От Соборной до Гуннской улицы

Недалеко от Улан-Удэ найдено еще одно Гуннское городище
Общество |
Фото От Соборной до Гуннской улицы

Президент Гуннского фонда Олег Булутов рассказал «Новой Бурятии» о недавних успехах в восстановлении Иволгинского Гуннского городища, а также поделился новой находкой – еще одно гуннское укрепленное поселение открыто немного южнее.

Уже более десяти лет благодаря публикациям в СМИ и прочим мероприятиям Гуннское городище становится все более известным общественности, прорвав замалчивание существования поселений городского типа на территории Бурятии. Но Олег Булутов привел сведения, выглядящие не меньшей сенсацией, – остатки оседлых поселений гуннского времени есть в разных частях Улан-Удэ и даже в центре города! Об этом говорят найденные   остатки керамики  в районе от Элеватора до улицы Бабушкина.

28 и 29 сентября произошло важное событие в истории археологии Бурятии, да и всего мира: экспедиция, организованная Гуннским фондом и администрацией Иволгинского района, сделала предварительное обследование места поселения гуннского типа, находившегося вверх к югу  по Селенге – между Колобками и Оронгоем. Городище было обнаружено с помощью дронов.

– Размерами оно, скорее всего, поменьше Гуннского городища в Иволге, – предположил Олег Булутов, – так как у него есть только одна стена из четырех. Находится оно в одном конном переходе – это около 40 километров. Неслучайность такого расстояния объясняется тем, что в этом поселении путники могли отдохнуть, остановившись на ночлег.

Гуннский фонд существует уже 20 лет. За эти годы городище (от которого после засекреченных раскопок 1950  годов не осталось заметных деталей на поверхности земли, а наиболее важные находки увезли в спецхран в Москву)  не только обросло шлейфом из публикаций в СМИ. Здесь появились первые сооружения, которые восстанавливают подлинный облик древнего поселения народа хунну, не раз воевавшего с Китаем и оставившего после себя ощутимый след в мировой истории. Археологические находки хунну найдены только на территории Бурятии: могильники у Кяхты и гуннское городище в Иволгинском районе, недалеко от городской черты Улан-Удэ. И вот еще одна самая свежая находка.

Но вначале Булутов поведал о предыстории вопроса городища гуннов. По его мнению, на основании ряда археологических находок  Старый город гуннов простирался до центральной части нынешнего Улан-Удэ.

Улан-Удэ – белое пятно археологии

Он привел сведения, еще более разрушающие картину  исключительно кочевого образа жизни исконных жителей Бурятии, о котором упоминали все старые учебники краеведения Бурятии,   в коих не было ни намека на оседлый образ жизни, а тем более на крепости и города, существовавшие до прихода русских в XVII веке. Чего стоит только   цитата из рассказа Олега Булутова об одном наблюдении из времен освоения земель за Байкалом в XVII веке: «Когда казаки плыли Селенге и выходили на ее приток Хилок, они описывали в своих донесениях «Руины белокаменных городов».

Дальше – больше: оказывается, в пределах Улан-Удэ найдены ископаемые остатки керамики, а она указывает на то, что люди здесь жили постоянно: ведь хрупкие керамические кувшины не повезешь на телеге – они могут разбиться. Одно из таких мест – путепровод (тоннель под железной дорогой) между остановкой «Элеватор» и площадью Советов, керамику там нашли, когда в советские годы делали проем в насыпи под Транссибом.

Под зданием, где теперь находится бизнес-инкубатор на ул. Бабушкина, опять-таки была найдена керамика – ее нашли, когда закладывали фундамент. Но все это замалчивалось, и для многих жителей Улан-Удэ эти сведения станут откровением. Но Булутов не переставал удивлять и далее. Оказалось, что территория населенных с древности оседлыми жителями мест  протянулась по всему Улан-Удэ.

– Улан-Удэ считается белым пятном археологии, – добавил Булутов. – Если начнем копать, то найдем и гуннский, и тюркский и монгольский период истории этих земель. И тут же привел ряд мест случайных находок ископаемых следов оседлой жизни в черте города. Когда несколько лет назад строили объездную дорогу к мосту через Уду со стороны ул. Бабушкина,  рыли колодец для воды.

– Лично при мне нашли много керамики, - признается Олег Булутов, – и ее тут же увезли в Бурятский научный центр.  И много таких случаев.   Тюркский, уйгурский, монгольский этап  складываются в непрерывную историю. Все этапы развития. После завоевания Уйгурского каганата енисейскими кыргызами в Х веке  эти земли стали принадлежать Кыргызскому каганату,   они разрушили крепости уйгуров в Забайкалье и Монголии.

Конечно, надо связать эти события с археологическими находками в таком приметном месте, как слияние Уды и Селенги, то есть в Улан-Удэ. В качестве обоснования преемственности культур  Олег Булутов привел еще одно поразительное открытие: у микрорайона Батарейка,   «где база Буркоопсоюза, нашли следы среднеазиатской торговой фактории XIV – XVI веков».

Так что когда в 1666 году казаки основали зимовье (ставшее впоследствии Удинским острогом и городом Верхнеудинском – ныне Улан-Удэ), они видели остатки фактории. Возможно, выбор места и был обусловлен наличием в непосредственной близости развалин более старого поселения. А место выбора фактории почти в том  же месте  спустя века  казаками  объясняется теми же причинами: недалеко высокий обрыв и место впадения Уды в Селенгу. Стоит напомнить, что старое русло реки раньше проходило севернее: непосредственно перед обрывом с нынешним проспектом Победы, несколько дальше и выше которого находится база Буркоопсоюза. Еще в 1990  годы это место часто подтапливало, ранее там находилась старица – бывшее русло реки. Недаром до революции улица у остановки «ул. Кирова» называлась Мокрослободской. То есть фактория действительно была с двух сторон окружена реками, как и делали раньше строители для мест основания крепостей.

Олег Булутов подчеркнул, что фактория существовала в монгольский период истории Бурятии, о чем говорит и датировка  – XIV – XVI века. Стоит добавить, что к той эпохе (точнее, к послемонгольской) было применено определение «Темные века Бурятии», поскольку после распада государства чингизидов  об истории земель Бурятии практически ничего не известно. Археологические находки лишь добавляют загадок: почему, при каких обстоятельствах фактория прекратила существование? Олег Булутов также сообщил, что «неподалеку от этого места тогда существовал переход (брод) через реку – напротив того места, где позднее русские казаки возвели острог».

Согдийское влияние у Байкала было сильным еще до монгольского периода. Еще в IX веке по инициативе правителей Уйгурского каганата  в подвластные им земли Монголии и Байкальского региона переселяли согдийцев – торговцев и ремесленников, которые строили укрепленные городища, как пишут в источниках: торгово-ремесленные фактории, которые, кстати, широко распространены в Центральной Азии, особенно  на Великом Шелковом пути, а также в Южной Сибири.

Далее Булутов рассказал, что казаки видели вдоль берегов рек «руины белокаменных городов», упомянутые в начале статьи. И тут же сделал интригующее заявление: «На днях мы поедем и будем искать эти города».

При первоначальном этапе освоения Сибири казаки старались большую часть пути преодолевать на плоскодонных лодках. Все крупные сибирские реки с помощью притоков почти соединяются друг с другом, так что, перетаскивая волоком лодки через верховья притоков, казаки преодолевали путь от Урала до Дальнего Востока. В те времена леса стояли нетронутыми, поэтому реки были не столь обмелевшие. По мнению Булутова, сартулы (жители Джидинского района Бурятии) – потомки купцов, которые торговали в фактории, найденной на Батарейке.

Как известно из средневековых источников, сартулы, среднеазиатские ремесленники, по повелению Чингисхана были переселены в Монголию. Позднее они перекочевали на территорию Бурятии, где со временем стали одним из бурятских родов, но их язык больше похож на монгольский, чем на бурятский. Среднеазиатская версия происхождения бурятского племени сартулов  ставится под сомнение рядом историков, но в целом ее можно считать оправданной, о  чем говорит и европеоидная примесь части сартулов.

