Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Григорий Иванович Бадашкеев родился 6 ноября 1920 года в улусе Заглик Боханского района Иркутской области. Поступил в школу и в 1933 году, окончив пять классов, переехал в г. Алдан Якутской АССР. После учебы поступил на физико-математический факультет Иркутского госуниверситета им. Жданова. Учился очень хорошо, был активным студентом, увлекался шахматами, плаванием... Преподаватели прочили ему большое будущее, особенно в области теоретической физики. Но началась Великая Отечественная война.

Студента 4 курса  призвали в Красную армию и направили в Черниговское военно-инженерное училище. Здесь он освоил инженерно-саперное дело, и по приказу Верховного Главнокомандующего курсанты ушли на фронт. Григорий Иванович воевал с ноября 1941 до победного мая 1945 года.

Придумать и остановить

Григорий Бадашкеев принял участие в крупнейших сражениях под Смоленском, в Великих Луках, под Ржевом, на Курской дуге, где со своим 144-м саперным батальоном стоял насмерть перед немецкими танками, отстаивая каждую пядь земли. Это было величайшее сражение, в нем участвовали тысячи танков с обеих сторон. Тогда ему, старшему лейтенанту, командиру саперной роты, был дан приказ расставить противотанковые мины против немецких танков.

– Вместе с однополчанами вышли на передний край, на открытое ржаное поле, – вспоминал Григорий Иванович. – Это было в июле. Противотанковые мины крупные, их надо расставлять так, чтобы противник не заметил, вырыть землю под каждую из них и замаскировать. На горизонте показались немецкие танки, двигались прямо на нас, их было очень много, это были танки нового образца «Фердинанд», «Пантера», чем немецкое командование хвалилось не раз. Шли они грозной стальной громадой, было страшно. У нас уже не было времени расставлять мины по правилам. Содаты мои растерялись: «Не успеем!». В этот момент пришло неожиданное решение. Я подумал: если расставить мины прямо на земле во ржи, благо она густая и высокая, танки ведь не заметят. Приказал это сделать своим солдатам. За короткое время все поле было усеяно минами. Успели! Быстро укрылись в своих окопах и стали наблюдать оттуда, как первые танки начали подрываться. Стоял невообразимый гул. И вот танки стали поворачивать назад. В это время подошла наша артиллерия и ударила по ним. Там мы остановили их. Уцелевшие танки скрылись.  После боя приехал командир нашего саперного батальона. Взволнованный, радостный. Первым делом вызвал меня и сказал: «Молодец, как ты сумел придумать такое!». И прямо на поле боя вручил мне орден Красной Звезды. Спустя несколько дней приехал к нам в часть командующий фронтом маршал К.К. Рокоссовский. Он поблагодарил всех за ратный подвиг. Мы впервые увидели нашего командующего. Он был молодой, высокий, красивый, с умными глазами. Мне тогда присвоили звание капитана за участие в великой Орловско-Курской битве.

Григорию Ивановичу было всего-то 23 года.

Сапер ошибается один раз

Затем бой за Днепр, освобождение Киева, Корсунь-Шевченковская операция, тяжелые бои в Карпатах, освобождение Львова, Венгрии, Польши и Чехословакии. Войну окончил 15 мая 1945 года в Праге. Там его наградили орденом Чехословацкой Республики «За храбрость».

Хотелось бы объяснить будущим поколениям, что значит быть сапером на войне. Ведь есть выражение: «Сапер ошибается один раз». Это один из самых опасных и сложных родов войск. Минирование, разминирование, строительство моста под вражеским обстрелом по всем водным преградам для прохождения техники и людей требуют особого умения. Нужно уметь организовать солдат, хорошо плавать, правильно делать расчеты. Подготовка на физмате, умение быстро сориентироваться в ситуации помогали Григорию Ивановичу находить нестандартные инжерно-саперные решения. Благодаря знаниям топографии, умению читать карты  ему удалось вывести своих солдат из окружения.

Также Григорий Иванович награжден двумя орденами Отечественной войны II степени, медалью «За боевые заслуги», «За победу над Германией» и другими, отмечен многими благодарностями Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.

Демобилизовали сына репрессированных

После войны как одного из образованных и опытных офицеров его оставили в Киеве в штабе 6-й саперной бригады помощником начальника 2-го отдела штаба, а затем и начальником ИТС бригады. Там Григорий Иванович участвовал в издании книги по обобщению опыта действий инженерно-саперных подразделений на войне. В 1946 году по решению командования его хотели направить на учебу в Академию Генерального штаба в Москву.

Но тут сыграла роль сталинская политика недоверия человеку. В 30-х годах родители  Григория Ивановича были раскулачены и репрессированы «за открытое выступление против организации с/к (колхозов)». Ему отказали в продолжении учебы, и, демобилизовавшись, он вернулся в Бурятию к старшему брату. Родители умерли, младший брат Иннокентий после окончания школы № 9 г. Улан-Удэ был призван в Красную армию и погиб под Смоленском в 1943 году. Григорий Иванович стал работать преподавателем физики и математики в Кыренской средней школе.

А в 1948 году его направили в Еравнинский аймак Бурят-Монгольской АССР. Работал директором Сосново-Озерской, Витимской средних школ. Четыре года руководил Еравнинским районо. В Еравнинском районе создал семью с Т.А. Манжехановой. Татьяна Александровна родилась в с. Енисей Осинского района Иркутской области, окончила БГПИ и приехала работать по распределению в Сосново-Озерскую среднюю школу учителем истории. У Григория Ивановича и Татьяны Александровны родилось четверо детей:  Галина, Иван, Александр, Анна.

И снова учеба

Это были годы его творчества, яркого проявления таланта. Григорий Иванович был неазурядным, разносторонне развитым человеком, очень интересным собеседником, эрудированным во всех областях знаний. Он давал хорошие открытые уроки, добился, чтобы работали все предметные кружки, руководил художественной самодеятельностью. Учителя школы первыми в республике перешли на кабинетную систему обучения. Организовал пионерские лагеря в Еравнинском и Хоринском районах.

В 1964 году Григорий Иванович стал заведующим гороно, создал первые специализированные классы с углубленным изучением математики в отдельных школах города, уделял особое внимание физкультурной подготовке школьников, работе спортивных секций в школах города. Работал директором школы № 16 города Улан-Удэ. По инициативе и заданию Министерства образования республики вновь организовал республиканскую Верхне-Саянтуйскую школу санаторного типа. И где бы он ни работал, старался быть честным, добросовестным. Его ученики до сих пор с благодарностью и восхищением отзываются о нем.

Обидно мало прожил он – всего 54 года. Наверное, сказались на его здоровье тяжелейшие моральные и физические испытания на войне. Дети, внуки и правнуки всегда будут помнить его.

Материалы предоставлены семьей Бадашкеевых

Похожие новости:

Власть
361
Общество и культура
91
Власть
401
Власть
314
Спорт и туризм
242
Общество и культура
226