Александр Голков: «Мы устали от регионального эгоизма»

Общественный совет при администрации города Улан-Удэ обсудил тяжелое состояние городского бюджета. На заседании мэр города Александр Голков жестко раскритиковал работу правительства Бурятии, обвинив его в «переводе стрелок».
Политика |

Общественный совет при администрации города Улан-Удэ обсудил тяжелое состояние городского бюджета. На заседании мэр города Александр Голков жестко раскритиковал работу правительства Бурятии, обвинив его в «переводе стрелок».

26 октября вслед за депутатами горсовета Улан-Удэ члены Общественного совета также ознакомились с докладом и.о. председателя комитета по финансам администрации города Татьяны Базякиной о состоянии муниципального бюджета. Высокая закредитованность и положение экономического донора привели Улан-Удэ к предбанкротному состоянию. Александр Голков открыто обвинил в происходящем правительство Бурятии, которое, по словам мэра, игнорирует нужды города.

«Клубок проблем»

За несколько недель до принятия главного финансового документа республики — бюджета — общественности стало известно о бедственном положении региональной столицы. Даже самые оптимистичные прогнозы экономистов говорят о том, что 2017 год станет для Улан-Удэ крайне тяжелым. Так, если в 2016 году собственные доходы города (без учета межбюджетных трансфертов) составляли 3,7 млрд рублей, то в 2017 году эта сумма сократилась до 3,18 млрд рублей.

Ситуация с нехваткой средств длится не первый год, усугубилась она в 2003 году с увеличением полномочий города — с 27 до 43, однако объем средств на выполнение полномочий остался прежними. По словам Татьяны Базякиной, «общий объем средств, необходимых на их решение для города, определен только на 50%». При этом Базякина отметила, что город является донором республиканского бюджета. В 2015 году с территории города налогов было собрано на сумму 21,4 млрд рублей, назад вернулось только 2,6 млрд рублей, 1,8 млрд рублей ушло в федеральный бюджет, 16,9 млрд рублей осталось в республиканском.

Положение города усложняется огромным муниципальным долгом. На 1 января 2017 года он достигнет 2,7 млрд рублей, то есть 89% от объемов собственного дохода городского бюджета. Татьяна Базякина в очередной раз напомнила, что основная часть долга появилась по решению правительства Бурятии. Около 1 млрд рублей город занимал в 2001 — 2005 годах на погашение задолженности потребителей перед ОАО «Бурятэнерго». За счет привлечения кредитных средств в сумме 539 млн рублей финансировалось строительство пристроя БСМП. И хотя с 2013 года вопросы финансирования здравоохранения переданы в полномочия правительства республики, долг до сих пор выплачивает город. Бюджетный кредит на сумму 547 млн рублей администрация Улан-Удэ привлекла для строительства транспортной развязки на пересечении улиц Куйбышева и Балтахинова.

Серьезность проблемы подчеркнул заместитель мэра Алексей Хандархаев. На его взгляд, дальнейшее недофинансирование не только остановит развитие инфраструктуры города, но и приведет к многочисленным авариям.

— У нас процент старения — 70 по сетям и 80 по котельному оборудованию. Мы не можем остановить процесс старения. О каком движении речь? Вот недавно авария на ТЭЦ-1 на основной резервной нитке. А если бы это было зимой, если минус 40 за бортом? Это к остановке ТЭЦ-1 могло привести. Цена вопроса порядка 20 млн. В Советском районе клубок проблем — коррозия пошла. Ни один инвестор в город не зайдёт, если нет сетей, логистики, коммуникаций. А денег на это нет, — заявил Алексей Хандархаев.

В качестве решения администрация города предлагает ряд мер. Это внесение изменений в закон РБ о межбюджетных отношениях, а также предоставление городу из республиканского бюджета бюджетного кредита на сумму 1 млрд рублей для погашения кредитов коммерческих. Неадекватным представляется администрации объем субсидий для города. В республиканском бюджете на 2017 год сумму субсидий предложено увеличить с 312 млн рублей до 497 млн рублей.

По мнению Александра Голкова, все эти шаги позволят вернуться к «принципу справедливости» при распределении средств республиканского бюджета.

— Жители города Улан-Удэ хуже всех обеспечены бюджетом. Бюджетная результативность на одного жителя города — 51 тыс. рублей. А бюджетная обеспеченность — чуть больше 14 тыс. рублей. Существующий закон является существенным экономическим тормозом для развития города. Мы устали от этой риторики, многие специалисты называют это региональным эгоизмом, — сказал Александр Голков.

Согласился с этим и Валерий Яковлев, занимавший пост председателя горсовета в 1992 — 1996 годах, ныне член Общественного совета: «Хотя бы на три года закрепите за городом эти бюджетные отчисления, чтобы город понимал, за что он должен увеличивать доходную базу. У городской власти сегодня реально нет никакого стимула, как и у других муниципалов, для того, чтобы увеличивать доходную часть бюджета».

Общественный совет решил обратиться с открытым письмом к правительству Бурятии и Народному Хуралу РБ, чтобы добиться с их стороны необходимого взаимодействия. Вопрос об изменениях в республиканский закон о межбюджетных отношениях депутаты Народного Хурала рассмотрят на очередной сессии 17 ноября.

Политический козырь

Набирающая обороты конфронтация между городом и республикой интересна еще и тем, что Александр Голков впервые выступил со столь открытой и непримиримой критикой правительства. Он вспомнил и наболевший вопрос о детском питании: «В законе федеральном четко разграничены понятия организация питания и финансирование питания. В законе сказано, что финансирование питания входит в обязанности субъекта, наши полномочия — это организация питания: это столовые, персонал, контроль качества». Мэр уточнил, что администрация будет решать проблему в суде.

По его словам, республика также переложила на город и обязанности по финансированию общественного транспорта.

— Первый зампред каждый год позволяет себе недопустимые высказывания в адрес города Улан-Удэ: «Куда вы там деньги деваете?». Как куда? Хочешь проверить — проверь, — не скупился на выражения Александр Голков, вспоминая, что в городе в отличие от республики нет проблем с неосвоением бюджетных средств.

После первого зампреда правительства РБ мэр «прошелся» и по руководителям министерств: «Вот идет проектирование бюджета, мы встречаемся с депутатами Народного Хурала, обсуждаем все эти вопросы. На заседание первые лица – ни министр финансов, ни министр экономики просто не пришли, отправляют статистов. С кем я должен решать этот вопрос? С вахтером?».

Имя главы Бурятии Вячеслава Наговицына на заседании Общественного совета не было озвучено ни разу, однако, по всей видимости, главный вызов Александр Голков бросил именно ему. Как неоднократно упоминалось, проблема недофинансирования города со стороны республиканского бюджета стоит уже давно, фактически с 90-х годов. Однако в форме публичного скандала она возникла именно сейчас — накануне принятия нового республиканского бюджета.

Значит ли это, что Александр Голков оценил ослабление позиций главы и определился, наконец, со своим местом в политической борьбе, мы узнаем уже очень скоро. Однако, как бы это странно не звучало, но бедственное положение региональной столицы для его руководителя превратилось в своеобразную козырную карту.

— Если наступит 2017 год и не будет принята какая-то дорожная карта, план решений на ближайшее трехлетие, то, конечно, будет понятно — что-то происходит не так. Мы ставим им вопросы, эти вопросы не слышат, на публичных слушаниях затыкают рот нашим выступающим. Наивно полагать, что корову можно доить все время и не кормить, — резюмировал мэр Улан-Удэ.

Кол-во просмотров: 1339

Поделиться новостью:


Поделиться: