Власти Забайкалья хотят отказаться от услуг оператора ЗабТЭК и пойти по пути Бурятии

Губернатор Александр Осипов внезапно обрушился с критикой на «Забайкальскую топливно-энергетическую компанию»
Политика |
Фото Власти Забайкалья хотят отказаться от услуг оператора ЗабТЭК и пойти по пути Бурятии

Губернатор Александр Осипов внезапно обрушился с критикой на «Забайкальскую топливно-энергетическую компанию» — одного из крупнейших краевых операторов в области теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

В эфире «России-24» от 28 февраля глава региона в резкой форме высказал недовольство необходимостью компенсации выпадающих доходов компании, которые в кризисном 2020 году выросли в три раза — до 1,4 млрд рублей. Эти деньги, утверждает Осипов, ЗабТЭК просто «сосет из бюджета», обслуживая при этом лишь 100 котельных региона из 1 200. В связи с этим губернатор высказался за ликвидацию компании и построение системы, в которой теплоснабжение будет вестись без посредников.

«Главное, хорошо организовать работу котельной и её взаимосвязи с жильём, социальными объектами», — утверждает глава региона.

Комментируя выпад своего губернатора, забайкальские журналисты заметили, впрочем, что рост выпадающих доходов ЗабТЭКа связан с вполне объективными факторами, среди которых издержки на фоне кризиса и увеличение количества отданных в обслуживание объектов. Например, котельная в Атамановке, из-за которой городские власти Читы около трех лет боролись с руководством кирпичного завода, угрожавшим заморозить поселок. Это, к слову, далеко не единственный проблемный «актив» компании. ЗабТЭКу в принципе переданы наиболее затратные и нестабильные объекты, чем и объясняются столь высокие, по мнению Осипова, затраты при относительно невысоком (от общего числа) обслуживаемых котельных.

Так или иначе, но принятие таких серьезных решений, как ликвидация крупного оператора, невозможно при отсутствии альтернатив. Их у губернатора Забайкалья две: создание новой организации на «пепелище», оставшемся от ЗабТЭКа, или же полное упразднение структуры и передача каждой отдельной котельной в ведомство либо местных властей. Последними чаще всего выступают либо муниципалитеты, либо военные, в зависимости от того, какие объекты отапливаются.

Если говорить о первом варианте, то здесь трудно представить ситуацию, в которой новая компания избежит тех издержек, с которыми столкнулся ЗабТЭК — особенно если коронавирусный кризис продолжится, а власти региона продолжат нагружать оператора наиболее сложными в обслуживании объектами.

Что касается идеальной формулы Александра Осипова о «взаимосвязи котельной с жильем», то тут, увы, губернатор упускает слишком много вводных. Без отдела материально-технического снабжения, аварийных бригад, штата инженеров и техников, которые имеются у ЗабТЭКа, «взаимосвязь», увы, невозможна. Кроме того, в уже существующей компании функционирует учебный центр, а на ее балансе находятся собственные управляющие компании, которые пришлось создавать для поддержания жизнеспособности домов, за которыми было некому следить.

Сокращение этой структуры неминуемо приведет к уменьшению технических возможностей компании и росту аварий. Перенос же этой структуры в новую компанию рискует повлечь за собой лишь дополнительные финансовые и временные издержки, которые приведут лишь к получению аналогичного результата. И стоит ли в таком случае игра свеч?

Конечно, остается второй вариант — с упразднением структуры в принципе и последующей передачей объектов в собственность местных властей. И в этом отношении губернатору Александру Осипову и его команде крупно повезло, ведь прямо перед глазами у них имеется наглядный пример такого сценария в соседней Бурятии.

Большинство котельных республики находится как раз на попечении муниципальных властей. Поскольку в Улан-Удэ операторы все же имеются, то речь идет в первую очередь о районах, как и в случае с Забайкальем. Актуален для обоих регионов и фактор наличия воинских частей и других объектов Минобороны, где за тепло также отвечает местное руководство.

Каковы же результаты такой организации на практике? Говоря прямо, они не поражают воображение. Отсутствие единой ответственной структуры приводит к ситуации, когда, что называется, кто в лес, кто по дрова — разные районы и ведомственные подразделения обладают разными ресурсами и разной же инфраструктурой, а обеспеченность необходимым персоналом везде варьируется.

По сути, качество обслуживания каждого конкретного объекта здесь зависит от того, как местные власти обращаются с имеющимися у них средствами и возможностями. Увы, мизерные бюджеты подавляющего большинства районов (история также актуальная и для Забайкалья) почти никогда не позволяют им поддерживать вверенные им котельные на должном уровне.

Как результат — аварии. Они в Бурятии случаются особенно часто именно в районах, где оператора нет, зато есть суровые погодные условия и сложная логистика, из-за которых устранение последствий затягивается на несколько дней, а то и недель. Все это время люди вынуждены, что называется, крепиться.

Самый свежий пример — авария на котельной военного города Онохой-2 в Заиграевском районе в январе, ставшая при этом пятой по счету с декабря 2020 года. Месяцем ранее, в ноябре 2020 года, без отопления и горячей воды остались 6 593 человека, включая 2 300 детей, в Закаменске. А возвращаясь в Заиграевский район, там проблемы возникают не только у военных, и населенные пункты регулярно замерзают из-за проблем с углем из-за коррупции. И это еще один фактор риска «котельного самоуправления», невозможный при работе оператора.

При этом нельзя сказать, что проблема возникла недавно. Еще в 2012 году на федеральный уровень вышел инцидент с аварией на котельной в бамовском поселке Таксимо, где жители более 60 домов остались без тепла в 25-градусный мороз. Примерно тогда же замерз другой военный поселок, на этот раз в пригородном Сосновом Бору.

Проще говоря, большинство жителей Бурятии уже долгие годы существует в условиях, когда каждая зима может преподнести «сюрпризы» в виде аварии на котельной, а затем долгой ее починки из-за отсутствия оперативной группы, способной быстро ее устранить. И как это обычно бывает, самые сложные случаи приходятся на лютый мороз.

Поэтому соседям стоит крепко подумать перед принятием столь серьезных решений. Сфера ЖКХ всегда влечет за собой большие затраты и еще большие проблемы, но в суровых климатических условиях Сибири и Дальнего Востока наивно рассчитывать, что хуже быть не может. Может. И поэтому каждый шаг нужно взвешивать. Особенно такой серьезный, как ликвидация оператора.

Новая Бурятия

Кол-во просмотров: 1183

Поделиться новостью:


Поделиться: