Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

. Как сообщил министр финансов Всеволод Мухин, основные итоги исполнения республиканского бюджета за 2019 год характеризуются следующими показателями:

1) доходы составили 71,4 млрд  рублей, или 100,3% к уточненным плановым назначениям; 

2) расходы – 71,4 млрд  рублей, или 96,7% к уточненной бюджетной росписи;

3) бюджет исполнен с дефицитом 20 млн  рублей, или 0,1% к объему налоговых и неналоговых доходов;

  4) государственный долг Республики Бурятия составил 12,2 млрд  рублей, долговая нагрузка составляет 43,3% от налоговых и неналоговых доходов.

Расходы республиканского бюджета на оплату труда и взносы по обязательному социальному страхованию составили 9,9 млрд  рублей. На обязательное медицинское страхование неработающего населения было направлено 6,5 млрд  рублей. Социальные выплаты населению составили 7,1 млрд   рублей.

Расходы на капитальные вложения (без учета софинансирования объектов капитального строительства муниципальной собственности) составили 6,1 млрд  рублей при годовом плане 6,5 млрд  рублей (94,4%). Не выполнено 365,7 млн  рублей.

Межбюджетные трансферты местным бюджетам составили всего 27,1 млрд   рублей, или 97,6% годового плана (27,8 млрд  рублей). Субсидии бюджетным и автономным учреждениям – 6 млрд  рублей, или 99,3%.

По национальным проектам всего при годовом объеме ассигнований 12,5 млрд  рублей (в том числе федеральные – 10,2 млрд  рублей) исполнено 11,9 млрд  рублей (ФБ 9,7), или 95,4% (по федеральным – 95,1%).

Вопросы депутатов касались, в частности, увеличения собственных доходов, которые сегодня составляют 29% от всего объема бюджетных средств. Иринчей Матханов обратил внимание на снижение собственных доходов республики. Цырен-Даши Доржиев отметил пункты неэффективного использования бюджетных средств и их возврат. Спросили депутаты и о повышении заработной платы учителей, поддержке малого и среднего бизнеса. 

Как сообщил министр образования и науки Баир Жалсанов, повышение заработной платы учителям планируется. Необходимо более 700 млн на поэтапное повышение. По новой концепции будет убрана привязка к численности населения.

– В 2019 году мы с депутатами создали рабочую группу по новому подходу к принципу формирования фонда оплаты труда учителей, принято четыре этапа решения. Три из них уже реализовано, и в 2019 году фонд зарплаты учителей увеличился на 400 млн рублей, – отметил министр.

Это произошло за счет вывода обслуживающего персонала на муниципальный бюджет и также за счет выведения средств на коммунальные услуги, предоставляемые учителям в качестве меры поддержки  из размера заработного фонда, их теперь выплачивают через Министерство социальной защиты населения РБ. Что касается новой системы оплаты труда, то для отхода от численности населения и замены этого критерия на контингент детей потребуется около 750 млн рублей, что довольная большая сумма. Пока что в качестве первоочередной меры на сентябрьскую сессию министерство планирует подать бюджетную заявку на 77 млн рублей. Эта сумма потребуется на то, чтобы выровнять заработную плату в 230 школах,  в которых сегодня средняя зарплата ниже средней по трудовой деятельности в республике.

Изыскание 750 млн рублей станет следующим этапом работы по повышению заработной платы учителей, отметил министр образования и науки республики. 

Министр экономики Екатерина Кочетова доложила о доходной части бюджета-2019   и адресной инвестиционной программе. Заключение основным параметрам бюджета дал председатель Счетной палаты Бурятии Евгений Пегасов. 

В режиме видеоконференц-связи приняла участие первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Елена Перминова.

– Депутаты уже отметили, – подчеркнула она, – что собственные доходы бюджета выросли недостаточно, но хочется отметить, что рост есть, он составил 8,4%. Конечно, зависимость бюджета от федерального центра достаточно высока, она составляет 60,5% в структуре всех доходов региона. Но здесь есть и объективные причины. Так, в 2019 году уже начали реализовываться нацпроекты и значительные суммы поступили по ним. Кроме того, серьёзным подспорьем стали субсидии после включения в состав Дальневосточного федерального округа. Плюс сенатор Варфоломеев – сильный лоббист, который всячески добивается выделения средств Бурятии.

Она обратила внимание на показатели неисполнения бюджета, на чем в ходе публичных слушаний отдельно остановился председатель Счетной палаты Бурятии Евгений Пегасов. Напомним, по его словам, в Бурятии объем неиспользованных федеральных денег вырос в 1,5 – 2 раза, лишь по такому направлению, как «капитальное строительство» не освоено порядка 770 млн рублей. Причем большая часть из которых – за счет слабой организации работы. На эти средства не построены дороги, социальные объекты.

– Наверное, все же  получение больших субсидий из федерального бюджета требует эффективного использования и хорошей организации работы, –  уверена Перминова. – Мы сегодня будем рассматривать у себя в Совете Федерации проблему исполнения федеральных адресных инвестиционных программ, хочу сказать, что проблема здесь у Бурятии схожа с остальными регионами. Зачастую регионы добиваются включения объектов в различные программы, не имея даже на руках достаточной проектно-сметной документации и экспертиз. На это нужно обратить серьезное внимание.   

К положительным моментам Перминова отнесла ситуацию с государственным долгом. Что касается дотационности, то в прошлом году в Бурятии дотации составили 43% от объема бюджета.

– Это приемлемый уровень, в отличие от других регионов России, где дотации зашкаливают местами за 80%, а в двух субъектах превысили и 100%. Здесь в Бурятии ситуация неплохая. Что касается структуры госдолга, то она говорит о том, что большая часть заимствований произведена из коммерческих банков, а это увеличивает нагрузку на бюджет по обслуживанию кредитов, – сказала она.

На это она также призвала обратить внимание, но подчеркнула, что в целом правительство Бурятии и Министерство финансов региона ведут бюджетную политику грамотно. 

О постоянной работе над бюджетом-2019 рассказал председатель бюджетного комитета Народного Хурала Зоригто Цыбикмитов. Остановившись на некоторых цифрах, он подчеркнул, что «финансовая устойчивость Республики Бурятия показала себя с лучшей стороны». 

– В Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» вносились восемь раз изменения по основным характеристикам республиканского бюджета. Для оперативного освоения бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста  в связи с вхождением республики в Дальневосточный Федеральный округ, были расширены дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон о бюджете в соответствии с решениями руководителя финансового органа. Республика освоила межбюджетных трансфертов по данному направлению в сумме 3 624,2 млн  рублей, – сообщил депутат.

Также он обратил внимание, на чем необходимо сосредоточиться в этом и следующем годах при формировании и реализации бюджета. В настоящее время устойчивость бюджетной системы приобретает особую значимость. Распространение коронавируса оказывает отрицательное влияние на уровень экономической активности практически во всех секторах экономики. Есть риски серьезного недопоступления налогов, – подчеркнул Цыбикмитов. – Ввиду особенностей финансовой системы   значительную часть последствий республиканский бюджет почувствует в конце текущего и начале следующего года, когда и происходит зачисление средств по многим налогам. В связи  с чем основной задачей становится сбалансированность и устойчивость республиканского бюджета на 2020 год и плановые периоды. Необходимо в полном объеме сохранить финансирование всех запланированных государственных программ.

На недостаточное финансовое обеспечение госпрограммы развития АПК и сельских территорий в Бурятии обратил внимание председатель комитета по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку Петр Носков.

– В 2019 году объем финансирования государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия» из двух уровней бюджетов составил 1 млрд  160 млн  рублей, из которых порядка 760 млн  рублей были направлены непосредственно на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие сельских территорий. В том числе средства федерального бюджета составили 402 млн  рублей. Но при этом в общем объеме расходов удельный вес финансирования госпрограммы всего составил 1,6%  против 2,1% в 2018 году.  Комитет считает, что для развития регионального агропромышленного комплекса уровень финансирования госпрограммы является недостаточным. Недофинансирование негативно сказывается  как на состоянии отрасли в целом, так и на выполнении  целевых индикаторов.   

Он подчеркнул, что увеличение уровня обеспеченности республики сельскохозяйственной продукцией собственного производства и развития отрасли в целом возможно при решении задач технической и технологической модернизации отрасли, улучшении племенного дела в животноводстве и его кормовой базы, развитии семеноводства сельскохозяйственных культур.  И предложил предусмотреть финансирование грантов на строительство молочно-товарных ферм на 200 голов  по аналогии с грантовой поддержкой семейных животноводческих ферм.  К сожалению, на сегодняшний день крупные молочно-товарные фермы остались только в восьми  хозяйствах республики, причем состояние большинства из них характеризуется моральной и физической изношенностью, слабым техническим оснащением. А строительство новых ферм сдерживается отсутствием финансовых возможностей у хозяйств  и требует решения данного вопроса на республиканском уровне. Носков отметил, что в 2019 и 2020 годах гранты получили по 26 начинающих фермеров, что в разы меньше количества поданных заявок на конкурсный отбор (в 2019 году – 91 заявитель, в 2020 году – 133 заявителя). 

– В конкурсном отборе участвует много достойных. Являясь членом конкурсной комиссии, я могу с полной ответственностью заявить, что в текущем году было не менее 70 проектов, достойных получения гранта. Поэтому работу в этом направлении нужно продолжать.