БАМ: рубить ради развития

В Бурятии обсудили изменения в закон, касающийся сплошной рубки леса в районе БАМа и Транссиба
Политика |
Фото БАМ: рубить ради развития

Закон принят Госдумой в третьем чтении для исполнения плана по модернизации и развитию транспортной магистральной инфраструктуры.  Реализация проекта – на ОАО «РЖД». Как отметил в начале совещания председатель Общественной палаты Бурятии Баир Бальжиров, уже готовится соглашение между Палатой и ВСЖД. Оно будет включать в себя… общественный контроль на осваиваемых территориях. Отметим, что наибольшее опасение у экологов и общественников вызывает возможность сплошной рубки лесов на Байкальской природоохраняемой территории.

Но, как отметил глава республики Алексей Цыденов, «любая деятельность должна вестись не в ущерб экологии, и при этом безудержное экологическое стремление не должно быть в ущерб людям. Если можно организовать функционирование экономики, работу социальной сферы, условия жизни людей так, что это не наносит ущерба Байкалу, экологии и всему остальному, так и надо делать. И мы к этому идем».

Найти баланс

Глава Бурятии Алексей Цыденов подчеркнул, что между развитием экономики и защитой экологии необходимо создать баланс, для этого будет организован всесторонний общественный контроль.

– Развитие Байкало-Амурской магистрали, развитие Транссиба дает Бурятии возможность создавать для людей комфортные условия для жизни, чтобы у них была работа, доход, чтобы развивалась социальная инфраструктура. При этом мы, безусловно, говорим о том, что любая деятельность должна вестись не в ущерб экологии. Если есть возможность организовать работу таким образом, чтобы не навредить Байкалу, то этим необходимо воспользоваться. И мы к этому идем, – подчеркнул Алексей Цыденов.

Закон разрешает сплошную вырубку леса на Байкале для строительства второй ветки, то есть вдоль уже существующих путей. Заповедников это не коснется. Каждый дополнительный кусок земли обещают выделять только по итогам экспертизы.

– Это касается размещения наших объектов, прежде всего, энергосистемы. Поскольку мы в пределах Байкальской природной территории используем электрифицированный тяговый подвижной состав. Это незначительные площади, – отметил Василий Фролов, начальник Восточно-Сибирской железной дороги.

Он провел презентацию будущего строительства на Транссибирской магистрали. Во время своего доклада он сообщил, что отвод дополнительных участков земли потребуется и для размещения локальных очистных сооружений. 

– В соответствии с проектом федерального закона правительством Российской Федерации будет определен не только перечень объектов инфраструктуры БАМа и Транссиба, в отношении которых могут применяться нормы, установленные федеральным законом, но и обязательные мероприятия по охране окружающей природной среды, связанные со строительством, реконструкцией таких объектов, – отметил Василий Фролов.

По словам главы республики, внесение изменений в Федеральный закон «О защите озера Байкал»  также не предусматривает сплошную рубку в Центральной экологической зоне. Как отметил, в свою очередь, член Общественной палаты,  инженер-лесопатолог Виктор Антропов, изменения в законодательстве затронут лесные насаждения только в зоне строительства. 

– Отчуждений лесополосы не предусмотрено и не будет, сплошных рубок леса тем более не предусмотрено. Работы будут проводиться только в тех местах, где расширение Транссиба и БАМа предусматривалось проектом еще 40 – 45 лет назад при строительстве первой очереди, соответственно, расчистка леса будет проходить вдоль существующих железнодорожных линий, – пояснил Виктор Антропов. 

Будущее БАМа

Выступающие напомнили, что от новшества зависит будущее развитие как БАМа, так и железной дороги в целом. Так, по словам депутата Народного Хурала Виктора Ячменева, при повышении пропускной способности по Транссибирской и Байкало-Амурской магистралям предполагается, что в данном направлении она должна вырасти до 180 млн тонн, или в 1,5 раза. Эти показатели включены в Указ президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

– Считаем, что без этих мероприятий нельзя будет покрыть потребности в перевозках российских грузов на восток. Так, согласно принятой долгосрочной программе развития угольной отрасли России, рост объемов добычи угля в стране планируется увеличить с 440 млн тонн в 2019 году до 485 млн  тонн в 2035 году (при консервативном варианте) и с 440 млн  тонн в 2019 году до 668 млн  тонн в 2035 году (при оптимистическом варианте), – отметил депутат. – Согласно прогнозу Министерства энергетики Российской Федерации, в результате снятия системных ограничений при транспортировке только угольных грузов доля экспортных потоков угля на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона с сегодняшних 50% увеличится до 75%, а объемы перевозки экспортируемого угля в восточном направлении уже в 2025 году должны достигнуть 185 млн  тонн. Это направление перевозки является приоритетным в условиях сокращения внутреннего потребления угля и снижения поставок в Европу. При этом  восточное направление является перспективным не только для угля, но и для других российских экспортных товаров.

Ячменев подчеркнул, что предусмотрена возможность корректировки границ особо охраняемых природных территорий регионального либо местного значения на основании документации по планировке территории объекта инфраструктуры. Документация по планировке, которая предусматривает размещение объектов федерального значения, должна быть согласована с властями регионов, в которых ведутся строительные работы.

Учитывая изложенное, принятие законопроекта будет способствовать эффективному развитию железнодорожного транспорта, его модернизации, а  следовательно, и выполнению национальных целей.

Поддержали депутата и старожилы БАМа. Виктор Бардеев, ветеран БАМа (г. Северобайкальск),  отметил, что «мы этого события ждали около 40 лет, естественно, очень надеялись на это. Некоторые даже уже и веру потеряли. Многие бамовцы не дожили, так сказать, до этого светлого дня».

Компенсация вырубки

Одним из главных решений на совещании стало отслеживание как вырубки, так и компенсационных посадок, которые должны будут провести железнодорожники. Проректор БГУ Елена Ванчикова напомнила собравшимся о том, что у «Российских железных дорог» существует своя экологическая стратегия. В которой в том числе закреплены основные понятия о восстановительных посадках.

– Ведь лес — это не только деревья, сосны. Это уникальная флора и фауна, которая, конечно же, при вырубках пострадает. Но наша общая задача восстановить этот ущерб, и тут, думаю, ни БГУ, ни БГСХА не откажут в помощи – мы должны понимать, где  и какой лес садится, насколько  он  приживается. От лица БГУ готова предложить в рамках научных исследований подсказывать, как правильно заняться восстановлением леса.

Напомним, проект реализуют до 31 декабря 2024 года. РЖД должны будут высадить столько леса, сколько вырубили.

Татьяна Думнова, в свою очередь, предложила, чтобы сроки компенсационных посадок были закреплены в постановлении правительства РФ, а контроль за его исполнением будут осуществлять Министерство природных ресурсов России, субъекты РФ и общественные организации, в том числе на местах.

Внимание местным

О контроле на местах говорил научный сотрудник Геологического института СО РАН Евгений Кислов, председатель комиссии по развитию территорий, экологии и природопользованию Общественной палаты Республики Бурятия. Он просил, чтобы экологическую экспертизу вывели из государственной экспертизы и проводили ее на месте местные эксперты. «Сегодня не секрет, что госэкспертиза проходит в Красноярске, Санкт-Петербурге. Без выезда на место, без экспертов, которые знают.  Ведь на ООПТ наши экологи собаку съели, чего не скажешь о других», – отметил Кислов. 

Он же обратил внимание, что закон не решает проблем местного населения, особенно необходимо решить вопрос о 200-метровой полосе отчуждения. К примеру, рубить лес под минполосы по-прежнему нельзя. «В целом, говоря о том, что законом снимаются определенные ограничения в Центральной экологической зоне, я бы хотел сказать, что гораздо больше должны волновать ограничения, которые сейчас касаются людей. Они   даже не могут сделать противопожарные разрывы в населенных пунктах, наложены серьёзные ограничения на хозяйственную деятельность, вплоть до того, что в водоохранной зоне запрещено косить сено, производить выгул скота и даже копать землю. Под эти ограничения попадают целые населенные пункты. И тут российскому законодательству необходимо переходить от уровня запретительного к разрешительному, с использованием механизмов государственной экологической экспертизы»,  – отметил Кислов.

Эти моменты записали под протокол и обещали внести как поправки. Изменить попытаются и вопрос с экологической экспертизой. По проекту ее хотели упростить по срокам, делать наравне с технической и отдать специалистам из других регионов. Общественников это не устроило. И по их требованию, возможно, рассматривать все-таки будут местные эксперты. Плюс дополнительный контроль отныне будет и со стороны Общественной палаты Бурятии. Соглашение с ВСЖД подпишут в ближайшие дни.

– Соглашение о проведении общественного контроля за принятием решения, за реализацией – где рубят, как рубят. Это все мы будем видеть и доносить до нашей общественности, можно сказать, напрямую, – отметил Баир Бальжиров, председатель Общественной палаты Республики Бурятия, завершая встречу.

Все согласились, что баланс между экономическим развитием, освоением месторождений необходим, и он будет соблюден. Баир Бальжиров подчеркнул, что для жителей Бурятии выражение «священный Байкал»  это не просто слова, а отношение народа.

На этом вопрос о законопроекте еще не закрыт. По итогам совещания принят и ряд предложений. Их намерены в ближайшее время направить в правительство Российской Федерации.

Кол-во просмотров: 973

Поделиться новостью:


Поделиться: