23.12.2024 09:20
эксклюзив
ЭКСКЛЮЗИВ
В канун Нового года жителям Бурятии рассказали про современный Русский театр
Фото: Татьяна Никитина

В канун Нового года жителям Бурятии рассказали про современный Русский театр

     22 декабря коллектив Бестужевского театра вновь отметил день рождения. Сегодня театр продолжает творить, следуя давно провозглашенному кредо: «Главное событие в театре — это встреча со зрителем».

     Современная театральная афиша Русского театра открывает огромные возможности выбора для зрителей всех возрастов, вкусовых предпочтений и эмоциональных запросов. Жанровая палитра премьерных спектаклей очень разнообразна, почти каждая постановка становится открытием талантливых актерских и режиссерских имен. Художественное руководство уделяет большое внимание сценографии, музыкальному оформлению спектаклей, всем компонентам, помогающим создавать качественные театральные тексты, которые интересны не только экспертам, но и всем, кто интересуется искусством и культурой. Нельзя не отметить, какой быстрый отклик в творческом процессе Русского театра находит современный запрос государства и общества на патриотическое воспитание, сохранение семейных ценностей, обращение российских народов к своим истокам.

     В июне 2023 года состоялась премьера спектакля «Жить или Нежить» молодого режиссера Надежды Разуваевой, которая порадовала зрителей интересной, талантливой работой. Театр не раз обращался в своих спектаклях к русскому фольклору, это и инсценировки народных сказок, и использование народных песен в музыкальном оформлении постановок, но славянская мифология впервые привлекла внимание режиссера и воплотилась на сцене в форме «мифической фантазии». 

    В интервью на страницах газет, в соцсетях и других медийных пространствах режиссер рассказывала, какой сложный путь она проделала прежде, чем появился авторский текст. Режиссер упоминает имя выдающегося исследователя русского фольклора Владимира Яковлевича Проппа, к работам которого она обращалась при реализации замысла. Такое серьезное и глубокое погружение в материал наверняка определило успех проекта. Волшебная история создана по всем канонам и алгоритмам классической народной сказки, о которых подробно пишет Владимир Пропп в исследовании «Морфология сказки» (1928 г.)  

    Начинается спектакль рассказом о жизни людей в дохристианскую эпоху, о Правде и Кривде, о событиях, происходящих в стародавние времена. 

Главный герой, Игорь, сын Олегович, проделывает путешествие по разным стихиям и пространствам, где встречается с обитателями лесов, рек и озер, вступает с ними в борьбу, пытается их одолеть, но силы неравны. По словам Игоря, на борьбу с Кривдой его выдвинул народ, он должен проявить богатырскую силу, ум, храбрость, чтобы помочь людям. Образ Игоря воплощает на сцене актер Роман Гаврилов, его герой, добрый молодец,  и с Велесом, и с Бабой-Ягой, и с Кикиморой  справляется, даже от Русалок выходит сухим из воды, но, так как сказка написана все-таки для взрослых, не может устоять перед женскими чарами Кривды, что в итоге и губит его.

     Роман Гаврилов, как всегда, увлекает актерской игрой, наделяя свой образ и узнаваемыми чертами сказочного богатыря, и одновременно простого человека, смешного, слабого, но в любых обстоятельствах органичного и вызывающего доверие зрителей. 

    Рядом с Игорем оказывается Шишига (арт. Геннадий Попов), обитатель леса, добрый, тянущийся к людям, постоянно выручающий Игоря из трудных ситуаций, именуемый в научной классификации «помощником». Геннадий Попов весь спектакль работает вприсядку, оправдывая традиционное представление об этом существе, что оно маленького роста.  Созданный образ артистом очень правдив, в каждой ситуации доказывает  преданность Игорю. Шишига до последней минуты борется за спасение героя, которого искренне полюбил, поэтому после встречи с Правдой он навсегда остается в мире людей и становится Домовым. 

   В постановке, кроме хорошо известных сказочных героев, русалок, леших, кикимор, представлены малоизвестные сущности славянской мифологии: Алконост, Велес, Макошь, Полуночница, Кривда, Правда.  Каждый персонаж наделен характером, буквально вылеплен режиссерской фантазией из уникальной пластики, которая поддерживается, продуманными до мелочей сценическими костюмами, деталями, наполненными смыслами, цветовыми акцентами, прическами и париками, гримом. Особенно фантазийны женские образы, от которых невозможно оторвать глаз, костюмы фееричны, объемны, великолепно вписаны в пространство и создают ощущение завораживающего движения, естественности и эстетического восторга (художники по костюмам Светлана и Александра Пузаковы)

      Режиссер создала богатую палитру звуков, интонационный монолог для образного решения каждой героини: «юной» Бабы-Яги, Макоши, Кривды, Русалки. Женские героини говорят со зрителем придыханиями, стонами, какими-то фантастическими звукоподражательными слогами, все это в сочетании с богатыми тембральными данными актрис (Алена Байбородина, Екатерина Белькова, Анастасия Турушева, Ольга Кудряшова, Елизавета Михайлова и др.) и околдовывающей пластикой (режиссер по пластике Евгения Герасимова), создает чудесную энергию женского обаяния, магии и коварства. Даже если бы высказывание   постановщика ограничилось только демонстрацией сказочных существ, это уже стоило бы зрительского внимания. Все события разворачиваются в фантазийном сценическом пространстве, залитым  мастерски подобранным светом, и по цвету, и по его интенсивности, создавая иллюзию волшебного мира, помогая зрителям ощутить таинственность и красоту созданной вселенной (художник по свету Наталья Гара). Музыкальное оформление гармонично сопровождает сценическое действие, подчеркивает звучанием режиссерский замысел, четко организует композицию спектакля: зачин, основное действие, финал (музыкальное оформление Никиты Богданова и Олега Соболева)

      У Надежды Разуваевой добрый молодец, сын Олегович, не справляется с миссией, на которую его подвиг народ, Кривда побеждает, герой оказывается «ложным». История о походе Игоря, сыне Олеговича, не устоявшем перед искушениями, повествует о том, как нелегко, а порой невозможно без веры и помощи каких-то высших сил преодолеть Зло и Коварство.

     Финальная сцена, мажорная, массовая, с танцами, музыкой, расцвеченная яркими костюмами, плящущим и поющим народом, утверждает, что Правда, неискоренимая в народе и неподвластная никаким силам, всегда побеждает и творит чудеса!

     Так мифическая фантазия про Игоря, сына Олеговича – история о путешествии в мир древних народных верований, обращает нас к современности и ставит    простые вопросы: «Жить или Нежить, Правда или Кривда?»  

    Сегодня тема правды звучит, как никогда актуально и злободневно. На церемонии вручения медалей военнослужащим в День Героев Отечества, 9 декабря 2024 года, Президент России Владимир Владимирович Путин сказал: «Покорить, сломить Россию никому не удастся. На нашей стороне правда, и сила оружия, и сила духа».

 

 Автор: специалист Союза театральных деятелей Республики Бурятия Наталья Головина

 

Кол-во просмотров: 1377

Поделиться новостью:


Поделиться: