Прерванное детство

Хлебнула сполна все тяготы военного времени, шила и вязала теплую одежду для бойцов Красной армии, писала письма тем, кто ушел на фронт, воодушевляя их на подвиги.
Общество |
Фото Прерванное детство

Этой теме была посвящена вторая республиканская конференция БРО «Дети войны», которая прошла 5 февраля 2020 года в малом зале Народного Хурала РБ, но на ней не было официальных лиц от главы РБ, руководства Народного Хурала, правительства, местного самоуправления города Улан-Удэ и районов республики, за исключением заместителя министра социальной защиты РБ, хотя накануне они были извещены письменно с просьбой оказать поддержку в проведении конференции.  О чем же там шла речь? Мы попросили поделиться своими мыслями одного из участников председателя РОО «Защитники России» Владимира Маркова.

Почему вы приняли участие в конференции  и о чем говорили в своих выступлениях ее участники?

– Конференция проходила под флагом подготовки к юбилею Великой Победы. Нужно было услышать мнения участников из районов о проблемах детей войны, наметить пути их решения и добиться от властей всех уровней достойного статуса для детей войны. Они действительно помогали фронту в тылу, производя продовольствие, одежду, оружие и боеприпасы, ухаживали за ранеными в эвакогоспиталях, участвовали в боевых действиях, в партизанах, немало их погибло в боях и при карательных операциях врага. Многие были насильственно угнаны в концлагеря и на работы в Германию, часть из них погибла. Несколько подростков удостоено высокого звания «Герой Советского Союза», среди них Марат Казей, Валя Котик, Володя Дубинин, немало детей награждены орденами и медалями за ратные и трудовые подвиги.

В моей семье теща Дулгар Будаевна Ринчинова, 1928 года рождения, заслуженный учитель школы Бурятской АССР, отличник народного просвещения РСФСР, преподаватель родного языка, режиссер лучшего в Советском Союзе народного театра с. Баянгол Баргузинского района (1977 год), работала подростком в колхозе от зари до зари, отправляя продовольствие фронтовикам, сама голодала, спасаясь ловлей рыбы в реке Баргузин. Хлебнула сполна все тяготы военного времени, шила и вязала теплую одежду для бойцов Красной армии, писала письма тем, кто ушел на фронт, воодушевляя их на подвиги. В прошлом году о своем детстве того времени она написала книгу «Дети войны», волнующую душу человека. По мастерству изложения, на мой взгляд, книга превосходит даже произведение иного маститого,  профессионального писателя. Это свидетельство духа героического поколения победителей! Читаешь эту книгу как исповедь, и ком горечи подкатывает к горлу.

У Дулгар Будаевны погиб в 1944 году старший брат, политрук роты и парторг батальона  Буда Будаевич Ринчинов, которому она писала письма. Обстоятельства гибели брата были долго неизвестны, пока не опубликовали наградной лист в интернете два года назад  через Архив Советской армии  в материалах Министерства обороны СССР от 19 и 27 марта 1944 года. Согласно наградному листу, брат Буда в армии с 1942 года, получил в 1944 году орден Красной Звезды за уничтожение в атаках 1943 года 75 гитлеровских солдат и офицеров. При освобождении Смоленска в 1944 году, отбив с батальоном восемь атак противника, повел батальон в атаку и лично уничтожил 11 солдат и одного офицера, но от прямого попадания снаряда погиб смертью храбрых. Вначале посмертно   представлен командиром дивизии к ордену Александра Невского, но затем командующим корпуса был представлен к более высокой награде - ордену Отечественной войны II степени. Дулгар Будаевна запросила из военного архива удостоверения о наградах брата, но ей ответили, что нужно подтвердить свое родство документами, которых в архиве Баргузинского района найти не удалось. Ещё Дулгар Будаевна после войны, выполняя завет погибшего брата, несмотря на большие трудности, окончила БГПИ, получила высшее образование и стала учителем. Она относится к ветеранам тыла и детям войны, однако ей, согласно закону, не выплачивается пособие за второй статус по мотивам, что она получает пособие как ветеран тыла. Справедливо ли это? К чему такая кощунственная экономия?

Участники конференции обращали внимание властей на мизерное пособие в 500 рублей (ранее было 300 рублей), выплачиваемое детям войны по закону Бурятии с мая 2019 года. Недавно внесена законодательная инициатива депутатов Народного Хурала об увеличении пособия до одной тысячи рублей, однако из-за того, что глава республики не дает согласие на затратный закон, инициатива не поддержана. Я подумал, что республика вполне может увеличить размер пособия даже не на 500 рублей, а значительно больше, так как всего детей войны в республике осталось чуть более 6 тысяч. Нам же заместитель министра соцзащиты РБ очень бодро докладывал, что всем детям войны без задержек выплачивается пособие. Большая ли в этом заслуга правительства РБ? А ведь дети войны  после войны поднимали из руин нашу разорённую страну, это они вывели ее на самые передовые позиции в мире! Неужели мы не отблагодарим их за это?!

Почему только в некоторых субъектах Федерации принят закон о социальной помощи детям войны? Почему не принимается федеральный закон? Многие участники конференции с горечью сетовали на такое черствое отношение к ним нынешних властей всех уровней. Дети войны из-за дороговизны продуктов и маленькой пенсии не могут позволить себе даже самого необходимого. Не получается ли так, что они испытывают сейчас вновь пережитое? Но тогда шла война, не было возможностей лучшей жизни. Почему же сейчас, когда есть все условия у государства, пока дети войны живы (самым младшим из них скоро исполнится 75 лет), не улучшить их социальное положение?

     Я предложил объединяться всем общественным силам, чтобы изменить положение к лучшему. Установить для детей войны льготы на проезд в общественном транспорте, улучшить жилищные условия нуждающимся, обследовав жилье каждого, окружить  вниманием подрастающего поколения, установить шефство над ними, ко Дню Победы выплатить по 25 тысяч единовременное пособие, а не тысячу рублей, как планируется, изучить другие предложения по увеличению социальных льгот для детей войны.

     Каким образом можно сегодня действовать?

     – Впереди предстоят выборы в Государственную Думу РФ, главы Республики Бурятия.  Вижу законный и эффективный способ воздействия на власти всех уровней: если каждому из более 6 тыс. детей войны сагитировать своих родственников, друзей и знакомых примерно до 100 человек голосовать на выборах за другого кандидата, а не за кандидата от партии власти, в итоге будет другой представитель в этих органах, который решит проблемы детей войны. Мне этот способ помог решить в республике в свое время проблемы так называемых самовольщиков и рабочих Улан-Удэнского производственного приборостроительного объединения, которое пытались довести до банкротства. С ними пришлось проводить массовые протестные мероприятия, выступления в СМИ и обращаться   в федеральные органы власти за защитой нарушенных прав. Республика тогда вышла на первое место в России по количеству протестных мероприятий как самый неспокойный регион, что привело в дальнейшем к отставке главы республики. А на выборах в Народный Хурал в 2018 году партия власти «Единая Россия» не набрала абсолютного большинства, получив впервые за всю историю всего 41% голосов при относительно низкой явке избирателей – 39%. Тогда реальная угроза утраты власти вынудила чиновников всех уровней принимать нужные для народа решения. Ведь по-другому ничего не получалось. Поэтому уже сейчас всем нам надо начинать эту деятельность, чтобы понудить власти к конкретным действиям по решению назревших проблем детей войны.

Что нужно сделать к юбилею Победы и после него?

     – Я с удовольствием выслушал выступление руководителя Иволгинского отделения БРО ООО «Дети войны», которая ярко рассказала об опыте их работы: они возвели памятник «Дети военной поры», посвященный детям войны, в поселении «Иволгинское»; проводят большую общественную работу по воспитанию патриотов среди молодежи: регулярно рассказывают на встречах о своей жизни в период войны и после нее; издали книгу о детях войны, создали в школах экспозиции о Великой Отечественной войне, посвященные детям войны. Таким образом  они выполняют государственную функцию по воспитанию подлинного, а не парадного патриотизма, которого так не хватает сейчас у части населения, особенно у молодежи, не знающей порой историю своей страны  либо знающей только в черных красках, тиражируемых в мифах о войне в современных фильмах, учебниках, книгах и других изданиях.  Мной предложено распространить этот положительный опыт в республике, издать книгу и фильм о детях войны Бурятии, направить материалы в Москву, где сегодня концентрируются все материалы к юбилею Победы, чтобы они вошли в федеральные издания об истории войны.

    Сегодня история войны грубо искажается не только за рубежом, где пытаются злобно оболгать нашу победу на фронте и в тылу. Этому способствуют и отечественные «историки», ложь и клевета которых требует от нас достойного отпора, которого не хватает у официальных органов власти. Дети войны, пережившие войну на собственной судьбе, должны быть поддержаны нашим государством, мобилизованы на борьбу с  лжецами, потому что живые свидетели той войны всегда убедительнее трудов даже больших специалистов по истории. Необходимо вовлечь сегодня в эту работу детей, внуков и даже правнуков детей войны, которые могут предоставить много редких материалов о своих дедах, бабушках, отцах и матерях, а вступив в эту общественную организацию, увеличить численность и боевитость организации «Дети войны», с которой будут вынуждены считаться все властные структуры республики и страны.          

Кол-во просмотров: 15206

Поделиться новостью:


Поделиться: