АНТРАКТ ЗАТЯНУЛСЯ: Как выживают театры в пандемию

Что происходит с театрами Улан-Удэ в условиях коронавируса
Общество |
Фото АНТРАКТ ЗАТЯНУЛСЯ: Как выживают театры в пандемию

Пока Бурятия ждала полной отмены ограничительных мер и долгожданной свободы от масок и самоизоляции, в страну нагрянула вторая волна коронавируса. Тем не менее  власти республики осторожно и стерильно открыли торговые центры, общепит и спортивные залы. В начале октября начали свою работу даже кинотеатры. А вот театры почему-то оставили на карантине, хотя, казалось бы, в чём разница? И здесь можно соблюдать дистанцию и дезинфекцию. Театральные деятели рассказали о том, как переживают карантин

«Все хотят на сцену»

Первым на связь вышел заместитель директора Бурятского государственного академического театра оперы и балета Давид  Дондупов. Он заразился коронавирусом и сейчас лежит в больнице скорой медицинской помощи. Так что интервью давал по телефону, лёжа прямо под капельницей.

– Театр, безусловно, зависит от продаж билетов на спектакли и концерты. Это стимулирующие, премиальные и дополнительные выплаты для артистов. Всего этого сейчас нет, остался только голый оклад. Так или иначе  на зарплату карантин влияет. Насколько и у кого она уменьшилась, я не знаю, но объёмы однозначно изменились. Конечно, все хотят на сцену. Мы ещё в сентябре выдали премьеры без зрителей. Показали оперу «Травиата» и балет «1001 ночь». Когда будет возможность открыться, выйдем с новыми спектаклями. Артисты очень ждут встречи со зрителем. У нас из-за ковида отменились все гастроли: в Москве, Астрахани и   других городах. Наши солисты должны были ехать на конкурсы, в том числе  на «Золотую маску». Но всё отменилось. Пробовали начать работу в августе: все цеха, декорации начали готовить, репетиции вели, так ждали открытия. Но театры так и не открыли. Сейчас готовимся к показу нашей визитной карточки – оперы «Князь Игорь». Это большая грандиозная работа планируется в декабре, и мы очень ждём, когда снимут карантин, чтобы хотя бы начать репетиции. Но всё зависит от эпидемиологической ситуации. Мы же не враги себе и зрителям. Персональная ответственность всё равно должна быть, – поделился своим мнением Давид  Дондупов.

Кстати, на время карантина театральный деятель завёл свой больничный блог, в котором рассказывает, как проходят его дни в БСМП. Он лежит в одной палате со своей женой и с юмором сравнивает больницу с круизным лайнером, а унылую изоляцию – со свадебным путешествием. Словом, почитайте – на его страничке в фейсбуке  много интересной информации.

 «Все это время театр не был в простое»

Труппа Русского драматического театра тоже скучает по зрителям и сцене, но на месте не стоит. Художественный руководитель Сергей Левицкий рассказал, какие проекты удалось реализовать, несмотря на ограничительные меры, и чему театральные деятели посвящают долгий изнуряющий карантин.

– В марте театр выпустил премьеру «Онегин» и закрылся для зрителей. В апреле и мае мы были на самоизоляции, как и все, в июне – в отпуске. За время самоизоляции публиковали в социальных сетях лекции театральных критиков, эскизы, созданные на творческой лаборатории для детей и подростков, приняли участие в эстафете журнала «Театр» и сделали детский онлайн-проект на время летних каникул. Сразу после отпуска мы вновь начали прерванные изоляцией репетиции спектакля «Калека с острова Инишмаан»  и 19 сентября провели премьеру без зрителей.

В августе провели ежегодную лабораторию «Территория РОСТа. Год пятый», посвященную детской и подростковой аудитории. Подобного опыта – создание спектаклей для детей от 0 до 3 лет – в нашем театре еще не было. Это самый нежный, самый прекрасный возраст для человека, когда он ежесекундно открывает для себя мир, и в этом мире есть театр. И хотелось, чтобы эта коммуникация с театром начиналась с самого рождения.

Сейчас идут репетиции моей комедии под названием «Шведская семья профессора Густафа». Впервые я принял такое авантюрное и рискованное решение – сочинить спектакль в формате, что называется   workinprogress, то есть в процессе репетиций. Есть канва и придуманная история, но детально   диалоги и персонажей   мы прорабатываем уже в процессе. Выбор формата обусловлен желанием избежать банальной комедии положений и создать спектакль для большого зала. Премьера по нашему графику запланирована на ноябрь.

