Все новости
Культура |
21.02.2022 | 12:44
В Бурятии рассказали, как правильно преподносить хадак и что он означает
Фото: Александр Гармаев

В Бурятии рассказали, как правильно преподносить хадак и что он означает

Очень важно дарить хадак от всего сердца и только с благими мыслями и пожеланиями, но ни в коем случае для протокола или «галочки»

В культуре и религии любого народа есть почитаемые и уважаемые символы. У бурятского одним из таковых является хадак – полотно ткани, которое принято преподносить  божествам, завязывать в знак почтения в сакральных местах, дарить ламам и уважаемым людям. Мы расскажем вам историю традиции преподношения хадака – на какой случай и как правильно преподносить хадак. В этом нам помог проректор буддийского университета «Даши-Чойнхорлинг» им. Д. Д. Заяева Жаргал лама Дугданов.

В трудах Агван-Нимы Ринпоче, который был настоятелем «Гоман дацана», сказано, что традиция преподношения хадака уходит корнями во времена Будды Шакьямуни. Согласно сказаниям сутры «Додэ-Галсан», один монах, поднося одежду Будде, достиг состояния Бодхичиты – высшего сострадания. А сострадание, как и просветление, является наивысшей степенью развития человеческого разума. И с тех пор заложена традиция подношения хадака, чтобы даруемый обрел состояния Бодхичиты, то есть высшего сострадания ко всему сущему.

Дальше, когда буддизм стал распространяться в Тибет, традиция подношения хадака имела некоторое проникновение в традиционную культуру тибетского народа. У тибетцев есть обычай – когда человек покидает этот мир, то есть завершает свой жизненный путь, жерди соединяют между собой веревочками и на них завязывают полотна  в виде узелков. Таким образом получается своеобразная лестница, по которой душа усопшего взбирается и достигает высшего перерождения.

Еще есть история о том, когда тибетский царь Суранзан-Гомбо, являвшийся перерождением Очирвани, во время церемонии своего бракосочетания с китайской принцессой также преподнес ей в знак счастливого и долгого совместного жития полотно ткани. Таким образом, мы знаем, что есть 3 значения преподношения хадака:

1) как одежда Будды: в знак пожелания обретения состояния Бодхичиты – наивысшего сострадания ко всему сущему;

2) уход в лучший мир: в знак пожелания перерождения в высшем мире;

3) долгая и счастливая жизнь:  пожелание долгой и счастливой жизни.

Все вышесказанное можно обозначить понятием «счастье». То есть преподносить с пожеланиями счастья. На хадаках наносят или вышивают рисунки со знаками счастья, такие как рыба, зонт и др. Всего знаков, символизирующих счастье в буддизме, восемь.

А теперь разберем, кому, когда и по какому случаю принято дарить хадаки согласно цветам. Принципиально важно дарить хадак разрезом вперед, а тыльной стороной к себе. Если разобрать само значение слова хадак, то часть «ха» означает «рот» (по-бурятски в значении «амhар») или «лицо»;  «дак» – «названный». То есть «ха дак» – это дословно «лицо названное».

Если мы преподносим хадак лицу по возрасту, статусу выше себя, то он надевает его на шею, возможно, и самим надеть ему. Как правило, преподносим ламам, учителям, родителям или старшим – в знак почтения, подчеркивая свое уважение  одаряемому. В случае если преподносим равному, то  – в руки, вернее, хадак кладут сверху на его руки.

Хадаки бывают 5 и реже 6 цветов. Подробнее расскажем об их различии.

1) Белый цвет. Белый хадак преподносят с благими, чистыми помыслами, с пожеланиями всего лучшего. Символизирует усмирение, успокоение. Из послания Пандидо Хамбо ламы Даши-Доржо Этигэлова: преподнеся Будде белый хадак, можешь избавиться от темного невежества. Можно полагать, что белого цвета хадак принято преподносить Будде. Тибетцы говорят, что белый хадак символизирует белые облака, и они в основном преподносят именно белый хадак.

2) Желтый цвет. Он олицетворяет собой распространение веры, Учения Будды. Его преподносят великим учителям, как Далай ламе, Хамбо ламе, ширетуям (настоятелям) дацанов, чтобы они продолжали Учение. Его принято преподносить на алтарь или ламам. Мирянам нельзя дарить хадак желтого цвета.

3) Синий цвет. Согласно толкованиям тибетских словарей, синий хадак иначе называют «монгольский». То есть монгольские народы ввели традицию дарить синий хадак. Синий цвет олицетворяет небо. Это связано с культом тэнгрианства и связанными с ним символами. Монгольские народы преподносят синий хадак. Он олицетворяет гневные божества, символизирует подавление гнева и побуждает к действиям. Это все связано с характером и системой ценностей монгольского народа. Потому синий цвет хадака нам ближе, нежели белый.

Монгольским народам покровительствует Очирвани, а синий хадак является символом божества Очир-Дари, который сам синего цвета. Как мы понимаем, все эти сочетания неспроста и глубоко взаимосвязаны с религиозными и мировоззренческими, ментальными ценностями народа.

4) Зеленый цвет. Это символ активности или ускорения процесса, решения/разрешения общих дел. Преподносится он божествам, чтобы благополучно решились общие дела. Как правило, его преподносят на алтарь, мысленно желая скорейшего решения дел.

К примеру, в пантеоне богов буддизма есть богиня Зеленая Тара, которую мы призываем мгновенно, молниеносно помочь в сложной ситуации. Из послания Пандидо Хамбо ламы Даши-Доржо Этигэлова: хадак подносят, чтобы обрести знание. Практики дарить его ламам или мирянам нет.

5) Красный цвет. Это особый цвет, он символизирует завершение служения. Хадак красного цвета подносят к концу миссии восокопочтенного ламы. Его не может подносить каждый, а именно тот, кто может заменить его на этом посту или в Учении, то есть преемник. Преподнося мирянам хадак красного цвета, мы призываем подчинение своего сознания, обуздываем свое сознание, тем самым освобождая само сознание от перерождений, и устремляемся к выходу из круга сансары.

6) Черный цвет. Да, есть и такого цвета хадак. Он очень редко используется, лишь в особых ритуалах, и посвящается чрезвычайно гневным божествам. Для подавления гнева, гневных существ, негативных эмоций.

Если выстроить своеобразную пирамиду, то можно образно увидеть следующую картину:   на самом верху – белый цвет как символ успокоения, далее следует желтый цвет, олицетворяющий распространение Учения. Потом идет синий цвет, означающий жесткость, а завершает цветовую гамму красный цвет власти. А оставшиеся 2 цвета, зеленый и черный, находятся под этими цветами. Когда хадаки всех цветов связываются в один узел, он символизирует единую нить сутры, непрерывающуюся ритуальную нить. Ярким примером соприкосновения к этой ритуальной нити является поклонение  нетленному телу Хамбо ламы  Даши-Доржо  Этигэлову, в руках которого та самая ритуальная нить  в виде единого узла из хадаков этих цветов.

Очень важно дарить хадак от всего сердца и только с благими мыслями и пожеланиями, но ни в коем случае для протокола или «галочки». Поэтому, преподнося хадак, мы мысленно желаем то, что символизирует цвет хадака.

 Автор: Эрдэни Дагбаев

 

Кол-во просмотров: 1693

Поделиться новостью:


Поделиться:

Похожие новости
Новости 25 - 30 из 538
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | Конец