По иронии судьбы, на базе Буркоопсоюза в настоящее время находятся ларьки торговцев из Узбекистана. По мнению Булутова, такое совпадение не случайно. «Намоленное» место притягивает этих людей. Следует отметить, что сарты – устаревшее название узбеков, его применяли еще в начале ХХ века.

Стена и мастерские

С 2019 года началось восстановление облика Гуннского городища. Немаловажно, что оно ведется непосредственно на его территории. Несколько лет назад в СМИ появлялось сообщение, что Гуннский фонд собирается возводить реконструированный город гуннов ближе к центру города – на острове Измайловский. Сейчас же Олег Булутов так объяснил изменение в расположении, пошедшее, конечно же, на пользу исторической точности: «При Айдаеве (бывшем мэре Улан-Удэ. – Прим. авт.) администрация города отвела участок земли на острове Измайловский. И вернулись обратно в город гуннов, в свой Старый город. На данный момент благодаря усилиям Министерства туризма Бурятии и администрации Иволгинского района  отвели участок под восстановление городища».

Итак, с 2019 года началась постройка городища. Построена стена со сторожевыми башнями, у которой все несущие конструкции, балки   из брусов дерева, что выглядит вполне узнаваемо – как деревянная, но довольно мощная  крепость из исторических фильмов разных эпох.

– Стена частью деревянная, частью тыновая, – объяснил Олег Булутов. – Мы реконструировали стену благодаря администрации Иволгинского района, так как она выделила землю.

Следует подчеркнуть, что сооружение гуннов возводится на основании проектов, полученных в результате анализа археологических раскопок. Так что перед глазами улан-удэнцев и гостей города уже предстал подлинный древний облик части столицы гуннов. Это был довольно крупный военно-политический центр державы гуннов. Естественно, им требовалась солидная материально-техническая база для своей жизни войн. Отсюда большое число ископаемых объектов.

Булутов назвал поразительно большое число уже восстановленных объектов – 40. Это и мастерские, и жилые дома, и прочие постройки. Существует предварительный проект части объектов, которые были раскопаны (раскопано еще не все Гуннское городище).

Проект восстановления гуннского городища Олег Булутов представил еще в 2011 году на Международной конференции городов Всемирного наследия Евразии в Стамбуле.

От Соборной до Гуннской

Иволгинское гуннское городище от старого центра Улан-Удэ отделяет около шести километров, это если по прямой. Когда будет построен новый мост через Селенгу от улицы Бабушкина до Левого Берега, путь до городища гуннов сильно сократится. Ранее высказывалось пожелание, включить территорию Гуннского городища в состав города Улан-Удэ. С учетом сведений, рассказанных выше Булутовым, какие-то древние или средневековые поселения городского типа можно будет найти и в нынешней черте города, причем   чуть ли не в самом его центре.

– Сам Улан-Удэ, его граница, находятся в пределах Старого города, – подчеркнул Олег Булутов, – потому что мы нашли керамику. Теперь  в свете данных о находках керамики в Улан-Удэ  эта фраза выглядит весьма убедительно.

Сейчас Иволгинское городище находится за городской чертой (проходящей поблизости за поселком Исток), у поселков Сужа и Нур-Селение.  Недалеко протекает Селенга, рядом со старицей – бывшим руслом Селенги, это позволяет предположить, что 2 тыс. лет назад городище располагалось на берегу полноводной реки.

«От Соборной до Гуннской» – Олег Булутов предложил такой бренд и слоган. Возможен туристический маршрут от улицы Соборной (на которой реконструирован старинной облик улицы XVIII и XIX веков, протянувшейся от собора Одигитрия) до улицы Гуннской на краю поселка Сужа. Именно по этой улице надо проехать, чтобы выехать на гуннское городище. «От Соборной до Гуннской» - подобным образом выражена преемственность культур, неразрывность эпох в истории города и улажен спор о дате его основания.

Алексей Гергенов

Кол-во просмотров: 1974

Поделиться новостью:


Поделиться: