Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

Как отразятся новшества законодательства на лесах Байкала

В федеральный закон об охране озера Байкал вносится исключение, по которому до 31 декабря 2024 года в центральной экологической зоне Байкальской природной территории допускается осуществление видов деятельности, необходимых для увеличения пропускной способности БАМа/Транссиба, - сообщило информационное агентство «Интерфакс» 16 июля.

Закон позволяет при строительстве и реконструкции железнодорожных объектов переводить земли лесного фонда в земли иных категорий, после чего допускается «проведение сплошных рубок». Данная новость потрясла многих, как местных жителей, проживающих вблизи вышеупомянутых магистралей, так и неравнодушных горожан, и жителей республики. Ведь речь идет об особо охраняемых природных территориях (ОПТ – прим. автора) Байкала. Пострадают ли они при модернизации Байкало-Амурской магистрали (БАМа), которая затрагивает север республики, и как это отразится на байкальской флоре и фауне? На эти и другие вопросы ответила заместитель министра природных ресурсов Республики Бурятия Марина Викторовна Капустина.

– Ветка БАМа проходит исключительно по северной части Республики Бурятия и затрагивает территорию региона незначительно. Там есть уже существующая насыпь, однопутка так называемая, одна колея, по которой производятся все железнодорожные перевозки. Сейчас будет строиться вторая линия на данной насыпи. Что касается рубки леса, я думаю, что значительных объемов рубки не будет. Еще раз повторяю, насыпь уже есть, просто по существующей насыпи будет вторая колея, - поясняет Марина Викторовна.

Что касается инфраструктурных объектов для обеспечения деятельности второй ветки, то здесь, как пояснила заместитель министра, конечно, есть ряд вопросов, которые необходимо будет согласовать.

– Полный перечень объектов нам пока не известен, он будет утвержден правительством Российской Федерации. Он будет включать только те объекты, которые будут необходимы для обеспечения деятельности этой ветки. Никаких жилых и рекреационных объектов там строиться не будет. Только целевое назначение.

Также Капустина поясняет, что разрешения, принятые законопроектом, временные, и будут действовать определенный период времени – до 1 января 2025 года.

Однако даже это не вселяет в жителей республики уверенности, что леса Байкала и прилегающие охраняемые территории останутся нетронутыми, или что действия, направленные на модернизацию железнодорожных магистралей, не нанесут ощутимый ущерб. Но Марина Викторовна поспешила заверить, что бояться нечего.

– Все проводится в рамках закона. Мы все понимаем, что железная дорога – это стратегический объект всей Российской Федерации. Для развития экономики, для увеличения пассажиропотока, для увеличения скорости грузоперевозок.  По одной колее невозможно пустить два поезда, один стоит ждет, пока второй проедет. Т.е. сейчас действует реверсивное движение. Колея построится, соответственно, скорость движения состава будет увеличена.

Заместитель министра природных ресурсов уверяет, что опасаться нечего, поскольку железная дорога касается охраняемых природных ресурсов на севере республики незначительно. Также ведомством будет вестись полный контроль за всеми строительными процессами. В том числе будет осуществляться контроль за переводом земель лесного фонда, а также за проведением сплошных рубок. Поскольку вторую ветку планируется проложить параллельно рядом с уже существующей, больших лесных территорий она не затронет.

 – Но планирование всех мероприятий будет проходить на основании планов по развитию этих территорий, которые будут согласованы с субъектами. Без одобрения регионов никакие работы не начнутся, – комментирует Мария Викторовна.

Также был затронут вопрос о возможной модернизации прилегающих к охраняемым природным территориям населенных пунктов. Заместитель министра пояснила, что данный законопроект направлен исключительно на модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, включение этих населенных пунктов в него не было предусмотрено.

Анастасия Кыштымова