не выживет. В то же время Вячеслав Наговицын, отвечая на вопросы парламентариев, заявил, что 2017 год будет гораздо тяжелее нынешнего, бюджетных денег будет хватать только на самое необходимое. Сообщение с северными районами скорее всего войдет в этот список, но в полном ли объеме и станет ли эта помощь спасением, самим властям остается только гадать.