Конечно, мы репетируем спектакли текущего репертуара, потому что труппа обновляется, меняется состав, идёт ввод новых артистов в старые спектакли. Кроме того, наши артисты находятся в творческом процессе и,  даже если не заняты в репетициях текущего репертуара или новых спектаклей, самостоятельно работают над авторскими проектами.

У нас был глоток свежего воздуха, когда мы показали спектакль «Наводнение» для членов экспертного совета премии «Золотая маска». Теперь ждем результатов.

Но множество планов было или перенесено, или отменено. Так, не состоялись «Большие гастроли» в Киров и Саратов. Перенесена поездка на Межрегиональный фестиваль-конкурс «Ново-Сибирский транзит», где мы должны были показать «Наводнение». Надеемся, что II фестиваль театров Дальнего Востока, который пройдет в ноябре в Хабаровске и куда мы приглашены,   действительно состоится.

- Настроение боевое, рабочее. Мы подготовили уже несколько премьер и продолжаем работать. Но увидят ли их зрители в ближайшее время – вопрос открытый, – рассказал художественный руководитель Русского драматического театра Сергей Левицкий.

В финансовом плане положение у закрытых на карантин театров не самое лучшее. Конечно, деньги на зарплаты работникам и постановку новых спектаклей есть, но общий бюджет несёт значительные потери без доходов от продажи билетов.

– Субсидию на выполнение госзадания нам не уменьшили, за это большое спасибо нашему учредителю – Министерству культуры Бурятии и правительству республики. Мы получаем ровно такую же сумму, какая была запланирована на год. Благодаря чему можем продолжить творческую деятельность: ставить премьеры, реализовывать разные проекты. Конечно, финансовые потери есть, театр не зарабатывает – значит, нет дохода. В 2020 году мы работали только первый квартал и заработали около 7 млн рублей, что составляет 30% от запланированной суммы. Уже очевидно, что остальные 70% нам не удастся заработать,  это наши потери, – сообщила директор Русского драматического театра им. Н.А. Бестужева Наталья Светозарова.

Она добавила, что в июле, августе и сентябре театры обращались к учредителю – Министерству культуры Бурятии – по поводу открытия театров. Но, по её словам, теперь, когда в республике такой прирост заболевших, поднимать этот вопрос нелогично. Поэтому театр ждёт улучшения эпидемиологической обстановки. Хотя, конечно, артисты соскучились по зрителям.

 «Самое сложное – это отсутствие зрителя»

О том, почему театральным деятелям сложно работать без зрительского внимания, рассказал художественный руководитель театра кукол «Ульгэр» Эрдэни Жалцанов.

– Наш театр, как и все театры страны, переживает трудности и проблемы, возникшие из-за ограничительных мер. Начиная со зрительского внимания и заканчивая финансовыми потерями. Но, несмотря на это, на месте не стоим, стараемся ставить новые спектакли, репетировать. Буквально на днях состоится закрытая премьера спектакля «Кукушка». Активно работаем над постановкой «Серебряные звёздочки» на бурятском языке. Недавно провели творческую лабораторию с приглашением театрального режиссёра из Санкт-Петербурга. В сложившейся ситуации, театр, конечно, испытывает определённые трудности, связанные со своей деятельностью во всех направлениях. Самое сложное – это отсутствие зрителя. Трудности возникают в выстраивании репетиционного процесса. Сейчас у нас также нет нормального помещения для работы, где мы привыкли работать и выпускать спектакли. Сложно планировать что-либо, зная наверняка, что пандемия внесёт в работу свои коррективы. Думаю, все театры страны задумываются, что будут делать на период новогодней кампании, – рассказал художественный руководитель Эрдэни Жалцанов.

Когда коронавирус уйдёт из республики с концами – неизвестно. Но, как мы видим, театральные деятели не отчаиваются и с головой ушли в творчество. А зрители могут присоединиться к ним на многочисленных онлайн-показах и читках, следить за творческими лабораториями и закрытыми спектаклями. Похоже, что и артистам, и любителям театра остаётся только ждать, когда карантин закончится и долгожданная встреча в офлайн-режиме состоится.

Александра Муромцева

Кол-во просмотров: 1263

Поделиться новостью:


Поделиться: