Строители берут курс на своих

Пандемия показала – надо делать ставки на собственные кадры
Экономика |
Фото Строители берут курс на своих

В Бурятии завершается строительный сезон – с начала года в строй введено порядка 35 крупных объектов. Застройщики констатируют – COVID-19 внес свои правки, большинство объектов сдается с опозданием. В основном ссылаются на коронавирус, который не только выбил из строя рабочие силы, но и скорректировал схемы и сроки поставок материалов и комплектующих. Но основная проблема – дефицит рабочих рук. Пандемия закрыла границы, и, как следствие, застройщики лишились эффективной китайской силы.

О том, как отрасль переживает пандемию, насколько коронавирус скорректировал строительство, мы разговариваем со специалистами Министерства строительства, Управления капитального строительства, «Улан-Удэстройзаказчика», а также представителями СРО строителей.

– Распространение новой коронавирусной инфекции повлияло не лучшим образом на каждую отрасль экономики. В связи с введенными ограничительными мерами  рабочий процесс строительства тех или иных объектов происходил с незначительными отставаниями от графика производства работ. Тем не менее  министерством совместно с организациями строительной отрасли проводилась колоссальная работа по недопущению рисков срыва реализации федеральных и региональных проектов. Создан Единый информационный портал «Работающая Бурятия» для выдачи разрешения выхода на работу, где по решению министерства выдавались разрешения, –  говорит министр строительства и модернизации ЖКХ Николай Рузавин.

И, действительно, несмотря на кризис, большинство объектов, строящихся в рамках национальных проектов, сдаются практически вовремя. Через Управление капитального строительства Бурятии в 2020 году строятся 28 объектов, причем 20 из них будут введены в строй до конца года. По словам временно исполняющего обязанности начальника УКСа Анатолия Урбанова, на сегодняшний день завершены строительные работы на 13 объектах и на стадии завершения – еще семь. В целом объем бюджетных инвестиций на 2020 год составляет 3 млрд  795,7 млн  рублей, в том числе на строительно-ремонтные работы  – 3 млрд  209,4 млн рублей.

Как службы заказчика, так и строители говорят о том, что из-за пандемии исчезла возможность привлечения иностранных рабочих сил, въезд которых был сорван в связи с закрытием границ. Кроме того, свою роль сыграли самоизоляция и заболеваемость рабочего персонала на стройке, инженерно-технического персонала, сотрудников проектных организаций. Они значительно повлияли на скорость строительного процесса, своевременное решение строительных вопросов, внесение изменений в проектную документацию и, как результат, на своевременную сдачу объектов в эксплуатацию.

– Но нет худа без добра, – отмечает директор  СРО Региональная ассоциация «Строители ТПП РБ» Владимир Елисафенко. –  Проведена большая работа, было много совещаний, разговоров, встреч. И наши строительные компании поняли, что на  иностранную рабочую силу в период пандемии рассчитывать не приходится. А необходимо искать свои резервы, заниматься подготовкой кадров, помогать в образовании нашим детям и образовательным учреждениям. Правительством Бурятии определена потребность экономики республики в квалифицированных кадрах по всем отраслям экономики, в том числе и по строительной отрасли. Для покрытия данной потребности всем образовательным учреждениям необходимо заключить договоры на целевую подготовку кадров с работодателями, и они не должны быть формальными, только в этом случае мы получим ожидаемый эффект. И сейчас у нас есть так называемая «дорожная карта» – это проект о том, как нам в будущем году и вообще с рабочими кадрами действовать. Понимание у бизнеса есть, теперь надо реализовать эту «карту».  

Ему вторит директор СРО «Строители Республики Бурятия» Федор Трифонов. Более того, по его словам вопрос с дефицитом кадров сегодня обсуждается на федеральном уровне. И уже принято решение, что «в сметах должна быть заложена соответствующая заработная плата. В свое время  заказчики за счет этого и заставляли застройщиков сокращать затраты, почему и привлекалась дешевая иностранная рабочая сила. Понятно, что это приведет к удорожанию объектов, но на это федеральное министерство уже не смотрит. Потому что этот вопрос краеугольный – чтобы потянулись наши специалисты, чтобы готовить специалистов на стройку, необходимо подтянуть заработную плату».

– Кроме ситуации с пандемией, какие объективные и субъективные причины отставания от графика существуют?

– Наряду с новой коронавирусной инфекцией присутствовали и иные объективные причины отставания от графика. К примеру, в августе-сентябре текущего года на территории г. Улан-Удэ были обильные осадки в виде дождя, что, в свою очередь, повлекло приостановку многих видов работ и строительных процессов, а также  дополнительные временные и трудовые затраты по ликвидации последствий таких осадков. Кроме того, в текущем году наблюдались задержки поставок материалов и оборудования из других стран, что также, возможно, было связанно с распространением коронавирусной инфекции.

Как отметили в УКСе, пандемия повлияла на увеличение стоимости импортного оборудования и невозможность поставки некоторых его видов в связи с прекращением импорта. Произошла задержка в изготовлении и поставке конструкций металлического каркаса зданий, замедлились поставки строительных материалов и конструкций внутри страны в связи с уходом поставщиков на самоизоляцию. Дорожникам, помимо этого, пришлось столкнуться с переносом сроков оформления разрешительной документации на разработку месторождений гравия и песка, необходимых при дорожных работах. А весной и вовсе была прекращена большая часть поставок необходимых строительных материалов.

– Понятно, что санкции, пандемия, и это не могло не отразиться на поставке оборудования. Конечно, сегодня мы переходим на собственное производство, так называемое импортозамещение происходит. Но здесь мы такую тенденцию получили, что у нас происходит рост цен, люди начинают манипулировать, – отмечает Федор Трифонов. – Этот вопрос я на уровне главы поднимал. Он дал поручение Минстрою республики взять его на контроль, чтобы не было самовольного регулирования цен.

– Какие решения предложены в каждой конкретной ситуации?

– В настоящее время принимаются все возможные меры по увеличению темпов выполнения работ с целью завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию до конца года. Работы на объекте ведутся по 12 – 14 часов в сутки, вся необходимая строительная техника и механизмы на объектах имеются. В каждой конкретной ситуации возникающие вопросы решаются по-разному, в зависимости от самой ситуации и обстоятельств, – отмечают застройщики.

– Я надеюсь, никто не пошёл на банкротство?

– Пока рано говорить об итогах года, но отмечена тенденция, что многие провели диверсификацию. Я имею в виду, если раньше организация занималась общестроительными работами, то в этом году поняли, что китайцев или другой иностранной силы не будет, и переключили свое внимание на дорожное строительство, – отметил Владимир Елисафенко. – Я не могу сказать, что это сплошь и рядом, но по нашей активности видно: куда идут организации, где работают. К тому же в дорожном строительстве у нас никогда китайцы задействованы не были. Но, кстати, появилась и еще одна тенденция. Раньше на дорогах работал так называемый «армянстрой», то сегодня меняются технологии, и принципом «бери лопату, бери больше,  кидай дальше» уже невозможно строить дороги. Упор делается больше на технику, и если у компании есть возможность приобрести асфальтоукладчики, бульдозеры, экскаваторы, то она на коне. В этом году было заметно, что на дороги вышли местные компании.

 – Что планируется на 2021 год? Как будет решаться вопрос с нехваткой рабочей силы?

– На 2021 год планируется продолжение строительства объектов, начатых в текущем году, а также проведение торгов на строительство (реконструкцию) новых объектов в рамках национальных проектов, – сообщил министр строительства Николай Рузавин. –  Кроме того, в рамках реализации национальной программы по развитию Дальнего Востока нас ждет большой объем строительства. В ближайшие три года будет построено и реконструировано 90 объектов здравоохранения, в том числе четыре  вертолетных площадки для санитарной авиации. В программу вошли мероприятия по строительству в республике еще 14 новых детсадов, капитальному ремонту 54 общеобразовательных и 16 профессиональных образовательных организаций. Утверждено строительство круглогодичного центра отдыха и оздоровления детей в возрасте от 7 до 17 лет на условиях государственно-частного партнерства. Для студентов Бурятского государственного университета построят новое общежитие.  В ближайшие четыре года также запланировано строительство, капитальный ремонт 115 учреждений культуры и 114 спортивных сооружений.

 – Готовы ли наши компании справляться с тем объемом строек, которые сегодня заявляют в Бурятии по национальным проектам, по программе развития Дальнего Востока? 

– Программы, по которым строили детские сады, школы, продолжают работать. Может быть, не в таком темпе, как в прошлом году, когда мы 14 детских садов сдали и несколько школ. Программы все живые, они действуют, работа идёт, – подчеркнул Владимир Елисафенко.

– Кроме того, сейчас ведется большая работа с заказчиками на уровне Национального объединения строителей, – добавляет Трифонов, – о необходимости  ответственности заказчика за проектно-сметную документацию. Сегодня нередко возникают ситуации, когда подрядчику приходится работать с «сырым» проектом, из-за чего происходит срыв сроков, неустойки или попадание в список недобросовестных подрядчиков. Но мы проектировщиков заставить не можем, зато это может сделать заказчик, поэтому и необходима его ответственность. Вопрос этот прорабатывается, тем более что задача у всех общая – обновить жилищный фонд.

 

Кол-во просмотров: 2007

Поделиться новостью:


Поделиться: