Минус Загза: чего еще не найдут туристы на Байкале этим летом

О чем рассказали предприниматели, много лет занимающиеся туризмом на Байкале
Общество |
Экономика |
Спорт |
Происшествия |
Здоровье |
Политика |
Культура |
Туризм |
Любимые песни родителей |
Бурятия сегодня |
Фото Минус Загза: чего еще не найдут туристы на Байкале этим летом

Директор финансового агентства и председатель сообщества «Байкал» Алексей Котов 12 лет назад и представить не мог, что станет фанатом туризма Бурятии. Окунувшись в столь непростую тему, некогда скептически настроенный предприниматель в корне изменил свою точку зрения о невозможности туризма на Байкале. Сегодня владелец турбазы «Теремки» в поселке Старый Энхалук Кабанского района Алексей Котов сам консультирует начинающих бизнесменов в сфере туризма и всем сердцем болеет за экологию чистого озера.

Гибнут деревья

Как мы помним, легендарный лайнер «Титаник» ушел под воду из-за человеческой халатности. Столкновение с ледником командующему экипажу показалось незначительным событием, повлекшим за собой гибель тысячи людей. Ситуация, складывающаяся сейчас в прибрежной зоне Энхалука, не сопоставима с человеческими жертвами исторического кораблекрушения, но и здесь жители становятся свидетелями печального события: гибнут столетние деревья.

- Начиная с октября прошлого года, более 50 деревьев уже упало из-за повышения уровня воды в Байкале. Причину в этом вижу в несвоевременном выбросе воды Иркутской ГЭС. На данный момент уровень воды в Байкале в норме, но это ненадолго. Повышение его хотя бы на 30-40 сантиметров – и берег размоет волнами, - объясняет Алексей Котов.

Для спасения  лиственницы-старожила Алексей Котов с помощниками обложили ее 60 мешками с песком в высоту около 2 метров, но их вскоре смыло волнами.

Конец источнику

В Бурятии находится более 40 термальных источников и более 100 минеральных. Все они характеризуются различным химическим составом воды, минерализации и температуры. Азотно-метановый источник Загза в Кабанском районе известен своей целительной силой далеко за пределами Бурятии. Сюда приезжают лечить проблемы репродуктивной системы. Эффект от горячих ванн замечают больные с проблемами костей и суставов, нервной системы. Даже трудно поддающийся лечению псориаз отступает здесь под натиском природы.

Закрытие источника Загза в этом году стало настоящим ударом по туризму на Байкале. Согласно официальной версии, до Нового Энхалука была проложена труба, по которой вода из источника использовалась для хознужд. С такой версией не согласен председатель сообщества «Байкал» Алексей Котов. Он предполагает, что, скорее всего, закрытие источника связано с иными причинами.

Где очистные

Проблема отсутствия очистных сооружений, их изношенность являются огромной проблемой для Бурятии, а значит, и для туризма. В этом году по поручению Владимира Путина правительством России на решение этой проблемы республике выделили 14 миллиардов рублей. В проекте, в том числе, предусмотрено строительство очистных в Кабанском районе. Казалось бы, нужно радоваться, но представители сообщества «Байкал» переживают повторения горькой ситуации с очистными по программе «Подлеморье». Тогда «не успели» использовать бюджетные деньги из-за очень длительного процесса согласования строительства очистных сооружений.

Выбрали в 2012 году три участка на строительство очистных, но их забраковали по причине, как выяснилось, непригодности. Мы, предприниматели, трудно представляем, где находятся кадастровые границы. Эти данные есть у администрации района. Поэтому от лица тех, кто развивает туризм на Байкале, хочу обратиться к Минприроды помочь нам с поиском земель под очистные до того, как вся эта государственная машина начнет работать, - говорит Алексей Котов.

Приезжему на отдых жителю невдомек, что львиная доля денег в билете расходуется как раз на утилизацию отходов и подвоз питьевой воды. Так, например, раз в пять дней 11-кубовая машина вывозит отходы за 100 км до Селенгинска. Нетрудно представить, какие это суммы. Кроме того, раз в два месяца проводится экспертиза питьевой воды. Использование локальных очистных станций не дают 100-процетной очистки воды, а значит, турбазы вновь вынуждены идти по кругу «отвоз-привоз». По словам Алексея Котова, эти денежные средства куда полезнее было бы расходовать на улучшение сервиса, развитие инфраструктуры. Например, на закупку квадроциклов, катамаранов, лодок, строительства детских городков.

Космическая вода

Похоже, туристическим анклавам, таким как Горячинск, Гремячинск, Энхалук, Сухая, Максимиха придется не одно десятилетие заниматься подвозом питьевой воды. А все потому, что о строительстве централизованного водопровода не было даже речи ввиду запредельных сумм на это предприятие. Согласно закону, каждый должен быть подключен к централизованному водоснабжению либо иметь скважину. Однако устройство на Байкале согласно нормативам 50-метровой скважины сегодня невозможно.

- Делать скважину диаметром в 50 метров в месте, где плотная застройка, само по себе невозможно. С 2015 года границы не менялись. В деревнях народу живет все меньше. Не видим больших строек, а значит вряд ли правительство здесь прислушается. Зона скважины на грунте может быть сокращена до 30 метров. Но у нас в Энхалуке пески, и поэтому это железно 50 метров. На законодательном уровне предполагалось введение такого понятия, как «правовая гильотина». Это бы означало изменение нормативного акта, который когда-то в 70-е годы был введен лесоохраной. Нам говорили, что его изменят, что нормы старые. Но на сегодня правило действует. Мы должны сначала получить лицензию на добычу воды. И доказать ее пригодность. А сегодня доказать пригодность воды можно только, если есть 50-метровая зона. И с этого начинается неисполнимость, - говорит Алексей Котов.

Байкал как синоним счастья

Председатель сообщества «Байкал», директор турбазы «Теремки» Алексей Котов уверен, что заниматься туризмом на озере, несмотря на все существующие острые проблемы, не только выгодно, но и увлекательно.

- Интересно наблюдать культуру других народов. Например, к нам приезжали туристы из Монголии. Были пожилые и молодые люди. Обычно по вечерам у нас проходят дискотеки. Ко мне подошла пожилая монголка и попросила включить вальс. И все эти дедушки, бабушки, одетые по-парадному в белые рубашки, пиджаки кружились в танце, а их молодежь тем временем терпеливо наблюдала. Видя это, я понимал, что для них приехать сюда на Байкал – это синоним праздника, счастья, - говорит Алексей Викторович.

На Байкале много баз, гостевых домов. Но их проблема – это отсутствие аутентичности, идентичности. Строят такие здания, как правило, нелегалы.

- Построенные из гипсокартона и профнастила, такие турбазы никак не характеризуют нашу республику. Они в сараюшках, каких-то курятниках принимают гостей и этим сильно подрывают имидж Бурятии. С нелегалами бороться очень и очень сложно, я это понимаю как юрист. Но если мы, легально работающие, не будем чувствовать поддержку со стороны правоохранительных, контролирующих органов и самой власти, то навести здесь порядок будет крайне сложно.

Опытный бизнесмен Алексей Котов считает, что главное правило в развитии туризма на Байкале – это не вмешиваться. В последние годы малый туристический бизнес испытывает особенное внимание и не всегда положительное.

- Мы понимаем, что Байкал – это жемчужина, национальное достояние, но мы не хотим чувствовать себя теми людьми, которых отнесли к вредителям. Принято считать, что если мы живем на берегу Байкала, то по определению – мы вредители, потому что ходим ловить рыбу, лес рубим. Не нужно забывать историю. Мы всегда так жили 400 лет. Мои предки сюда попали 270 лет назад. Они рубили лес и ловили рыбу. Тогда не было туризма. Сейчас мы хотя бы туризмом занимаемся. Не нужно делать из нас преступников. Мы не чувствуем себя виноватыми в том, что мы здесь живем. Когда-то наши предки развивали Сибирь, присоединяли ее к России. Мы этим гордимся. А сейчас нас постоянно тыкают носом, что мы всячески портим наследие ЮНЕСКО. Это проявляется в словах, действиях некоторых проверяющих органов, которые приходят сюда с ощущением выискивать, наказывать, штрафовать. Какой же тогда туризм, если всё запрещено? От лица туристического бизнеса хотел бы сказать, что люди сами знают, как и что делать. Люди у нас далеко не дураки! Мы уверены, что будущее Бурятии – в туризме. Это то, на чём могут жить все деревни, местные жители. Целые страны живут туризмом, и мы не исключение, - уверен Алексей Котов.

Кол-во просмотров: 4341

Поделиться новостью:


Поделиться: