Улица имени Дамдины Сухэ-Батора: социологический этюд

Помнят ли люди вождей революции?
Общество |
Фото Улица имени Дамдины Сухэ-Батора: социологический этюд

Наступивший 2021 год – это год столетнего юбилея Монгольской народной революции 1921 года. Пандемия коронавируса и длительные новогодние каникулы зародили идею проверить, а что помнят в России о событиях вековой давности в Монголии. Ведь ещё недавно практически каждый пионер знал о братской Монголии и о её борьбе за светлое социалистическое будущее. Но что осталось от этих знаний спустя тридцать лет с момента распада СССР? Самое первое, что пришло в голову, это выяснить, помнят ли вождей революции. Например, Дамдины Сухэ-Батора (1893-1923), главкома Монгольской армии, одного из основателей Монгольской народной партии – весомой политической силы и по сей день.

Если пойти на прогулку по крупнейшим книжным магазинам Улан-Удэ, то на полках и витринах можно встретить огромное количество книг о бароне Унгерне, адмирале Колчаке, генерале Пепеляеве. Удивительно, но тридцать лет назад такое же количество книг, да что там книг, марок, открыток, значков, было посвящено Сухэ-Батору. Его имя носят центральные улицы не только Улан-Удэ и Кяхты, но Иркутска и Барнаула. На первый взгляд, вроде бы всё на местах.

И вот ранним январским утром я и два моих коллеги вышли на улицу Сухэ-Батора в городе Улан-Удэ, чтобы спросить случайных прохожих о том, кем же был человек, чьё имя написано на указателе. Зимние условия определили режим опроса. Было решено работать в течение 4 дней по два интервала: утром и в обед. Распределились так: 50 человек утром, потом греться, 50 человек в обед. Встав на углу ближе к университетскому корпусу иняза, мы начали работать.

Насколько же увлекательна социология, не преследующая цели выполнить заказ, – чего мы только не узнали! Один опрятно одетый пожилой мужчина сказал, что Сухэ-Батор – это бурятский нойон. Сначала этот ответ удивил и развеселил нас, но позже мы поняли, что достижением является уже верные хронологические рамки: большинство горожан определили героя Монгольской народной революции как основателя или руководителя Бурятской АССР. Ведь у каждого вертелось на уме что-то сигналящее смутным маяком про 1920-е годы, войну и революцию. Лишь 32 человека ответили абсолютно верно, и разумеется, они принадлежали к старшему поколению.

Уже обрабатывая данные, мы попытались соединить разрозненные ответы в блоки. Все ответы «нойон», «богатырь», «князь» мы отнесли к группе, обозначенной в таблице как «богатырь древности». Многие из отвечавших нам «не знаю», мне кажется, бросали эту фразу на ходу, лишь бы пробежать мимо странных людей, непонятно зачем спрашивающих очевидные вещи. Как сказал один важный человек, похожий на чиновника: «Сухэ-Батор – это легенда!»

И он был прав! Ещё недавно о Сухэ-Баторе показывали фильмы и слагали поэмы. Увлекательный роман Михаила Жигжитова «Год белой курицы» пользовался огромным спросом в среде школьников. Кто сейчас вспомнит эту книгу, вселяющую надежду на будущее, на Прогресс? Так наступает забвение, то есть исключение из публичной сферы. Бесконечная вневременная «Унгерниада» – хронологический капкан, в котором теряется надежда на лучшее завтра.

Автор текста: Михалёв Алексей

Кол-во просмотров: 2137

Поделиться новостью:


Поделиться: