В Бурятии омбудсмен по правам ребенка разъяснила, что делать, если ребенок столкнулся с травлей 

Наталья Ганькина рассказала о внедрении в образовательных учреждениях системы школьного примирения
Общество |
Фото В Бурятии омбудсмен по правам ребенка разъяснила, что делать, если ребенок столкнулся с травлей 
Фото: Зорикто Дагбаев

Дети – самое ценное, что есть у человека. В них все наши надежды, чаяния, радости и жизненные сложности, поэтому государство учредило для защиты прав ребенка специальную должность. Омбудсмен – тот чиновник, который знает о детях все. Что происходит с нашими детьми – об этом сегодняшний разговор с уполномоченным по правам ребенка в Республике Бурятия Натальей Ганькиной.

Наталья Викторовна, дети какого возраста обращаются к вам?

В основном ребята старше 14 лет, старшеклассники 8 – 11-х классов, студенты, дети-сироты и, конечно, взрослые. Очень много обращений приходит от детей-сирот по вопросам их жилищных прав, обеспечения жильем. Я напрямую, в силу того, что они уже совершеннолетние, не могу в судебном порядке защищать их права. Но в Бурятии действует закон о бесплатной юридической помощи для этой категории, имеющей право на адвоката в рамках бесплатной юрпомощи по вопросу инициирования в суде права на жилье.

Стараюсь как можно шире освещать свою деятельность, выезжая в детские коллективы, всегда говорю, как можно ко мне обратиться: обычным письмом, либо через электронную почту, либо социальные сети. Если в процессе переписки выясняется, что есть нарушения прав и для решения вопроса нужны персональные данные либо согласие на обработку персональных данных, мы даем телефон приемной, для того чтобы заявитель мог предоставить необходимые сведения.

В 2021 году число таких обращений выросло на 15,5% (с 817 до 943 обращений).  Это не только жители нашего региона, а также Подмосковья, Сахалина, Хабаровска, Волгограда. Традиционно поступают также обращения от мужчин и женщин, находящихся в местах лишения свободы и утративших связь с детьми. Помогаем подросткам, которые находятся в воспитательной колонии и  перед освобождением изъявляют желание связаться с родителями, восстановить связи, телефоны.

По статистике, каждое четвертое обращение, направленное уполномоченному по правам ребенка, связано с травлей в школе и социальных сетях. А какая ситуация с этим в Бурятии?

– Согласно итоговому докладу федерального уполномоченного, каждое четвертое обращение было связано с травлей, притом что по результатам прошлого года увеличилось и в целом количество обращений. Поэтому с этого года в отчетность  введен такой региональный показатель, как число случаев травли в школе, а каков этот показатель, мы узнаем по истечении этого периода.   

Конечно, такие обращения в мой адрес поступают регулярно. К примеру, на сегодня работаем с городской школой, где родители и преподаватели высказывают в чате  пожелания об одном ребенке, которые требуют моего реагирования. У ребенка достаточно высокие достижения в спорте, но не в учебе. Я выехала в школу, пообщалась с каждым взрослым, и сейчас коллектив учителей и родителей работает над тем, чтобы исправить ситуацию.  

Необходимо понимать, что конфликты – это тема, которую за месяц не решить. Конфликтная ситуация, как правило, копится долго, в нее втягивается много участников, и здесь нужен комплексный и длительный процесс, чтобы отношения нормализовались. Я всегда удивляюсь, когда взрослые настаивают, чтобы нежелательного ребенка непременно перевели в другой класс или школу. Когда прихожу на родительские собрания, то начинаю разговор с того, что каждый ребенок имеет право на образование. Лишить его этого права я в силу морального и законодательного права не могу.

У нас в большинстве случаев смена школы единственный выход для всех.     

– Задача всех взрослых сделать так, чтобы право на образование у такого ребенка было реализовано в полной мере, равно как и у других детей. Взять и перевести кого-то куда-то  не выход. Никто не гарантирует, что там не начнет происходить то же самое. Поэтому нужно работать над тем, чтобы дети могли получать образование в комфортных условиях, не подвергаясь травле и конфликтам. Если такое произошло в классе, родитель должен вести переговоры с классным руководителем, с родительской общественностью. Если классный руководитель не может справиться, у нас есть заместитель директора по воспитательной части, школьный психолог.

Кроме того, в Улан-Удэ есть центр диагностики и консультирования, куда всегда можно обратиться за бесплатной консультацией. Существует соответствующее мобильное приложение, своего рода психолог под рукой, которое можно скачать каждому подростку на телефон и он в онлайн-формате сможет задать вопрос. Есть федеральный детский круглосуточный телефон доверия. Детский телефон доверия есть и в Улан-Удэ, по нему  всегда можно получить первый экспресс-совет – как-то справиться с волнением, с негативной оценкой твоей деятельности и др. Варианты помощи существуют, главное – о них знать.

Подводя итоги этой работы, я бы сказала, что на самом деле все конфликты похожи. Результаты психологических исследований показывают, что детям комфортно друг с другом, у них есть свои друзья, им приятно ходить в школу. Сложности возникают между родителями, у которых разные способы воспитания, разные подходы, взгляды, взаимоотношения между собой, и это, к сожалению, отражается на детях.

Тогда кто защитит ребенка?

– Когда я встречаюсь с детьми, всегда говорю, что главные ваши защитники – это мама и папа. Если что-то случилось, нужно обращаться к ним. Если вдруг рядом не оказалось родителей, значит есть классный руководитель либо другой авторитетный взрослый. Если уже совсем некуда обращаться, есть я. Мои институты, телефоны и специалисты всегда открыты, готовы помочь в разрешении сложных ситуаций.

Дети порой обращаются с такими вопросами, которые взрослым кажутся несерьезными, а для ребенка это важно: к примеру, можно ли прийти в школу с зеленым цветом волос, поменять школьное образование на семейное, хотя от этого отговаривают учителя, потому что впереди сложный процесс сдачи ОГЭ и т.д.

И что вы отвечаете про зеленый цвет волос?

– Что все права, обязанности и правила должны содержаться в уставе образовательной организации. Если уставом это позволено – то можно, если нет – тогда  надо задуматься над тем, чтобы подобрать такой цвет волос, который позволяет данная школа.

В свое время экс-депутат горсовета Индира Шагдарова на уровне города создала институт уполномоченных, который благополучно прекратил существование как только она покинула свой пост. В каждой школе мы могли видеть стенд с портретами, номерами телефонов всех детских уполномоченных, включая школьного, республиканского и российского, а сегодня таких стендов там нет. Знаете ли вы лично школьных уполномоченных?

– Часто выезжаю в учебные заведения и смотрю, какие механизмы защиты детей там есть. Могу сказать, что сейчас в школах делается упор на развитие служб школьного примирения либо служб школьной медиации, куда входят работники школы, представители родительской общественности и сами школьники. Когда ко мне обращаются с жалобами по поводу конфликтных ситуаций, я всегда спрашиваю, есть ли в школе служба примирения? По статистике, у нас служб школьного примирения в два раза меньше, чем образовательных учреждений. Нужно развивать эти службы, потому что примеры того, как они действительно работают, говорят, что это достаточно эффективный инструмент.  

Кстати, 16 марта на базе 47-й школы Улан-Удэ был проведен большой семинар среди руководителей образовательных организаций и их заместителей как раз по развитию служб школьного примирения. Проводились и пленарные заседания, и открытые уроки с детьми. Им рассказывали, как разрешить конфликт, давали задания, и ребята прямо на уроке могли разрешить какую-то конфликтную ситуацию. То есть этому можно обучиться. Хочу сказать, что в ноябре прошлого года сама на дистанте прошла обучение и получила диплом о профессиональной переподготовке как раз по квалификации медиатора, чтобы говорить об этом уже на профессиональном языке.

На собственном опыте убедилась, что это работает, что взрослые отзывают свои заявления из суда и договариваются мирным способом, решая вопрос с ребенком. Поэтому мы и дальше с органами управления образования будем развивать институт медиации и модернизировать институт школьных уполномоченных.

В республике утвердили концепцию безопасности детей до 2025 года. Там говорится, что показатель гибели и травматизма детей до 18 лет составляет 157 случаев на 100 тыс. человек. Как выглядит Бурятия в этой связи по сравнению с другими регионами?

– Расскажу, как создавалась эта концепция. На протяжении пяти лет по инициативе федерального уполномоченного по правам ребенка Анны Кузнецовой по всей стране проводилась акция «Безопасное детство» в зимний и летний периоды. Во всех муниципальных образованиях, регионах проходили разовые акции по обследованию опасных объектов, прибрежных линий и т. д. И мы ежегодно подводили итоги этой акции, видели, что объектов обследуется больше, благодаря этому снизились случаи травмирования детей от внешних причин именно на опасных объектах.

Анна Юрьевна Кузнецова, подводя итоги летней акции «Безопасное детство», высказала такое предположение, что нам нужно предусмотреть постоянно действующие мероприятия и в целом создать стратегию безопасности детей в России. Эта инициатива была поддержана президентом РФ. Дано поручение министерству просвещения РФ   разработать стратегию обеспечения безопасности детей. Пока работа идет по формированию такого федерального документа на местах. Мы с коллегами решили принять документы на уровне республики, стратегические, постоянно действующие, которые объединили бы усилия всех министерств, ведомств, заинтересованных в обеспечении безопасности детей.

В июле прошлого года я озвучила предложение о создании системного документа зампреду правительства Вячеславу Цыбикжапову. Инициатива была поддержана, мы создали рабочую группу из представителей Следственного комитета, МВД, Линейного отдела МВД на транспорте, республиканской службы жилищного надзора и других ведомств. 14 марта 2022 года было подписано распоряжение, в рамках которого до 2025 года будем работать над тем, чтобы гибель и травмирование детей от внешних причин сокращались. Цифру, которую вы озвучили, мы  взяли исходя из тех показателей, которые у нас на сегодня имеются: это утопления, травмирование от ДТП, при пожарах,  на ж/д транспорте и гибель, что в целом составило 157 случаев. Если сравнивать с Иркутском и Московской областью, они включили только гибель детей.

Как часто приходится изымать детей из семей?

Вопрос семейного неблагополучия мониторится на постоянной основе и нами, и на местах специалистами органов опеки. В круглосуточном режиме вместе с подразделениями по делам несовершеннолетних принимают заявления, сигналы о семейном неблагополучии. К сожалению, по итогам 2021 года более 250 детей было изъято из семей и только 26 из них вернули обратно.

У нас в Бурятии существует хороший проект «С чистого листа». Это инициатива органов системы профилактики нашего региона, которые понимают, что одна из причин происходящего в семьях – злоупотребление алкоголем. В рамках проекта в 2020 году 11 родителей прошли лечение, в 2021 году – еще 21 человек. Более 70% людей, получивших такую помощь, вернулись к нормальной жизни и забрали детей из социальных учреждений. И это, как правило, женщины.

В республике в рамках госпрограммы по профилактике правонарушений несовершеннолетних также работает проект «Старший брат», где с ребятами, стоящими на учете, встречаются политики, спортсмены и своим примером вовлекают детей в общественно полезную деятельность.  

В процессе своей работы в столице Бурятии вы обнаружили многодетную семью, годами живущую без документов. Посещая школу, дети не имели свидетельств о рождении и других необходимых документов. Понесли ли наказание ответственные лица за сей инцидент?

Об этой семье мы узнали в декабре 2020 года, и на сегодня ситуация до конца не разрешена. Нам эта семья стала как  родная, и мы поставили себе цель: как придет первая выплата, тогда спокойно можем сказать, что ситуация доведена до логического завершения. Действительно, семья долго жила без документов, то есть мама 30 с лишним лет жила по справке о рождении, и дети тоже. И когда все это вскрылось, я обратилась в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав района, это как раз межведомственная структура, где представлена медицина, образование, соцзащита для того, чтобы они комплексно и оперативно решили проблемы этой семьи. Подключились органы службы ЗАГС, сделали детям документы, благодаря этому девочка смогла сдать ЕГЭ.

Кроме обращения в КДН, я обратилась в прокуратуру района, чтобы узнать, как детей зачисляли в образовательные учреждения, как они получали медпомощь. Прокуратура выявила нарушения в деятельности органов системы профилактики и должностные лица наказаны. 

Сегодня ситуация в семье такая: мама получила паспорт, но для того чтобы получать меры соцподдержки, нужно иметь прописку. Ее у матери не было, поэтому совместно с минсоцзащиты Бурятии мы искали варианты. 16 марта этого года было внесено изменение в постановление правительства республики, которое позволяет получать пособия лицам по фактическому месту проживания. Мама уже подала заявление на выплаты по каждому ребенку и уже со следующего месяца  начнет их получать. Кроме того, она должна подать также заявление на оформление материнского капитала.

Таким образом мы помогли Российской Федерации найти пять граждан, ведь в семье живет также бабушка, у которой был только паспорт СССР, а по нему она не могла получать пенсию. Поэтому мы попросили Пенсионный фонд города, чтобы специалисты сопроводили ее для подготовки необходимых документов для назначения пенсии. Мы меняли ей паспорт, она в судебном порядке устанавливала свою личность. После замены сопроводили в Пенсионный фонд города, после чего была назначена пенсия.

При уполномоченном по правам ребенка у нас создан детский общественный совет. Знаю, что это ваша инициатива. Какова цель этого совета и кто входит в его состав?

Да, это такая моя гордость. Совет был создан в ноябре 2020 года, в него вошли старшеклассники с активной жизненной позицией, готовые искать информацию и передавать ее мне. То есть это такой мостик между мной, взрослым человеком и детьми, когда они могут донести свою позицию.

Ребята активно работали в 2021 году, инициировали ряд проектов, один из них – «Узнаем лично», где дети встречаются с руководителями министерств, ведомств, могут задать вопросы. Как правило, детей интересует путь к успеху и какое образовательное учреждение стоит выбрать. Ребята встретились с руководителем СК Бурятии, главным судебным приставом, главой Бурятии, ветеранами. Работа продолжается и в этом году. 

Данная форма организации используется уполномоченными практически по всей стране. В ноябре 2021 года состоялась первая онлайн-встреча федерального уполномоченного, вновь назначенного, с ребятами со всей страны, с членами детских общественных советов регионов. Итогом встречи стала хорошая новость, что у нас создается федеральный общественный детский совет при президенте РФ по правам ребенка. И очень радует, что в состав включен представитель от Бурятии – наш председатель Дмитрий Юшманов из Северобайкальска. То есть мнение наших ребят будет услышано на таком высоком уровне.

 Наш детский совет – это такой постоянно обновляющийся орган, потому что дети меняют место жительства либо по каким-то причинам уходят. И мы всегда рады новым членам. Если у ребят есть желание стать ближе к правозащитному детскому институту, то добро пожаловать. Очень важно слышать детей, понимать, что их волнует. И мы, исходя из этого, можем строить свою деятельность и вносить предложения в органы власти.

Кол-во просмотров: 806

Поделиться новостью:


Поделиться: